Ступеньки и узкие двери – больше не преграда для астраханских детей-инвалидов
В Астраханской области образовательные учреждения поэтапно включаются в программу «Доступная среда». В школах и детских садах появились не только специальные пандусы и подъёмники, но и современные гаджеты, которые могут улучшить состояние ребенка с ограниченными возможностями. С новейшим оборудованием для детей-инвалидов познакомился губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
«Несколько лет назад я видел, как в одной из школ старшеклассники несли на руках своего товарища, который не мог передвигаться самостоятельно, на занятия, вверх по лестнице, - вспомнил министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман. - Но тогда в школах не было такого оборудования для детей с ограниченными возможностями, которое имеется сейчас».
В числе показательных - школа № 36 в Астрахани (ее посещают 1828 человек). В прошлом году на формирование «доступной среды» в этом учебном заведении было потрачено почти 2 млн рублей. Теперь здесь есть уличный и лестничный подъёмники для инвалидов, специальная мебель для особенных детей, бегущая строка для ребят с плохим зрением. Расширены дверные проемы, оборудован санузел для людей с ограниченными возможностями. «Самое главное – появилось оборудование, которое позволяет педагогам восстанавливать ребенка и вводить в социум», - заметил губернатор Александр Жилкин.
На входе в школу установлен специальный терминал. С его помощью дети с ограничениями здоровья – в том числе по зрению и слуху - могут узнать расписание уроков, новости, связаться с секретарем, выйти на сайт школы. Также приобретена мультимедийная образовательная система для школьников-инвалидов. Есть глобус, с помощью которого можно изучать страны «наощупь», портативные лупы, спортивные мячи для слабовидящих – они издают звук.
«Проект по «доступной среде» мы начали намного раньше, - сказал Виталий Гутман. – Сначала он был направлен на детей-инвалидов, которые обучаются на дому – с помощью дистанционного образования. Вторая часть проекта направлена на то, чтобы дать возможность ребенку с ограниченными возможностями посещать школу, чтобы он жил жизнью коллектива. Эту программу мы реализуем уже второй год, и будем продолжать дальше. До 1 февраля все соглашения должны быть подписаны».
Программа рассчитана и на самых маленьких – на дошкольников. Так, в астраханском детском саду №7 есть все, чтобы малыши с ограниченными возможностями чувствовали себя «такими, как все». Здесь логопеды и психологи работают с современным оборудованием. Это речевые коммуникаторы, которые помогают детям-молчунам, интерактивная песочница, программа «Стабиломер» (с ее помощью дети учатся контролировать свои движения). Даже гордость садика - бассейн - оборудован специальным подъёмником, который может опустить ребенка-инвалида в воду и поднять его.
«Главное, что мы начали программу по формированию доступной среды для детей комплексно и системно, - сказал астраханский губернатор Александр Жилкин. - В первую очередь включаем в нее те учреждения, где уже присутствуют дети с ограничениями. С такими детьми нужно работать, нужно включать их в общую сферу взаимодействия. Мы будем продолжать эту программу и дальше, пока полностью не обеспечим образовательные учреждения доступной средой».
В 2017 году на создание доступной среды астраханскому региону была предоставлена федеральная субсидия - более 17 млн рублей. Благодаря этому в семи дошкольных организациях, четырёх школах и двух организациях дополнительного образования улучшены условия для ребят с ограниченными возможностями здоровья.