Главная Для печати
|
Этапы реализации стратегии развития Астраханской области
|
Временное планирование относится как к отдельным проектным линиям (глубине проекта), так и к общим этапам реализации стратегии, где достигается синхронизация различных проектов – вплоть до формата кластерной кооперации. Последнее становится возможным при условии изменений в схемах территориального управления и при условии постоянного переговорного процесса между участниками ситуации.
Этап 1. 2006-2008 гг.
(проекты, финансирование которых может быть учтено при корректировке бюджета)
1. Формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния
Проектные направления:
-
Организация празднования 450-летия Астрахани как международного проекта на Каспии;
-
Учреждение в Астрахани Каспийского Центра стратегических разработок;
-
Создание в Астрахани не менее одного инновационного ВУЗа.
Задачи:
-
Подготовка содержательной программы российских международных инициатив на Каспии в рамках празднования 450-летия Астрахани:
-
инициативы по развитию транспортного коридора «Север-Юг» (на основании анализа функционализации транспортных узлов Каспия и разработки роли Астрахани в развитии каспийской транспортной схемы);
-
экологические инициативы;
-
инициативы в области охраны и воспроизводства рыбных ресурсов Каспия и т.д.
-
Размещение в ВУЗе (формируемом как инновационный) федеральных заказов на НИР и ОКР.
-
Привлечение студентов из стран Каспия и республик Юга России.
2. Диверсификация корпоративной организации нефтегазового сектора.
Проектные направления:
привлечение в область новых субъектов, занимающихся добычей и транспортировкой газа и нефти на Каспийском шельфе.
Задачи: оптимизация и расширенное воспроизводство работы нефтегазового сектора:
Проект диверсификации отрасли выполняет классическую функцию «стартера» - в смысле, что обеспечивает стабилизацию ситуации и накопление ресурсов, необходимых для дальнейшего (среднесрочного и долгосрочного) разворачивания стратегии.
Нефтегазовый комплекс, несмотря на его значительную роль в наполнении областного бюджета, вряд ли может стать тем инструментом, который существенным образом будет влиять на положение Астраханской области в региональном пространстве в долгосрочной перспективе. Его назначение в рамках стратегии – создавать устойчивый фон экономического положения области, на базе которого надстраиваются более технологичные и более сложные, с точки зрения современной экономики, действия по экономическому росту. Исходя из этой задачи, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о приходе в отрасль новых «игроков» (наряду с Газпромом и ЛУКойлом).
Региональный смысл проекта в нефтегазовой сфере может состоять в обеспечении доступа к быстро прогрессирующим рынкам углеводородов, что предполагает создание каналов транспортировки в западном направлении к Азовско-Черноморскому бассейну, и – далее – к восточной и центральной Европе1. Одновременно, для воспроизводства сферы необходимо подготовить условия для разработки еще не освоенных месторождений – либо за счет особо оговоренного партнерства с Газпромом и Лукойлом, либо на основе создания «местной» (третьей) региональной компании. К этой задаче инфраструктурного характера добавляется необходимость вкладов в сложные технологии добычи на шельфе (включая экологические нормативы), а также достройка местной транспортной инфраструктуры (порт Оля и т.д.).
Основная проблема, которую придется решать в ходе реализации этого проекта – монополизация добычи и транспортировки со стороны двух крупных компаний, для которых этот регион не является приоритетным и, в то же самое время, сегодняшняя зависимость области от их деятельности (25% ВРП). Это означает, что при условии абсолютного роста показателей добычи и транспортировки в этой сфере, область заинтересована в относительном снижении ее значимости для региона и его экономики.
3. МТК «Север – Юг» и развитие мультимодального транспортного узла
Проектные направления:
Развитие транспортных инфраструктур между Казахстаном и Россией, а также Южной, Восточной и Центральной Европой.
Задачи: завершение текущих транспортных проектов:
-
Строительство объездной дороги вокруг Астрахани, соединяющей транспортные магистрали международного значения (Е-40 «Запад-Восток» и 6-й «Север-Юг»);
-
Строительство моста через р. Кигач, обеспечивающего связь с Казахстаном;
-
Завершение недостроенных сооружений в порту Оля; строительство причальных стенок (федеральная собственность) для привлечения дальнейших инвестиций со стороны частного бизнеса;
-
Реконструкция аэропорта2;
-
Модернизация «капиллярной» транспортной сети области3;
-
Развитие контейнерной технологии перевозок4.
Со стратегической позиции наиболее перспективным ресурсом области является ее «транзитное» положение на пересечении целого ряда международных и региональных маршрутов (коридоров). В значительной степени этот набор возможностей учитывается в проекте МТК «Север – Юг», который, в то же самое время, рассматривается как национальный проект, позволяющий крупному российскому бизнесу проникать на рынки Средней, Центральной и Южной Азии. МТК «Север – Юг», с точки зрения национальных приоритетов, является направлением конкурентным как по отношению к сложившимся транспортным потокам (традиционные пути через Суэц и Босфор), так и по отношению к новым международным инициативам, возникающим на постсоветском пространстве, в т.ч. и тем, которые не проходят по российским территориям (TRACEKO)5.
Основная проблема, которая препятствует практической реализации этого проекта, - отсутствие устойчивости в объемах грузоперевозок через Волго-Каспийский бассейн. И хотя за последние годы общий объем значительно вырос, в его отдельных потоках заметны значительные колебания. Его формирование, помимо финансовых инвестиций, должно обеспечиваться политическим переговорным процессом и инициативами в области межрегионального законодательства. Отсутствие необходимых в таких случаях политических и правовых решений резко снижает конкурентоспособность проекта – по сравнению с его конкурентами.
Кроме того, без серьезной модернизации транспортной схемы и инфраструктуры самой Астраханской области следующий шаг проекта не может быть реализован. Таким образом, улучшение областной (капиллярной) транспортной системы6, так же как и реконструкция судостроительных производств, должны пониматься как проекты подчиненного масштаба, обеспечивающие дальнейшее формирование МТК.
4. Модернизация АПК, подготовка условий для создания конкурентоспособного сельскохозяйственного кластера
Проектные направления:
-
Модернизация и развитие мелиорации и поливных систем;
-
Привлечение в Астрахань торговых сетей с целью обеспечить «импорт» стандартов качества продукции;
-
Кластерная политика, направленная на вертикальную интеграцию в региональные и межрегиональные рынки (географические и сезонные);
-
Выход на межрегиональные рынки (географические и сезонные).
Задачи:
-
Кооперация с торговыми перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями (направленная на капитализацию с/х производства области);
-
Разработка кластерной политики области по отношению к агропромышленному сектору (в рамках южного мегарегиона России);
-
Консолидация на мерах по правовой защите и укреплению бренда продукции области;
-
Технологизация сельхозпроизводства.
Проект модернизации АПК области имеет практический экономический смысл в средне-срочной перспективе, поскольку сельское хозяйство АО требует весьма серьезных инвестиций, которые окупаются при условии точного и достаточно длительного поиска и выстраивания своей позиции на вновь сформированных национальных и международных рынках. Процесс «пересборки» и нового позиционирования на формирующихся рынках не может завершиться в течение 2-3 лет. Однако, с учетом значимости отрасли для сельского населения (наряду со сферами аквакультуры и туризма) проект можно рассматривать как стартовый, но с пониманием того, что основные результаты станут ощутимы на втором (2009 – 2011 гг.) этапе стратегии.
Проектная (стратегическая) ставка на АПК в области имеет практический смысл только в связи с формированием крупного агропромышленного кластера на Юге России – в составе Краснодарского и Ставропольского края, Ростовской и Волгоградской областей. Даже в период стабильного функционирования сельское хозяйство области отличалось высоким уровнем специализации (овощи, бахчевые, животноводство) и, таким образом, его ресурсов и номенклатуры продукции не достаточно для создания полноценного рынка сельхозпродуктов. Общая (с российским Югом) стратегия производства и сбыта позволяет рассчитывать на создание сельскохозяйственного региона, имеющего долгосрочные и диверсифицированные по видам продукции и сезонам связи с международными и национальными торговыми сетями.
Ключевой проблемой является нынешняя раздробленность агропромышленного сектора, что препятствует притоку инвестиций – остро необходимых для восстановления засоленных и заболоченных земель, а также для реконструкции ирригационной системы. Кроме того, сельскохозяйственный комплекс по тем же причинам оказался в стороне от процессов диверсификации по различным типам рынков (как в отношении распределения по сезонам поставки, так и по видам продукции – консервированные, переработанные, свежие и т.д. овощи). В то же время, перспективы развития АПК Астраханской области связаны со становлением общей деловой инфраструктуры города Астрахани.
Таким образом, даже при благоприятном развитии ситуации быстрое решение проблем АПК невозможно в силу инфраструктурных проблем, а также с учетом времени, необходимого для формирования устойчивых кластерных связей с соседними регионами российского Юга. В стратегической перспективе АПК начинает становиться сколько-либо серьезным фактором экономического роста в среднесрочном (не менее 5-7 лет) масштабе.
5. Создание туристического кластера
Проектные направления:
Организация празднования 450-летия города – как проекта по маркетингу территории на национальных и международных рынках. Кооперация между субъектами туристской и сервисной деятельности.
Организация мероприятия международного масштаба (например, международного фестиваля рыбалки)7.
Задачи:
-
Легализация теневого бизнеса;
-
Разработка специализированных туристических зон и маршрутов в рамках подготовки к 450-летию города;
-
Привлечение инвестиций в модернизацию объектов сервисной экономики;
-
Реабилитация городской среды города Астрахани.
Развитие туристического кластера в контексте стратегии следует рассматривать как условие для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории. По сути, он должен рассматриваться как относительно быстро окупаемый инструмент строительства инфраструктур.
Основные проблемы, которые возникают в этом секторе деятельности, связаны с низким уровнем прозрачности, предельной раздробленностью сферы и, следовательно, имеющихся финансовых потоков. Это препятствует последовательной инвестиционной политике и переходу на диверсифицированный тип туристических услуг, способных тем или иным образом «разгрузить» давление на природные ресурсы.
Очевидным проектным ходом в этой ситуации (на первом этапе стратегии) является создание событийного повода, достаточно привлекательного как для объединения усилий разрозненных субъектов туристической активности, так и для привлечения инвестиций в модернизацию имеющихся инфраструктур (прежде всего, в городе и на транспорте). Этим поводом может стать празднование юбилея города в 2008 году, что позволяет привлечь ресурсы федерального уровня и бизнеса, а также конструирование сезонного международно привлекательного события, работающего на известность региона в четко идентифицированном сегменте международного туризма8.
6. Модернизация рыбного комплекса, включая развитие центров аквакультуры
Проектные направления:
-
Санация отрасли и переход к возобновлению рыбных ресурсов;
-
Формирование системы экономически эффективного возобновления биоресурсов;
-
Реализация проектов в сфере технологической аквакультуры (разведение осетровых и получение икры в искусственных условиях: промышленное производство и комбикормовые заводы).
Задачи:
-
Восстановление и прочистка рыбоводных каналов;
-
Проведение дноуглубительных работ на каналах-рыбоходах авандельты и нерестовых массивах дельты Волги;
-
Реконструкция рыбоводных заводов;
-
Создание центра по выращиванию осетровых видов рыб.
На первом этапе реализации стратегии усилия направлены на санацию сферы и восстановление «портфеля» естественных биоресурсов. Этот комплекс работ направлен на подготовку условий для дальнейшей технологизации (собственно, переходу к аквакультуре) и поиск устойчивых сегментов рынка, способных обеспечить устойчивый долговременный спрос (рост спроса) на продукцию.
Отрасль промышленного рыболовства и аквакультура, традиционно относимые к зоне АПК, становятся в стратегической перспективе элементами туристического кластера – в той мере, в какой способны вернуть себе статус «визитной карточки» территории и стать составными частями общей «технологии гостеприимства», необходимой для нормально протекающих инвестиционных процессов.
С учетом социальной значимости «рыбной отрасли» и ее перспектив для создания дополнительной системы рабочих мест, основанных на традиционной системе занятости, проекты раз-вития этой сферы являются обязательными на этапе стабилизации ситуации в Астраханской области. Основные усилия следует направить на задачу технологического оснащения сферы аквакультуры, которой придется конкурировать с аналогичными проектами, инициированными странами ЕС, Китаем и Израилем. Основная проблема состоит в нежелании основных держателей рыболовного промысла и промышленного производства икры и рыбы легализовать собственную деятельность, а также в отсутствии деловых связей с крупными дистрибьюторами (торговыми сетями и оптовой торговлей).
Формирование кластерной взаимосвязи с туристической индустрией и индустрией гостеприимства в целом является одним из условий восстановления и расширенного воспроизводства этого вида деятельности.
7. Развитие городской среды (агломерация Астрахани)
Проектные направления:
-
Использование юбилея (450-летия) Астрахани для развития городских инфраструктур – в установке на превращение города Астрахани в геоэкономический и геокультурный центр региона;
-
Развитие городской агломерации Астрахани как плацдарма для формирования транспортно-логистического и туристического кластера, технологического обеспечения нефтегазовой и судостроительных отраслей, а также «экономики досуга»;
-
Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения города;
-
Модернизация и развитие образовательных и научных центров, связанных со специализацией направлений регионального развития.
Задачи:
-
Разработка комплекса мер по подготовке празднования 450-летия Астрахани (с учетом перспектив развития указанных выше секторов экономики);
-
Реконструкция городской жилищной, деловой и досуговой среды, включая увеличение темпов жилищного строительства до 20-25% в год:
-
ликвидацию аварийного и ветхого жилья;
-
инженерное обустройство площадок под строительство жилых домов;
-
реконструкцию и строительство очистных сооружений, а также инженерных сетей водопровода и канализации и др.
-
строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры.
Проект развития городской среды Астрахани становится «сопровождающим» для всех остальных проектных линий, в качестве условия и инфраструктуры для их успешной реализации. Но если на первом этапе задачи сводятся, преимущественно, к инженерной и отчасти планировочной реконструкции, то второй этап предполагает становление целевой культурной политики, формирующей гуманитарную, рекреационную и образовательную инфраструктуры.
Астрахань без адекватной управленческой, информационно-коммуникационной и транс-портной инфраструктуры оказывается лишним элементом в геоэкономической схеме Прикаспия и не может использовать преимущества своего географического положения. Активный вариант раз-вития предполагает существенные вложения в городскую среду, позволяющие сформировать новую экономику досуга, привлечь сюда представительства крупных дистрибьюторских и транспортных компаний, обеспечить необходимый уровень образовательных и культурных сервисов9. В целом, речь идет о формировании городской культурной политики, «собирающей» региональную экономику через фокус организации городской среды.
Таким образом, по целому ряду важнейших признаков на первый план выступает проект реконструкции городской среды Астрахани, который должен включать создание генплана развития, а также ряд других шагов, связанных с формированием позитивного образа города на карте формирующегося региона. Поскольку проект «город Астрахань» имеет структурообразующее значение для любой сценарной версии (на нем «вырастают» транспортный, туристический, сельскохозяйственный и т.д. проекты), то следовало бы использовать любые доступные способы и средства для его ускоренной реализации. В этой связи, наступающее в 2008 году 450-летие Астрахани можно использовать как повод федеральных и региональных вкладов в его инфраструктуру.
8. Оптимизация регионального и муниципального управления
Проектные направления:
-
Внедрение технологии БОР. Концептуальная разработка:
-
перехода к «результативному управлению»;
-
приоритетов деятельности Правительства области;
-
приоритетных целей и программ Министерств по их достижению;
-
индексов эффективности деятельности органов исполнительной власти;
-
реестра бюджетных услуг;
-
критериев качества бюджетных услуг;
-
внутриобластных нормативов финансирования бюджетной сети.
-
Концептуальная разработка Стратегии социально-экономического развития региона и приоритетов деятельности органов исполнительной власти области;
-
Стимулирование административной и бюджетной реформы в муниципальных образованиях.
Задачи:
-
Разработка плана и запуск внедрения БОР в Правительстве области;
-
Разработка плана и запуск внедрения БОР в муниципалитетах;
-
Разработка концепции и принципов формирования бюджета развития области;
-
Разработка системы и принципов аутсорсинга на бюджетные услуги; Инициация и поддержка общественных инициатив в сфере общественно-государственного управления.
Вторым базовым (после реконструкции городской среды) условием успешной реализации всех без исключения проектов является оптимизация управления бюджетом области и муниципалитетов, способная инициировать изменения во всех ключевых сферах деятельности. Однако в настоящий момент этот механизм не согласуется с целями, поставленными областным руководством. Дисбаланс между заявленными ориентирами и реальным режимом функционирования бюджета заметен, прежде всего, в следующих проблемных зонах:
-
схема бюджетного управления воспроизводит ежегодные затраты, калькулируемые «снизу», от бюджетополучателей, и не обеспечивает возможности управлять достижением результатов, реализующих политические цели (приоритеты) руководства области;
-
традиция «управления затратами, а не результатами» ведет к росту расходов бюджета, пропорциональному росту доходов, так как не позволяет сформировать бюджет развития для концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Технологии работы с бюджетом, ориентированные на создание «бюджета развития» (БОР, результативное управление) не находят пока применения в схемах управления, что становится особенно опасным в условиях роста бюджетных обязательств в социальном секторе.
Требуется пересмотр принципов бюджетного управления с учетом административной реформы, с одной стороны, и задачами стратегического развития области – с другой.
9. Развитие судостроения (рынок стран Каспия: нефтегазовый сектор, МТК, промышленное рыболовство)
Проектные направления: вывод судостроения Астраханской области на рынок стран Каспия.
Задачи:
-
Совершенствование законодательства;
-
Государственные преференции судостроительству и судоремонту;
-
Упрощенный порядок разрешения на ремонт военных кораблей стран СНГ;
-
Привлечение заказов;
-
Согласование развития с МТК «Север-Юг», нефтегазовым сектором и промышленным рыболовством.
Этап 2. 2009-2011
(проекты, попадающие в следующий бюджетный цикл)
На втором этапе стратегия предусматривает интенсивное формирование региональных кластеров на базе: АПК (в тесной кооперации и специализации с другими регионами Юга России); туристической индустрии (в партнерстве с АПК и рыбным хозяйством) и МТК «Север – Юг» (при условии налаженных информационных и политических контактов с другими странами Каспия).
Структурообразующим фактором по-прежнему является формирование среды города Астрахани, с акцентом на создание дистрибутивного торгово-транспортного центра.
1. Формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния
Проектные направления:
-
Выдвижение международных российских инициатив на Каспии (по развитию транс-портного коридора «Север-Юг», экологических, в области охраны и воспроизводства рыбных ресурсов Каспия);
-
Развитие в Астрахани не менее одного инновационного ВУЗа.
Задача - исследовательская и концептуальная проработка на базе инновационного ВУЗа и Каспийского Центра стратегических разработок повестки российских инициатив на Каспии.
2. МТК «Север – Юг»
Проектные направления:
развитие транспортных инфраструктур между Казахстаном и Россией, а также Южной, Восточной и Центральной Европой.
Задачи:
-
Институциональное выравнивание условий экономической деятельности в регионе Прикаспия10;
-
Активное участие в реализации федеральных программ «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)» и «Юг России»;
-
Значительное увеличение грузопотока в международном торговом обмене11.
3. Модернизация АПК, создание конкурентоспособного сельскохозяйственного кластера
Проектные направления:
-
Привлечение в Астрахань торговых сетей с целью обеспечить «импорт» стандартов качества продукции (в том числе стандартизация и диверсификация продукции по рынкам сбыта);
-
Кластерная политика, направленная на вертикальную интеграцию в региональные и межрегиональные рынки (географические и сезонные).
Задачи:
-
Реализация политики развития агропромышленного кластера;
-
Привлечение в область агропромышленных холдингов;
-
Экспансия на внешние рынки.
4. Создание туристического кластера
Проектные направления:
-
Технологизация и стандартизация деятельности в формирующемся кластере;
-
Позиционирование туристического потенциала Астраханской области на мировом рынке туристических услуг.
Задачи:
-
Импорт мировых стандартов качества и доведение качества услуг до мирового уровня;
-
Экспансия на мировой рынок туристических услуг;
-
Переход к регулярному проведению международных событийных мероприятий, включая чемпионаты мира по рыбалке, фестивали и т.д.;
-
Увеличение доли туристического кластера до 6-9% ВРП.
На втором этапе реализации стратегии туристическая деятельность становится ядром кластера, который позволяет экономически целесообразно использовать часть ресурсов, находящихся в зоне АПК, аквакультуры, технологий природопользования, социальной сферы и образования.
5. Рыбный комплекс и аквакультура
Проектные направления:
-
Реализация проектов в сфере аквакультуры (разведение осетровых и получение икры в искусственных условиях; промышленное производство комбикормовые заводы) под цели выхода на новые рынки и формирования туристического кластера;
-
Создание устойчивой технологической базы воспроизводства биоресурсов.
Задачи:
-
Изменение институционально-правовой среды использования биоресурсов Волго-Каспийского бассейна;
-
Создание условий для расширенного воспроизводства биоресурсов. В том числе:
-
восстановить промысловые запасы ценных видов рыб до уровня 320-370 тыс. тонн, что в свою очередь приведет к увеличению квот на вылов ценных видов рыб до 60-70 тыс. тонн в год;
-
увеличить производство товарной рыбы до 8-10 тыс. тонн;
-
увеличить производство в области товарных осетровых на 200 тонн и пищевой икры на 2 тонны в год;
-
обеспечить стабильные ежегодные объемы выпуска молоди белорыбицы в р. Волгу с 2009 года - до 10-15 млн. шт. и получение товарной рыбы с 2010 года в размере 30 тонн;
-
создать «кластерные ядра», ориентированные на туризм, эксклюзивную пищевую промышленность, тематические туры, специализированные кафе и рестораны и т.д.
-
Разворачивание технологичных проектов в области промышленной аквакультуры, которые способны конкурировать на мировом рынке промышленного производства с ЕС, Китаем, Израилем и т.д.;
-
Строительство транспортно-живорыбных судов.
6. Развитие городской среды (Астрахань)
Проектные направления:
-
Развитие городской агломерации Астрахани как плацдарма для формирования транспортно-логистического и туристического кластера, технологического обеспечения нефтегазовой и судостроительных отраслей, а также «экономики досуга»;
-
Формирование городской сети «экономики свободного времени»;
-
Модернизация и развитие образовательных и научных центров, связанных со специализацией направлений регионального развития;
-
Создание сети социально-культурной и профессиональной адаптации мигрантов.
Задачи:
-
Разработка и реализация Генерального плана развития Астрахани с учетом потребностей развивающихся секторов экономики Каспийского региона;
-
Создание деловых и развлекательных кварталов; Формирование делового и досугового центра городской агломерации;
-
Развитие рынка жилья и офисных помещений с инфраструктурой;
-
Создание рынка земли и новых схем финансирования жилищного строительства;
-
Модернизация образовательной системы в увязке с целями регионального развития.
Этап 3. 2010-2015
Третий этап предполагает создание устойчивой неоиндустриальной системы в Волго-Каспийском бассейне, параллельно с процессом формирования «плотных» гуманитарных инфраструктур – современного университета, международного конгресс – туризма, сети креативных индустрий на базе малых городов в Астраханской агломерации.
Ключевым объектом развития на этой фазе становятся системы управления. Основной сдвиг происходит от управления отраслями – к кластерам, инфраструктурам обеспечения жизнедеятельности (с преобладанием экономики услуг над экономикой товаров), а также к параметрам развития человеческого и социального капитала в регионе.
Этап предполагает значительное усиление роли и влияния города Астрахани в регионе – за счет создания активной городской среды12, включающей:
-
систему образовательных услуг, в том числе предложения по управленческому (МВА и МРА) образованию, лицензированные в международных ассоциациях образования и ориентированные на образовательный рынок Каспийских стран;
-
систему научно исследовательских и прогностических центров и разработок – как интеллектуальную инфраструктуру основных специализаций Каспийского региона (судостроение, нефтегазодобыча и переработка, социально-культурный и экологический мониторинг и пр.);
-
позиционирование Астрахани как международного города со своим календарем международных событий и соответствующей этому статусу рекреационными и досуговыми возможностями;
-
систему и набор принципов работы с миграционными потоками на территории юга России, предполагающую, в том числе, управляемый процесс адаптации и натурализации приезжих мигрантов;
-
развитой рынок жилья и офисных помещений, которые сопровождаются всеми элементами информационной консалтинговой и иной инфраструктуры;
-
мобильную финансовую инфраструктуру, обеспечивающую частные интересы, а также протекание необходимых бизнес процессов (кредитование, венчурное финансирование и т.д.).
Основные итоги реализации настоящей стратегии социально-экономического развития:
-
Создание условий для интенсивного роста экономики Астраханской области и прилегающих к ней территорий.
-
Формирование ядер кластерной организации экономики на территории Астраханской области, что позволит использовать ресурсы международных и национальных экономических связей и кооперации.
-
Качественное улучшение среды жизни и условий проживания на территории области.
В результате реализации стратегии планируется качественный рост ряда экономических показателей, в том числе в области добычи и транспортировки газа; в транспортном секторе, который становится одним из определяющих для экономики области; в судостроении; в традиционном для региона АПК и др.
Индексы физического объема ВРП и приоритетных секторов экономики до 2015 года (в % к 2004 году)
|
2008 |
2011 |
2015 |
ВРП |
199 |
220 |
310 |
Газовый сектор |
197 |
263 |
350 |
Объемы транспортных перевозок |
223 |
325 |
463 |
Судостроение и сервис нефтегазового сектора |
275 |
332 |
409 |
Рыбохозяйственный комплекс |
141 |
263 |
425 |
Аграрный сектор |
153 |
171 |
196 |
Туристский сектор |
241 |
450 |
832 |
1В этом заинтересован и Казахстан, который владеет 50% запасов углеводородов на Каспийском шельфе и стремится обеспечить себя рынками сбыта как в юго-восточном (Китай), так и в западном (европейском) направлении.
2Федеральное финансирование в объеме 85 млн. рублей.
3Основная сеть дорог строилась в 70-80-ые годы, когда нагрузки на автодорожное полотно не были рассчитаны на осевые нагрузки современного транспорта, которые возросли с 6 до 40 тонн.
4По данным ЮНКТАД, порядка 40% от общей стоимости грузов и 20% от их объема перевозится в настоящее время в контейнерах. Перевозки контейнеров на направлении Европа - Азия уже сейчас превышают 6 млн. единиц, а в 2010 г. по оценкам специалистов могут возрасти до 10 млн. единиц.
5Коридор «Север-Юг» имеет значительные конкурентные преимущества по сравнению с традиционным морским путем доставки грузов. Среднее транзитное время доставки по этому коридору контейнеров из Тегерана в страны Северной и Центральной Европы составляет 7-8 сут. по сравнению с 16-18 сут. морем, из Бомбея — 13-14 сут. по сравнению с 16-17 сут. морем.
Развитие железнодорожного сообщения через Азербайджан будет способствовать уменьшению стоимости доставки транзитных грузов почти в 2 раза. Например, по расчетам ОАО «РЖД» стоимость перевозки одного 20-футового контейнера из Германии и Финляндии в Индию по морскому маршруту через Суэцкий канал составляет почти 3,5 тыс. долл., а при перевозке его по транспортному коридору «Север-Юг» будет дешевле на 1 тыс. долл.
6В это число входят, в том числе, завершение строительства Астраханского водно-транспортного узла (порты Астрахань, Оля, Бузан-порт), а также модернизация железнодорожных станций Аксарайская 1 и 2.
7«Событийное» формирование кластера широко применяется в регионах, специализирующихся на технологиях гостеприимства и туризма. Пример: формирование туристического кластера в Барселоне при подготовке к Олимпийским играм.
8Таким событием может стать чемпионат по рыбной ловле, вставленный в календарь международных соревнований и обеспеченный соответствующим уровнем сервиса и призового фонда.
9Речь идет не только о «гуманитарном» образе города, но также о восстановлении и реконструкции на его базе ключевых производств, обслуживающих регионально значимые виды производственной деятельности – строительство платформ для нефтедобычи на шельфе, транспортное и пассажирское судостроение, а также производство контейнеров для грузоперевозок, модернизация транспортной логистики (аэропорт, речной и морской вокзалы) и т.д. По сути, именно эти направления формируют заказ на образовательные услуги и развитие кадровой и консалтинговой инфраструктуры.
10Это, прежде всего, создание единого оператора перевозок, упрощение таможенного и пограничного контроля на пограничных пунктах, проведение гибкой тарифной политики с использованием сквозных тарифных ставок, упрощение проездных документов, обеспечение регулярности и сохранности перевозок и т.д.
11На российском участке главным перевалочным портом выбран пока порт "Оля". Проектная мощность астраханского порта "Оля" рассчитана на ежегодную переработку 8 млн. тонн генеральных грузов и около 6 млн. тонн железнодорожных вагонов и контейнеров. Развитие порта "Оля" должно обеспечить скорейшее вхождение Астраханской области в международный транспортный коридор "Север-Юг". Объем грузоперевозок через этот коридор может достигать, по оценкам ряда экспертов, 20-30 млн. тонн в год. В настоящее время на этот маршрут переориентируются грузопотоки с традиционных путей вокруг Европы, а также транспортного коридора ТРАСЕКА.
12Отдельные модули этой средовой организации могут быть «растянуты» на иные (малые) города области – в ориентации на создание плотной Астраханской агломерации, соединяющей несколько точек городского роста. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на вновь формирующиеся принципы пространственного расселения.
|
|