В Астрахани решали, вытеснит ли интернет привычные базары
Что нужно сделать, чтобы торговля перестала быть «дикой»? Какие технологии заменят лотки и прилавки? Эти вопросы стали темой региональной конференции «Цифровая модель развития потребительского рынка», которая прошла сегодня в Астрахани. Площадка объединила более 200 представителей бизнеса. Видеотрансляция велась в районы области. В числе участников – много федеральных спикеров. Открыл конференцию губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
«К» – качество
В конце прошлого года Астраханская область подписала соглашение с АНО «Российская система качества» (Роскачество). Сегодня этот документ получил развитие – губернатор Александр Жилкин и руководитель Роскачества Максим Протасов поставили подписи под «дорожной картой» к соглашению. Теперь сотрудничество региона с организацией будет более конкретным.
Роскачество присуждает государственные Знаки качества (буква «К» в пятиугольнике) лучшим товарам и содействует их продвижению в торговых сетях. «Сегодня знака качества уже удостоены 213 товаров, – рассказал Максим Протасов. – За прошлый год их продажи выросли на 37%».
Губернатор Александр Жилкин уверен, что знака качества достойны многие астраханские товары – консервы, рыбная и хлебобулочная продукция, резиновая обувь, напитки. «Этот знак дает больше преимущества на рынке, – заявил глава региона. – Сегодня все меньше людей делают покупки наобум. Основная часть – изучают упаковку, смотрят состав, и в том числе обращают внимание на наличие знака качества».
«Мы уже, по рекомендации астраханского правительства, исследовали местный хлеб, – рассказал Максим Протасов. – Астраханские производители хлеба показали положительные результаты. Некоторые стали лучшими в стране».
Еще одно направление работы Роскачества – проведение конкурса на получение правительственной премии в области качества. В этом году на премию заявились 400 организаций, но из Астраханской области – только одна. Губернатор назвал это недопустимым и призвал астраханский бизнес быть смелее.
Базар или интернет?
На конференции зашел разговор и о новых торговых площадках и сервисах.
«Интернет-торговля не убьет традиционные продажи, – уверен и.о. директора департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов. – Сейчас даже наблюдается обратная тенденция – интернет-магазины открывают оффлайн-точки, где товары перед заказом можно потрогать и примерить».
Также, по мнению Никиты Кузнецова, вести борьбу с уличной торговлей нужно обдуманно. Очень часто после сноса некрасивых ларьков на этом же месте люди начинают торговать прямо с пола. Поэтому стрит-ритейл нужно не ликвидировать, а развивать. В качестве примера он привел овощные рынки и вещевые развалы в центре Рима – прямо под стенами античности. Но, что примечательно, в Европе рынки становятся цифровыми – покупки можно оплатить картой, действует система Tax Free.
«Наши базары нужно приводить в порядок, – согласился губернатор Александр Жилкин. – Но в них должна остаться «изюминка». Например, я не возражаю, если Большие Исады будут интересным восточным базаром, пусть даже и торговля будет вестись с лавочек. Но собственники превратили его в «шанхай», где торгуют китайским барахлом. Колорит восточного рынка сегодня исчез».
Астраханское – в сети
На конференции объявили, что в Астраханской области будут созданы сразу две интернет-площадки для продвижения местной продукции. Они дополнят друг друга. «Сегодня мы разрабатываем концепцию астраханской интернет-ярмарки, она будет привязана к сайту минэкономразвития региона», – рассказал глава министерства Алексей Попов.
В свою очередь, министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов региона представило свою платформу - «Астрахань промышленная 4.0». Здесь будет размещены каталог астраханских предприятий и их продукции, банк вакансий, прямая связь с компаниями, а также отзывы. Запуск сайта намечен на май 2019 года. Аналогичное приложение готовится и для смартфонов.