Транспортная инфраструктура Каспия не загружена: решение проблемы искали в Астрахани
Экономический потенциал российских регионов Прикаспия не раскрыт. Об этом помощник президента России Игорь Левитин заявил сегодня в Астрахани на очередном заседании рабочей группы президиума Госсовета РФ, тема которого – развитие транспортной инфраструктуры Волго-Каспийского бассейна. Руководитель рабочей группы – астраханский губернатор Александр Жилкин.
Везде «пробелы»
Это уже второе заседание рабочей группы. Первое прошло в феврале в Москве. Также менее месяца назад в Астрахани состоялось совещание по подготовке Госсовета – с участием министра РФ по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова. «На данный момент поступило 61 предложение от членов рабочей группы и экспертов, вместе с тем 23 участника материалы в секретариат не предоставили», -сказал губернатор Александр Жилкин. Он призвал ответственных лиц активизироваться, отметив, что вопрос логистики на Волго-Каспийском направлении имеет общенациональное значение.
«На фоне активного роста мировой морской торговли экономический потенциал Каспийского региона развивается недостаточными темпами, – заявил помощник президента РФ, секретарь Государственного совета Игорь Левитин, – Объемы грузоперевозок через российские порты в этом бассейне, к сожалению, снижаются». По его словам, до сих пор не сформирован конкурентоспособный по стоимости, времени и безопасности маршрут транспортировки транзитных грузов по Каспийскому морю.
«Не полностью используется экономический потенциал незамерзающих российских акваторий, отсутствуют современные портовые логистические мощности, соответствующие современным требованиям, – добавил Левитин. – Очень слабо развивается водный туризм, который мог бы в этом регионе иметь большое значение».
Что предлагает Астрахань?
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин в ходе заседания сообщил, что правительством региона подготовлен ряд инициатив. В их числе:
- Реализация проекта «зеленый коридор» между Россией и Ираном, установление зоны свободной торговли;
- Снятие торговых ограничений на ввоз пшеницы в Иран;
- Введение понижающих коэффициентов на тарифы железнодорожного транспорта;
- Создание единого оператора на Каспии и условий для роста грузопотоков;
- В зимний период – возможность возврата акцизов с дизельного топлива для российских судов, работающих через российские каспийские порты после закрытия шлюзов Волго-Донского канала;
- проработка привлечения банковских инструментов БРИКС, ШОС, Евразийского экономического союза для финансового и страхового обеспечения внешнеторговых сделок;
- предложения по развитию круизного туризма на Каспии;
- обустройство санитарных и ветеринарных пунктов пропуска;
- создание условий для строительства пассажирского, транспортного и рыбопромыслового флота;
- закрепление за нефтегазодобывающими компаниями обязательств по строительству объектов обустройства месторождений в российском секторе Каспия на отечественных судостроительных предприятиях;
- создание в Астраханской области свободного порта и «сухого» порта;
- внедрение зон испытания беспилотных судов на Каспии и другие.
Миссия: оживить коридоры
Игорь Левитин подчеркнул, что каспийский регион – единственный в России, где простаивают транспортные мощности.
«Нигде такого нет, – сказал секретарь Госсовета. – У нас дефицит транспортной инфраструктуры на Северо-Западе, на Дальнем Востоке, на Севере, а здесь она не задействована. Надо посмотреть, почему торговля со странами прикаспийского региона растет, а инфраструктура простаивает. Так, сибирские регионы везут свои грузы, но опять же – на Черное море, которое все «забито», а Каспий простаивает».
Также, по мнению Левитина, важно развивать не только транспорт и логистику на Каспии, но также создать базу для переработки товаров и грузов, которые сегодня преимущественно отправляются сырьем на экспорт.
Ожидается, что Госсовет, подготовка к которому ведется под началом астраханского губернатора, кардинально «всколыхнет» транспортный застой в волго-каспийском регионе. «Последует объединение усилий федерального центра, регионов и бизнеса по развитию коридоров, – сказал Александр Жилкин. – Это будет новый этап развития коридоров «Север-Юг» и Е-40, который соединяет южные регионы России с Казахстаном и Средней Азией. Выбран удачный момент. Я уверен, что все получится».