Тестирование на наркотики прошли 22000 астраханских учащихся
Сегодня под председательством губернатора Александра Жилкина прошло заседание Антинаркотической комиссии. Ключевой темой встречи стал вопрос профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди школьников и учащихся ссузов и вузов. С докладом по теме выступил замминистра образования Сергей Фролов.
В 2013 году Госдума РФ приняла закон о тестировании учащихся школ, ссузов и вузов на употребление наркотических веществ. Мера вынужденная: тогда, четыре года назад, экспертное сообщество зафиксировало серьезный всплеск потребления психотропов. Каждый десятый школьник, по некоторым данным, хотя бы единожды употреблял запрещенные вещества. Среди студентов ситуация была еще острее – в некоторых вузах до 30%.
Общественность на предложение отреагировала довольно остро. Хотя тестирование изначально было обозначено, как добровольная процедура, долгое время не стихали разговоры, что процедура может превратиться в «принудительную». Впрочем, этого не случилось: например, статистика по Астраханской области нарастала постепенно. Сергей Фролов сообщил: «С марта по май текущего года было организовано проведение социально-психологического тестирования учащихся. В нем приняли участие в общей сложности 22 тысячи учеников из 250 образовательных учреждений».
Александр Жилкин отметил позитивную динамику: «Еще два года назад вы сообщали, что тесты заполнили около 1500-2000 учеников. А теперь – на порядок больше. Если раньше родители и сами ученики сопротивлялись этой проверке, считали ее чуть ли не «полицейской процедурой», то теперь большинство (и в том числе родительское сообщество) понимает, что бояться нечего».
В свою очередь, начальник УМВД по Астраханской области Александр Мешков отнесся к представленной статистике с осторожностью. Он обратился к Сергею Фролову с просьбой больше внимания уделять мерам прямого наблюдения за учениками: «Статистика, к сожалению, остается тревожной. И добровольное тестирование – не панацея. Необходимо, чтобы и педагоги, и школьные психологи более пристально наблюдали за подопечными и их поведением. А для этого нужно, чтобы они знали признаки, могли выявить по внешнему виду ученика, который попал в группу риска».
Александр Жилкин согласился с мнением полисмена. По поручению губернатора в ближайшее время на базе наркологического диспансера будут организованы соотвествующие курсы для педагогов и психологов.
Справка:
Тестирование учащихся на употребление наркотических веществ, согласно методике, утвержденной Минобрнауки РФ, проводится с согласия учащегося (либо его родителей, если ученику меньше 15 лет). Тестирование проводится в письменной форме. Ученику предлагают ответить на ряд вопросов, которые помогают оценить его психологическое состояние, степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, самоконтроля и близость к «группе риска». Ученик может отказаться от заполнения анкеты в любой момент, в том числе покинуть аудиторию во время тестирования.
В базовом варианте теста, предложенном Минобрнауки РФ, используется психодиагностическая методика, разработанная институтом Рэймонда Кеттелла. Некоторые вопросы звучат весьма необычно:
- Ты испытываешь неловкость, если тебе приходится просить друзей о помощи, в которой ты действительно нуждаешься?
- Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?
- Ты когда-нибудь делал так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-то причинам не смог ее сохранить?
- У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?
- Как тебе кажется, многие ли из твоих одноклассников считают тебя своим близким другом?
- Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?
- Когда другие вмешиваются в твою работу, бываешь ли ты иногда настолько рассержен, что мог бы оттолкнуть их?
- Если обстоятельства очень тревожные, а тебе обязательно необходимо сохранить спокойствие, тебе каждый раз удается это?
- Бывает, что ты часто испытываешь тревогу, оглядываясь на прошлый день?
- Тебе часто хочется делать противоположное тому, что от тебя требуют?
- Ты бываешь иногда настолько нервным и возбужденным, что тебя раздражают внезапные звуки?
- Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?