В Астраханской области грядет крупная рогатая перепись
В марте этого года на заседании комиссии по безопасности дорожного движения начальник управления федеральных автодорог «Каспий» Сергей Щербак поставил вопрос ребром: Астраханской области пора решить вопрос с бесконтрольным выпасом скота. Губернатор Александр Жилкин дал поручение региональному минсельхозу выработать законные способы решения проблемы. И вот, похоже, дорожная карта дальнейших действий составлена. В ближайшее время в регионе стартует кампания по биркованию КРС. Каждая корова получит свой паспорт-бирку, а ее хозяину придется отвечать за то, что скотина натворила, оставшись без пригляда.
Коровы убивают
В 2016 году на дорогах Астраханской области по вине безнадзорного скота произошло более двухсот ДТП. В 17 из них пострадали 22 человека – один погиб. В 2017 году количество ДТП с участием рогатых также составило 207 случаев. При этом число аварий, где пострадали люди, выросло до 19 случаев. Травмы получили 22 человека, среди которых один лишился жизни. Нынешний год не отстаёт по статистике. Согласно оперативным сводкам, в ДТП с участием безнадзорных животных с начала 2018 года пострадали семь человек (погибших, к счастью, пока нет). Что характерно, практически во всех случаях животные, по вине которых происходили аварии, были «ничьи», как бы «дикие».
О том, что вольный скот стал проблемой не только для автомобилистов, но и для фермеров и жителей сел, разговоры идут уже давно. Стада забредают на фермерские поля, давят урожаи. Коровы объедают зеленые насаждения на улицах сел и «минируют» общественные пространства.
"Раньше в селах жители сами сбрасывались на чабана для общественного стада. Или же чабанили по очереди. Теперь же эта традиция утрачена, все экономят. В итоге корова предоставлена сама по себе, творит, что ей в голову взбредет, ходит там, где хочет, выскакивает на дорогу, – комментирует министр сельского хозяйства Астраханской области Алексей Галкин. – Стандартная ситуация: на обочине стоит помятый джип, рядом – сбитая корова. Неподалеку крутится мужичок, выспрашивает у хозяина авто: «А на сколько ущерб потянет?» – «Ну, тысяч на 80». После секундной паузы: «О-о-о, ну тогда это не моя корова. Не знаю, чья»…
Суровость закона компенсируется...
Дума Астраханской области еще несколько лет назад приняла все необходимые законодательные акты для того, чтобы у муниципалитетов был необходимый инструментарий для решения этой проблемы. В некоторых селах это помогло навести порядок. Появились первые «штрафстоянки» для бесхозяйной скотины – около 40 штук. По 4-5 в каждом из районов. Но такая ситуация далеко не везде: там, где главы муниципалитетов построже – есть порядок, там, где муниципалы не такие энергичные, не поменялось ничего.
"В Харабалинском районе два соседних села. Не буду называть, чтобы не обидеть. Но все знают, о ком речь, – рассказывает местный житель. – Мимо одного села можно спокойно ехать по трассе с положенной скоростью. Потому что есть уверенность, что никакая корова на дорогу не выскочит. А в другом селе надо сбрасывать скорость до 40 километров – того и гляди, из-за остановки или из-за пригорка выскочит корова: тут за ними никто не смотрит. И не дай бог авария – хозяев не найдешь.
Рогатая паспортизация
Впрочем, в скором времени ситуация должна кардинально поменяться. С 1 июля 2018 года в полную силу должна заработать федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Меркурий». Это аналог знаменитой ЕГАИС – системы, которая фиксирует все этапы производства и перемещения спиртных напитков. С ее внедрением удалось серьезно снизить долю контрафакта на алкогольном рынке. Теперь успешный опыт внедряется и на рынке продуктов животного происхождения: через «Меркурий» уже сегодня можно проследить происхождение мяса или молока от магазинной полки до поставщика сырья. «Вплоть до того, что можно узнать кличку коровы, из которой была изготовлена данная конкретная палка колбасы», – комментирует Алексей Галкин.
Процесс чипирования и биркования КРС в регионе идет уже давно. Так, личными номерами в числе первых обзавелись породистые подопечные племенных хозяйств. Да и некоторые фермерские хозяйства также повесили бирки на скотину – впрочем, таких не много. А вот частные владельцы подворий своих коров бирковать не спешат, ссылаясь на то, что это дорого и связано с волокитой. В региональном минсельхозе уверяют, что повесить в ухо корове «сережку с номером» не так дорого и долго, как кажется. «Цена на бирку сейчас колеблется от 7 до 20 рублей, – делится первый замминистра Андрей Тимофеев. – При этом специально вести скотину куда-то на биркование не обязательно. Эту процедуру вполне можно провести во время ежегодного ветосмотра. Ветслужба же занесет все данные в муниципальную похозяйственную книгу, хозяину скотины для этого усилий прилагать не нужно».
Новое в законодательстве
Как поясняют в минсельхозе, в ближайшее время в региональном законодательстве появится ряд новаций, которые стимулируют процесс биркования поголовья. Министр Алексей Галкин поясняет: "Государство сегодня выделяет средства на поддержку крестьянско-фермерских хозяйств. Мы планируем закрепить в законодательстве норму, что на господдержку могут рассчитывать только КРС, которые обеспечены бирками и поставлены на учет. На содержание одной коровы фермер может получить 1000-3000 рублей. Согласитесь, что выделить из этих средств 7-20 рублей на бирку не так затратно".
Также министерство выступает за увеличение числа коровьих «штрафстоянок». Сегодня таких отстойников в регионе около 40. Нужно – в четыре-пять раз больше: по одному, а то и по два в каждом селе. Безнадзорно гуляющая корова – источник опасности. Если буренка имеет бирку – не трудно найти ее хозяина и решить проблему. Но когда корова «ничья», с ней нужно что-то делать, и «штрафстоянка» – это цивилизованный способ не только устранить опасность, но и найти хозяина «коровы, которая гуляет сама по себе». В Краснодарском крае перед Олимпиадой региональные законодатели разрешили «бесхозных» коров забирать на штрафстоянки, а потом, если хозяин не объявится, на мясокомбинат. Проблема бродячей скотины исчезла в крае за два года.
По мнению министерства, эти меры позволят значительно снизить не только количество ДТП с участием безнадзорных животных, но и защитить рынок от незаконных махинаций, когда по одним и тем же ветдокументам дельцы продают по несколько партий «анонимной» говядины.