Ключевые проекты в рамках стратегии развития Астраханской области необходимо эшелонировать как по срокам запуска и реализации (этапы разворачивания стратегии), так и по уровням ответственности (которые приходятся на федеральный и региональный фокус власти, а также на участвующий в программах развития бизнес). Кроме того, необходимо ясное понима-ние, на какой геоэкономический масштаб рассчитано проектное действие и, следовательно, по каким критериям следует оценивать его эффективность (см. таблицу).
Приоритетное направление |
Основная проблема |
Тип действия |
РФ |
Регион |
Бизнес |
Формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния |
Страны Каспия обгоняют Астраханскую обл. по темпам роста в 2 и более раз;
дефицит внятных культурных, экономических и политических российских инициатив на Каспии |
Астрахань - центр российских инициатив на Каспии и в Центральной Азии;
проектное инвестирование (событийное – 450 лет городу) |
Проектное инвестирование;
поддержка новых секторов экономики (научно-инновационный, информационный, образовательный, досуг и развлечения, медицинские услуги) |
Участие в частно-государственном партнерстве транснациональных и средних компаний |
Стимулирование роста добычи газа и нефти в Волго-Каспийском бассейне |
Ограничение доступа к существующим инфраструктурам;
дефицит инфраструктур |
Обеспечение правовой доступности инфраструктур;
приоритеты развития инфраструктур;
правовой режим эксплуатации инфраструктур |
Привлечение в область новых субъектов добычи и транспортировки газа и нефти, строительство новых инфраструктур, сервисных компаний |
Разработка новых месторождений; ввод основных фондов и инфраструктуры ТНК |
Развитие транспортных инфраструктур |
Неустойчивость грузопотока; различия в «правовом поле» стран Каспия; неадекватность инфраструктур Астраханской обл. |
Софинансирование завершения текущих транспортных проектов |
Завершение текущих транспортных проектов |
Инвестиции в транспортные инфраструктуры |
Модернизация АПК и формирование агрокластера |
Износ оросительных систем;
нет рыночного позиционирования;
размыт бренд;
раздроблено производство;
нет вертикальной интеграции и специализации |
Софинансирование модернизации мелиоративных систем (знак для инвесторов);
водообеспечение зоны подстепных ильменей и малых протоков;
защита рынка |
Развитие торговой системы;
реализация кластерной политики в с/х, переработке и реализации продукции;
инвестиционный климат; укрепление бренда |
Инвестиции;
развитие ритейла;
выход на новые рынки и развитие специализации;
модернизация и стандартизация производства |
Модернизация рыбопромышленного комплекса,
устойчивая экосистема, развитие аквакультуры |
Исчерпаемость природных ресурсов;
устаревшие технологии и стандарты хозяйствования;
высокая конкуренция теневого сектора |
Ликвидация теневого сектора;
инвестиции в воспроизводство рыбных ресурсов;
реконструкция рыбоводных заводов и каналов |
Регулирование природопользования;
борьба с теневым сектором;
согласованная кластерная политика по отношению к рыбному и турсектору;
поддержка инвестиций в проекты в сфере технологической аквакультуры |
Инвестиции;
технологизация;
переход на новые стандарты;
выход на новые рынки |
Формирование туристического кластера |
Риск исчерпания ресурсов;
ограничения внутреннего рынка;
моноспециализация;
нет стандартов |
Поддержка комплекса гостеприимства в рамках 450-летия Астрахани;
организация статуса курортно-рекреационной зоны |
Реабилитация городской среды; ежегодное событие международного масштаба; реализация кластерной политики |
Организация события международного масштаба;
выход на «внешние» рынки;
диверсификация;
модернизация инфраструктуры |
Развитие агломерации Астрахани |
Астрахань – самый крупный российский город на Каспии, но не выполняет функцию лидера макрорегиона;
отсутствует стратегия городского развития;
отсутствуют инвесторы;
17,2% ветхого и аварийного жилья;
слабые городские инфраструктуры |
Проектное инвестирование (событийное – 450 лет городу);
Астрахань - центр российских инициатив на Каспии и Юге РФ;
решение проблемы ветхого жилья (в т.ч. в рамках программы «Жилище») |
Совершенствование терпланирования;
проектное инвестирование;
содействие развитию ритейла;
создание рынка жилья и земли;
поддержка новых секторов экономики (научно-инновационный, информационный, образование, досуг и развлечения, медицинские услуги) |
Проектное инвестирование;
создание новых бизнесов в сфере рынков жилья и земли;
формирование конкурентного сектора в ЖКХ |
Повышение качества государственного управления в регионе и муниципальных образованиях |
Недостаточно высокая эффективность механизмов расходования бюджетных средств;
вероятность дефицитности областного бюджета;
несовершенство межбюджетных отношений |
Содействие реформе региональных и муниципальных финансов |
Внедрение БОР;
внедрение управления результатами;
стимулирование административной и бюджетной реформы в муниципальных образованиях;
участие в конкурсе на получение субсидий из фонда реформирования региональных финансов в 2006 г. |
Вовлечение в процесс бюджетного планирования;
участие представителей крупнейших налогоплательщиков в экспертизе бюджетных программ |
Развитие судостроения - рынок стран Каспия (нефтегазовый сектор, МТК, промышленное рыболовство) |
Несовершенство таможенного и налогового законодательства, в части, касающейся создания нормативно-правовых условий для развития судостроительной и судоремонтной промышленности |
Совершенствование законодательства;
государственные преференции судостроительству и судоремонту;
упрощенный порядок разрешения на ремонт военных кораблей стран СНГ |
Привлечение заказов; согласование развития с МТК «Север-Юг», нефтегазовым сектором и промышленным рыболовством |
Проектное инвестирование |