Визит астраханской делегации в Беларусь: о чем договорились
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь утвердили в Минске Программу совместных действий по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на 2019-2021 годы. Соглашение между правительствами региона и Республики затрагивает целый ряд проектов – в том числе по развитию хлопководства, обмену опытом и технологиями в сельском хозяйстве и транспортной сфере.
Два десятилетия дружбы
Несмотря на то, что между Астраханской областью и Республикой Беларусь путь не близкий, нас многое роднит. Первое соглашение о сотрудничестве между регионом и соседним государством было подписано еще в 1999 году. В Астрахани работают предприятия, специализирующиеся на поставках товаров из Беларуси: обуви, мебели, белья, косметики, одежды, пищевых продуктов. В свою очередь, и астраханские предприятия успешно отправляют продукцию на белорусский рынок, где пользуются спросом астраханская рыба, шерсть, резиновая обувь, сера.
Впрочем, и правительство Астраханской области, и руководство Беларуси видят большой потенциал для дальнейшего развития сотрудничества. Оборот взаимной торговли между Астраханской областью и Республикой Беларусь составил в 2017 году $14,6 млн. И астраханцы, и белорусы считают: этот показатель несправедливо мал – Беларусь занимает лишь 11-е место среди внешнеторговых партнеров Астраханской области по объемам оборота. Эту ситуация можно (и нужно) исправить, развивая контакты в новых сферах. Для того чтобы выработать план совместных действий, делегация правительства Астраханской области во главе с губернатором Александром Жилкиным прибыла в Республику Беларусь во вторник, 28 августа.
Автобусные перспективы
Одним из первых пунктов повестки визита стало посещение Минского автомобильного завода (МАЗ). Александра Жилкина заинтересовало сразу несколько направлений возможного сотрудничества – в частности, автобусы. Заместитель коммерческого директора предприятия Сергей Захаревич показал астраханскому губернатору весь модельный ряд: от комфортабельных низкопольных моделей с «гармошкой», которые на протяжении многих лет используются в Москве, до экзотической модели МАЗ 131020 с высокой «неубиваемой» подвеской – такие автобусы белорусские автопроизводители поставляют в африканские страны, где дороги не всегда имеют твердое покрытие.
Александр Жилкин от оригинального предложения отказался и остановил свой взор на более привычной для городских жителей модели. «Как в этих автобусах обстоит дело с кондиционерами? Для нашего климата это принципиальный аспект», – поинтересовался глава региона. Сергей Захаревич заверил, что системы кондиционирования минский автозавод делать умеет – сказывается опыт работы с африканским рынком.
«А что насчет электробусов? – продолжил сыпать вопросами Александр Жилкин. – Я знаю, в Минске они уже ходят. Но у наших автотранспортников пока еще есть сомнения: достаточен ли запас хода? Сколько километров электроавтобус способен пройти на одной зарядке?»
Тут в разговор включился ОАО «УК холдинга «Белкоммунмаш», в ведении которого, как оказалось, и находится минский парк электробусов. И.о. генерального директора Дмитрий Парков пояснил: «Одного заряда хватает на 20-25 км хода». Он пригласил Александра Жилкина посетить предприятие и лично ознакомиться с особенностями работы парка электробусов.
Также Александр Жилкин задержался возле модели мусоровоза: взгляд губернатора привлекла многоосная конструкция шасси. Хозяева пояснили: «Законодательство по осевым нагрузкам ужесточается, в том числе и в России – так что инженеры разработали модель, которая полностью вписывается в лимит и не вредит дорожному полотну».
Ворота Каспия
Помимо автозавода, астраханская делегация посетила посольство РФ в Республике Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Благодаря этому наметились новые контакты и связи в сфере межпарламентского сотрудничества. Также астраханцы побывали на «Минском молочном заводе №1» и Агрокомплексе «Дзержинский» – здесь прошли переговоры по сотрудничеству в сфере АПК и переработки сельхозпродукции.
Однако главным событием 28 августа стало совещание Рабочей группы по сотрудничеству, на котором и была подписана Программа совместных действий правительств РБ и АО на 2019-2021 годы.
«Через Астраханскую область Беларусь может получить выход на рынки стран Прикаспия, – заявил Александр Жилкин. – Подписанная две недели назад главами пяти государств международная конвенция о статусе Каспия открывает новые возможности для торгово-экономических взаимоотношений – в том числе, через дальнейшее развитие транспортного коридора «Север-Юг» с выходом на Иран, Турцию и Индию». Также белорусская сторона с интересом изучила возможности астраханской Особой экономической зоны «Лотос».
Хлопок, комбайны, трактора и так далее…
Впрочем, что касается менее глобальных проектов, повестка мероприятия оказалась чрезвычайно насыщенной. Так, собравшиеся обсудили в числе прочего планы по расширению посадок хлопка в Астраханской области.
Александр Жилкин прокомментировал: «За последний год астраханские компании экспортировали в Беларусь 1080 тонн шерсти. Безусловно, это направление можно развивать, тем более что текстильная промышленность Республики готова принять на порядок бОльшие объемы. В то же время мы можем предложить и альтернативное сырье – хлопок. Астраханские ученые создали уникальные высококачественные сорта, экспериментальные высадки (в этом году это 500 га) это подтверждают. А в перспективе мы можем занять этой культурой до 100 тыс. гектаров. Но пока что такие объемы не востребованы. К тому же для реализации подобных проектов нужен соответствующий парк техники – ручным сбором тут не обойдешься. Я вижу в этом проекте потенциал на уровне Союзного государства».
Собравшиеся согласились, что идея выглядит интересной: белорусские машиностроители умеют строить комбайны, спрос на хлопок в Республике действительно велик, тогда как астраханский климат как нельзя лучше подходит для выращивания данной культуры. Замминистра промышленности Республики Беларусь Дмитрий Корчик подтвердил: «Пока что объемы товарооборота в сфере машиностроения между РБ и АО составляют лишь $1 млн. В основном это закупки тракторов «Беларусь» астраханскими фермерами (140 штук за 2016-2018 годы) и лифтового оборудования Могилевского завода (26 лифтов). Так что потенциал для роста есть, и комбайны мы действительно умеем производить».
Молоко по индивидуальному рецепту
Когда речь зашла о переработке сельхозпродукции, белорусская сторона вышла с неожиданным предложением: местная наука готова разработать для Астраханской области индивидуальную рецептуру питательных смесей на основе сухого молока – с учетом особенностей нашего климата. Александра Жилкина идея заинтересовала, и он поручил министру здравоохранения АО Павлу Джувалякову проработать варианты поставок смесей не только по каналам минздрава, но и в торговые сети региона.
Отдельно проговорили и вопрос поставок мясной продукции. «Я вижу, что астраханские потребители не удовлетворены качеством мясных консервов, которые сегодня представлены на полках астраханских магазинов, – отметил губернатор. – Присутствуют заменители, соевые добавки. При этом репутация мясной продукции родом из Беларуси не нуждается в дополнительных рекомендациях. Предлагаю наладить взаимовыгодный «бартер»: белорусская тушенка взамен на астраханские рыбные и овощные консервы». Идея также нашла поддержку рабочей группы и вошла в Программу совместных действий на 2019-2021 годы, которую в финальной части встречи подписали Александр Жилкин и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Владимир Гракун.
«Именно такой формат работы наиболее плодотворный, – прокомментировал Александр Жилкин. – В прошлом году делегация Республики Беларусь посетила Астрахань и познакомилась с астраханскими коллегами. В этот раз уже мы получили возможность познакомиться с белорусскими предприятиями, перенять опыт. Только так, выстраивая мосты живого общения, мы можем построить новые взаимоотношения, выгодные каждому».