jilkin.ru   |   RSS   |
Четверг 19 Апреля 2012 г.
Карта Астраханской области
Имена земли Астраханской
Каспийский пресс-центр
Приоритетные национальные проекты
ГТРК Лотос

Главная Для печати

Отчет
Губернатора области
А.А.Жилкина
перед общественностью области за 2005-2009 года
28 декабря 2009 года

Модернизация – основа посткризисного развития области

Уважаемые коллеги !

Начинается новый период нашей совместной деятельности. Время непростое, появились только первые симптомы выхода из мирового финансового кризиса, но именно сейчас мы должны определить пути дальнейшего развития региона. Осмысление кризисных проявлений свидетельствует - промедление смерти подобно.

Безусловно, мы должны исходить из достигнутого, поэтому необходимо понять, что и в каком качестве будет полезно в будущем, а что придется принципиально изменить.

Пять лет назад мы одни из первых в России использовали системный подход к развитию региона. В 2005 году приняли и начали реализовывать долгосрочную Стратегию социально-экономического развития области, которая корреспондируется со Стратегией развития государства до 2020 года. Были определены приоритеты развития территории и разработана система мер государственного управления достижения поставленных целей. Область в 2005-2008 годах стабильно развивалась с темпами роста валового регионального продукта 6-8 процентов в год.

Это, прежде всего, позволило существенно поднять уровень и качество жизни. За 2005-2008 годы совокупные реальные денежные доходы населения возросли почти в полтора раза. Размер реальной заработной платы, рассчитанный с учетом роста потребительских цен, увеличился на 35%. Даже кризис не смазал картину: в 2009 году отмечается небольшой рост реальной заработной платы и незначительное снижение, в пределах двух процентов, реальных доходов населения.

Еще одним значимым нашим достижением являются принципиальное преобразование социальных отраслей, что важно для быта астраханцев. Как показал кризис, только в обустроенные, стабильные территории возможно привлечение инвесторов и туристов.

За четыре года в области был заложен фундамент обновленной диверсифицированной экономики, основу которого составляют топливно-энергетический комплекс области, судостроение, стройиндустрия, прогрессирующие сельское хозяйство, Астраханский транспортный узел, обеспечивающий развитие трансмодальных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток».

Экономика области росла быстрыми темпами во многом благодаря положительным тенденциям на рынках специализации региона. Сосредоточение значительных финансовых ресурсов на выбранных ключевых направлениях развития региона, в рамках которых были определены первоочередные приоритетные бизнес-проекты, так называемые «стартеры», в значительной мере способствовало достижению поставленных целей.

В регион пришли крупные инвесторы – торговые сети, агрохолдинги, производственные и инжиниринговые компании. В результате объем инвестиций в основной капитал в 2005-2008 годах составил 166 млрд. рублей с темпом годового роста к уровню 2004 года – 185 %

На основе Стратегии создан новый имидж региона как фактора экономического и политического присутствия России в имеющем мировое геополитическое значение Каспийском регионе.

Реализован проект подготовки и празднования 450-летия Астрахани. Можно считать достигнутой его главную цель – становление Астраханской области как российского центра делового, межнационального и политического влияния на Каспия. Важно также, что под проект удалось привлечь 110 млрд. рублей, которые «отработали» в области, создавая рабочие места и налоговые доходы.

Социальное благополучие и развитие региона определяет областной бюджет.

В 2008 году, относительно 2004 года доходы бюджета Астраханской области возросли в пять раз. Собственные налоговые доходы в 3,6. Это самое бесспорное доказательство эффективности принятой нами Стратегии.

Но кризис болезненнее всего сказался на бюджетных доходах, которые сократились почти на четверть. Естественно, надо учитывать, что в этот период не было 11 млрд. рублей федеральных средств, привлеченных на 450-летие города.

Важно другое, что для поддержки производства было сокращенно налоговое давление на бизнес, соответственно, понизилась доля налогов в валовом региональном продукте, а при уменьшении почти на 10 процентов областного ВРП, это дало мультипликативный эффект.

Принимая комплекс антикризисных мер, мы прекрасно понимали их основные последствия. Поэтому основные оперативные усилия сконцентрировали на социальной защите и обеспечению стабильности на рынке труда. В принципе, и то и другое дало свои результаты. Все основные предусмотренные социальные льготы были исполнены за счет повышения социальной направленности бюджета. Ситуация на рынке труда полностью контролируется, и у нас в области сохранятся один из самых низких процентов в стране регистрируемой безработицы.

Но кризис вскрыл глубинные проблемы нашей, экономики: технологическую отсталость промышленных предприятий, низкую степень инновационности экономики. Не удалось и окончательно переломить ее зависимость от топливно–энергетического комплекса и тенденций его развития.

Кризис, таким образом, еще раз подтвердил актуальность сбалансированности и устойчивости экономики, наличия в ней систем защиты от циклических колебаний рынков, а также секторов и отраслей, ориентированных на использование невоспроизводимых ресурсов.

Поэтому уже на начальном этапе преодоления кризиса мы начали поиск отраслей, где можно было определить основные механизмы выхода из него. Понятно, что в основе обновленной экономики должен быть малый и средней бизнес, умеющий быстро реагировать на рыночный спрос, чувствительный к эффективным инновациям.

Малый бизнес превалирует в сельском хозяйстве, поэтому мы решили сделать ставку на агропромышленный комплекс.

Нами была поставлена сложная задача – несмотря на кризис достичь 20%-ного прироста объемов производства в сельском хозяйстве. И это удалось – к концу года мы планируем выйти на уровень 19-20 млрд. рублей произведенной сельскохозяйственной продукции, что соответствует поставленной цели.

Всего же за пять лет объем сельхозпроизводства вырос в 1,8 раза. Делом доказали, что аграрный сектор перспективен, его продукция рентабельна.

Основные слагаемые успеха.

Первое. Сложилась система финансовой, прежде всего государственной, поддержки сельхозпроизводителей.

В 2009 году на инвестиции и государственные программы развития АПК было направлено около одного млрд. рублей. Ожидаемый объем кредитования отрасли в 2009 году составляет 1,7 млрд. руб. Всего же за период с 2006 по 2009 год сельхозтоваропроизводителям области предоставлено более 5,5 млрд. рублей кредитных ресурсов. Основными операторами кредитования в регионе являются Россельхозбанк, Сбербанк, а также сеть сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов «Народный кредит».

Второе. В сельском хозяйстве уже началась модернизация производства. Только в 2009 году сельхозтоваропроизводителями области приобретено почти 200 единиц прицепной и самоходной сельскохозяйственной техники, в том числе 46 единиц техники поступило по системе Росагролизинг.

Третье. В отрасли органически сочетаются экстенсивные и интенсивные направления развития.

Например, в растениеводстве происходит постоянное расширение посевных площадей под традиционную технологию (экстенсивное развитие). Интенсивный же путь, предполагает технологическое и ресурсное развитие через инновационное капельного орошение, развитие семеноводства, использование научно-обоснованных норм внесения минеральных удобрений и средств защиты растений. Динамика последних лет доказывает, что интенсивный путь развития в АПК области стал доминирующим.

Четвертое. Сохраняется успешная диверсификация сельскохозяйственного производства. Наряду с пока еще преимущественно сезонным растениеводством, достаточно успешно сотрудничает круглогодичное животноводство, где за эти годы не только сохранено, но и увеличено поголовье крупного рогатого скота, возросли объемы производства.

Пятое. В неразрывной связи с развитием сельскохозяйственного производства проводилась программа социального развития села.

Только в 2009 году сельчанам выделено 181 млн. рублей. Введено 8,5 тыс.кв.м. жилья в сельской местности, 30% из которых – для молодых семей.

В период 2005 – 2009 гг. были вступили в строй в Ахтубинском, Лиманском, сданы фельдшерско- акушерские пункты в Лиманском и Красноярском районе, продолжается строительство школы в Харабалинском районе, ведется строительство спортивного зала для школы в Наримановском районе.

За истекшие пять лет в области обеспечен ввод: 282 км распределительных сетей газоснабжения, 150 км локальных сетей водопровода. Осуществлено строительство водозаборных сооружений.

И, шестое. У сельского хозяйства есть четко обозначенные и востребованные на товарных рынках перспективы развития.

Считаем, что Астраханская область может существенно влиять на решение проблемы продовольственной безопасности в Каспийском регионе.

Потенциал Астраханского края в производстве овощебахчевой продукции практически не ограничен.

Завоевание новых рынков потребует специальной политики по развитию мощностей переработки, вложение в технологии и кадры, модернизации производственной базы, тарифного и таможенного регулирования. Мы рассчитываем, что АПК области станет одним из наиболее эффективных, экологичных и инновационно-ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья и Каспийского региона.

В стратегической перспективе холдинговые образования должны стать основными игроками, определяющими развитие агроиндустриального сектора.

Это будет осуществляться через реализацию крупных инвестиционных проектов по выращиванию овощей, в том числе и в круглогодичном режиме (ООО «Новые вершины» – Лиман»), модернизацию птицефабрик, реконструкцию и расширение производственных мощностей.

Еще одним важным направлением производства пищевой продукции является развитие аквакульры. В 2009 году в области будет произведено примерно 15 тысяч тонн прудовой рыбы, что в три раза больше, чем в 2004 году.

Наша долгосрочная цель – стать лидером аквакультуры в «южной зоне» рыбоводства. На это есть все основания. Только у нас в области сохранилась «комплексная» научно-образовательная и технологическая база для разработки, опытного использования и внедрения в реальный сектор современных технологий селекции, разведения, переработки, а также подготовки современных кадров.

На сегодняшний день Астраханская область является координатором усилий в сфере охраны и воспроизводства национального достояния - осетровых видов рыб и сохранения ихтиофауны на Каспии в целом.

Развитию аквакультуры в Астраханской области будет способствовать реализация проектов по строительству рыбоводного комплекса по выращиванию белорыбицы, садкового хозяйства по выдерживанию производителей осетровых рыб на Александровском осетровом рыбоводном заводе, реконструкция Кизанского осетрового завода, реализация проекта ООО «Астраханский рыбный мир», развитие прудовых хозяйств (ООО «Астраханьрыбагрогаз»), расширение производственных площадей для увеличения выпуска товарных осетровых и пищевой икры (ООО «Ника-Аст» ).

Я так подробно остановился на развитие агропромышленного комплекса, потому что именно в этой отрасли уже создается прообраз модернизированной экономики будущего.

Теперь, используя наш метод «от достигнутого», остановимся на проблемах модернизации в других отраслях.

Рост объёмов промышленного производства за период 2005 - 2008 гг. составил 115% к уровню 2004 года. Опережающими темпами развивалось судостроение, увеличившее выпуск за эти годы почти четырехкратно. Машиностроение и стройиндустрия увеличили объемы произведенной продукции двукратно.

Кризис ударил по реальному сектору, сжав его физические объемы и изменив структуру производства. Снижение индекса промышленного производства составит 16,5%.

Сокращены объемы производства газа, газового конденсата и нефтепродуктов на ООО «Газпром добыча Астрахань», что связано с падением спроса на мировом рынке и существенном снижении цены на серу и на нефтепродукты. Но перспективы отрасли по-прежнему остаются высокими.

Наша область вполне может стать центром управления развитием Каспийского региона. На это есть все основания. Область располагает значительными запасами углеводородов и входит в пятерку крупнейших газовых регионов страны.

Наша задача, при поддержке Правительства России, закрепится на новых растущих макрорегиональных рынках — нефтегазового оборудования, сервисных услуг, технологий нефтегазодобычи, нефтехимии.

На основе буровой, изготовленной на АСПО, полностью подготовлено к началу добычи нефти и месторождение им. Ю. Корчагина (первая очередь).

В ближайшей перспективе намечено освоение Центрально-Астраханского месторождения (Пойменный участок).

Для получения высококачественной продукции ведется реконструкция существующих производств на Астраханском газоперерабатывающем заводе.

Освоение шельфа в свою очередь потребует сложных, уникальных технологических решений. Поэтому формирование научно-исследовательского и инновационно-технологического модуля в нефтегазодобыче является приоритетным направлением в данном секторе. Участники рынка будут заинтересованы в размещении не только производственных площадок, но и научно-технологических и инжиниринговых центров вблизи зон освоения.

Кроме того, международный опыт показывает, что периоды кризиса являются наиболее благоприятным временем для создания инновационной инфраструктуры. Астраханская область способна реализовать строительство крупного нефтегазового технопарка. В рамках технопарка обеспечить развитие услуг в области консалтинга, финансов, экологии.

Судостроение региона, как это было предусмотрено нашей Стратегией, развивалось наиболее интенсивно.

Перспективы развития отрасли связаны с предстоящим крупномасштабным освоением Каспия. С учетом потребности рынка, планируется расширить линейку производимых в области гражданских судов.

Конъектура рынка требует углубленного технического перевооружения ориентированного на мировые перспективы судостроения. Планируется организация специализированного маркетингового центра в судостроении. Главная цель создание современного рассчитанного на перспективу кластера гражданского судостроения на Юге России.

Модернизация экономики области невозможно без развития энергетики.

В целях решения проблемы энергодефицита области и обеспечения энергонезависимости и энергобезопасности с ОАО «ЮГК ТГК-8» и ОАО «ЛУКОЙЛ» решен вопрос о начале строительства в 2010 году электростанций мощностью 235 МВт в городе Астрахани.

Уже идет строительство современной электростанция мощностью 110 МВт с парогазовыми установками. Ориентировочный срок ввода ее в конец 2010 года.

За счет средств инвестора (ООО «Евразия-энерго») начато строительство электростанции в ЗАТО Знаменск мощностью 44 МВт. Его завершение планируется в конце 2010 года.

Особое внимание будет уделено программам и проектам, направленным на ресурсосбережение. Идет проработка вопросов использования в регионе возобновляемых источников энергии.

Новейшая история России определила нашему региону важную роль в становлении транспортной системы страны, что отражено в Морской стратегии России.

В начале третьего тысячелетия здесь уже начала складываться новая транспортная инфраструктура как составляющая трансмодальных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». Данный процесс продолжает традиции Великого Шелкового пути, сыгравшего важную роль в мировом развитии.

Созданный нами Астраханский транспортный комплекс представляет собой гармоничное сочетание всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры и вписывается в Стратегию развития России до 2020 года.
Грузооборот предприятий транспорта в последние годы показывал стабильный ежегодный прирост 7-8%, но в условиях кризисного 2009 года сокращена более чем на треть.

На фоне вполне объяснимого снижения железнодорожных и автомобильных перевозок, морские транспортировки возросли более чем в полтора раза. По морю в этом году перевезено 2,2 млн. тонн грузов, портовыми мощностями переработано почти 7,0 млн. тонн. Прирост к уровню 2008 года составляет 17%.

За прошедшие годы интенсивно развивался международный порт в Оля, введены в строй новые портовые мощности в г.Астрахани.

Создана современная инфраструктура аэропорта «Астрахань», завершается модернизация взлетно-посадочной полосы, что позволит принимать воздушные суда всех типов, улучшит сервисное обслуживание, увеличит объемы транзитных перевозок через Астраханский регион.

Интенсивно идет электрификация участка Трубная – Баскунчак – Аксарайская Приволжской железной дороги.

На развитие инфраструктуры автомобильных дорог в 2005 – 2009 гг. вложено 11,5 млрд. руб. В текущем году была впервые апробирована схема целевых бюджетных кредитов на дорожное хозяйство.

Завершается строительство первого комплекса общегородской транзитной магистрали с мостами через реки Прямая и Кривая Болда, идет строительство Восточного обхода г. Астрахани.

В результате межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан построен мост через реку Кигач на автомобильной дороге Астрахань-Атырау, который, несмотря на кризис, существенно увеличил грузопоток в направлении «Запад-Восток».

В рамках подготовки к празднованию 450-летия в дорожную инфраструктуру города Астрахани вложено 1,6 млрд. руб, позволившие провести реконструкцию городских дорожных покрытий и мостов.

Не только в интересах области, но и интересах государства мы развиваем наш транспортный комплекс. В условиях модернизации нам предстоит создание транспортно-логистической отрасли, продолжить развитие портового комплекса, железнодорожной сети, автодорог, логистического бизнеса. Необходимо, с точки зрения государственных интересов, рассмотреть вопрос развития трубопроводного транспорта на территории области, как части Российской системы транспортировки нефти и газа добытого на шельфе Каспия, Казахстана, Туркменистана и территории нашего региона.

Работа астраханских строителей в последние пять лет преобразила областной центр.

Конъюнктура жилищного рынка 2005 – 2008 гг. способствовала привлечению инвестиций в строительную отрасль, за это время в регионе было введено более 2,4 млн. кв. метров жилья.

В регионе проводилась масштабная работа по переселению и ликвидации ветхого и аварийного жилья. За период 2005 – 2008 гг. было ликвидировано более 62,0 тыс. кв.м. ветхого и аварийного жилья, отселено около 2,0 тыс. семей. В 2007 году начато строительство 20 многоквартирных домов общей площадью жилья 138 тыс.кв. метров (2430 квартир). Сдано в эксплуатацию 9 многоквартирных домов (826 квартир) общей площадью 52 тыс.кв. метров, до конца года планируется завершить строительство оставшихся 11 домов.

Всего же 2009 году намечается ввод 570 тыс. кв. метров жилых домов, 30% которых – за счет бюджетных средств.

Важным условием развития жилищного строительства является платежеспособный спрос населения, который может быть существенно увеличен за счет ипотечного кредита. Пока за пять лет ОАО агентством ипотечного жилищного кредитования выдано 850 кредитов на общую сумму 572 миллионов рублей. Приобретено 47 тысячи квадратных метров жилья общей стоимостью 970 млн. рублей. Не много, высокие проценты в период кризиса не способствовали развитию ипотеки.

В условиях модернизации удовлетворение потребностей в жилье экономкласса станет одной из основных возможностей развития жилищного строительства. Необходимо не только сокращать процентные ставки жилищного кредитования, но и находить новые эффективные его формы, уменьшать стоимость.

Тем более, что возможности модернизированной в последние годы стройиндустрии позволяют это сделать.

Отмечу, что меньше всего в кризисе пострадали отрасли и предприятия ориентированные на использование современных технологий. Например, связь. Вклад отрасли в экономику в этом году составит 5,5 млрд. руб., темп роста - 11% к уровню 2008 года.

Мы первые в ЮФО добились 100-%-ной цифровизации сельской телефонной связи.

Повышается доступность Интернета. Конкуренция между провайдерами приводит к снижению его стоимости, которая только за последний год снижена на 20-30%. В регионе функционируют более 230 пунктов коллективного доступа к сети Интернет, область занимает 11 место в РФ по числу пользователей Интернета на 100 человек.

Реализуется проект развития сети цифрового телерадиовещания.

В связи с кризисом «сжали» инвестиционные бюджеты мобильные операторы, при этом от наиболее перспективных проектов они не отказались. Например «Мегафон» инвестировал 200 млн. руб. в проект сети третьего поколения 3G.

Приоритетами внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности являлось расширение международных связей и активизация приграничного сотрудничества.

Показательными являются наши традиционные отношения с Казахстаном. В эти годы постоянно увеличиваются объемы поставок в Казахстан нашей сельскохозяйственной продукции. Астраханские организации осуществляют большой объем гидротехнических и дноуглубительных работ в казахстанских портах, а также на Урало-Каспийском канале.

В свою очередь Казахстанская сторона провела ремонт дороги Астрахань-Атырау, а также ввела в строй рядом с новым мостом современный пограничный пункт пропуска.

Это уже дает результаты. Так, в 2009 году, на пограничном переходе Караозек, объем перемещаемых через границу грузов увеличился по сравнению с прошлым годом в полтора раза.

Большое значение придается укреплению гуманитарных связей. В 2005 году в селе Алтынжар был открыт региональный культурный центр имени Курмангазы Сагырбаева. Подарком к 450-летнему юбилею Астрахани стал памятник этому великому казахскому композитору.

Мы стали первыми из регионов России кто начал формировать долгосрочные отношения с Туркменистаном. В марте 2008 года в Ашхабаде было подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Астраханской области и Правительством Туркменистана, что позволяет приступить к реализации договоренностей, достигнутых в ходе моих встреч с Президентом Туркменистана Бердымухамедовым Г.М.

В качестве приоритетных задач определено расширение торгово-экономических связей, сотрудничества в области транспорта, судостроительной и судоремонтной сфере, взаимодействия в области образования, здравоохранения и культуры.

Вырос в 2,4 раза товарооборот. Начались поставки астраханской обувной продукции (компания «Дюна-АСТ») и стеклотары (ООО «Астраханьстекло»), запасные части и комплектующие для промыслового флота Туркменистана (ООО «ЭЛКО»), построена морская буровая установка, отремонтировано три туркменских судна, заложена технологическая баржа. Начаты поставки сетематериалов.

Предполагается обучение туркменских граждан в наших учебных заведениях. В мае 2009 года в городе Астрахани открыт памятник классику туркменской и мировой поэзии Махтумкули Фраги.

Продолжалось развитие долгосрочных отношений с Ираном и Азербайджаном. Так в начале октября 2009 года прошли Дни культуры Ирана в Астрахани, в декабре представительная делегация деловых кругов области посетила Баку.

С учетом экономического развития Китая и его активного выхода на внешние рынки, в 2008 году была проведена презентация Астраханской области в Пекине.

Интенсивно развивается сотрудничество с ЮНЕСКО. В феврале 2009 года в ее штаб-квартире в Париже состоялась презентация историко-культурного наследия Астраханской области. Основным результатом стало номинирование Астраханского кремля в Список Всемирного наследия. Что очень важно с точки зрения развития регионального туризма.

О повышении политического статуса региона свидетельствует систематический выбор области местом проведение ряда крупных совещаний и международных форумов, в том числе и с участием руководства страны, прошедших в Астрахани в последние годы. Еще свежи в памяти совещание под руководством Президента России Д.А.Медведева, проведенное в текущем году, Межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств, в которой участвовали представители пяти государств Каспийского региона, выездные совещания послов и торгпредов России в прикаспийских странах и т.д. На всех этих мероприятиях отмечалась особая роль Астраханской области в реализации российской политики на Каспии.

В 2008 году, несмотря на начало влияния экономического кризиса, внешнеторговый оборот региона достиг исторического максимума в 1,5 млрд. долларов США.

За последние годы в 1,8 раза возросло число участников внешнеэкономической деятельности, на четверть расширилась ее география, значительно увеличилась номенклатура экспортируемой из Астраханской области продукции.

Конечно, экономический кризис не мог не затронуть и нашу область. В текущем году мы наблюдаем некоторое снижение внешнеторгового оборота региона, однако к концу года это падение несколько снизилось и сейчас наши показатели лучше общероссийских.

Социальная сфера является определяющим звеном в обновленной модели астраханского сообщества.

В 2005-2009 годах дополнительные бюджетные ресурсы, полученные в результате реализации Стратегии, государственных национальных приоритетных проектов, федеральных и областных целевых программы обеспечили нам принципиальные преобразования социальных отраслей.

Астраханская область в числе первых субъектов Российской Федерации стала отходить от системы оплаты труда по Единой тарифной сетке, что обеспечило существенный рост реальной заработной платы в социальных отраслях.

Примером инновационных преобразований является региональное здравоохранение. Успешно воплощаются три основополагающих направления: модернизация материально-технической базы отрасли, создание кластера высокотехнологичной медицинской помощи, формирование региональной «фабрики здоровья» основанной на идеологии здорового образа жизни.

Это стало возможным в результате более чем трехкратного увеличения финансирование.

Системное обновление новейшим диагностическим и лечебным оборудованием, как в областном центре, так и в районах позволили улучшить выявляемость заболеваний и перейти к широкой практике применения новых современных схем лечения. По сравнению с 2004 годом в три раза увеличились ежегодно оказываемые услуги высокотехнологичной медицинской помощи астраханцам.

Это определили современный комплекс инновационных лечебных учреждений: «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Астрахань», филиал Волгоградского ООО «Центр микрохирургии глаза», «Клинический родильный дом», филиал ФГУ «Научно – клинический центр оториноларингологии Росздрава» на базе ГУЗ «Александро-Мариинская областная клиническая больница», лечебно-диагностический центр Медико-санитарной части «ГазпромдобычаАстрахань». Завершается строительство крупного диагностического и хирургического центров, отвечающих не только российским, но и мировым стандартам, что позволит создать в области еще и центр экстренной (неотложной) высокотехнологичной специализированной помощи.

Нашей гордостью является то, что многие виды медицинских услуг уже осуществляются на собственной базе, а их качество может сравниться с качеством столичных федеральных медицинских центров.

Уровень модернизированного астраханского здравоохранения позволяет выходить на рынки России и Ближнего зарубежья с современными конкурентоспособными услугами.

Это доказывает возможность инновационных преобразований социальной отрасли.

Но здесь мы столкнулись с проблемой: обновив техническую базу, мы не смогли существенно поменять квалификацию и сознание специалистов. Стало очевидным, что модернизация технической части недостаточна без модернизации сознания людей ее эксплуатирующих. А без приведения к гармоничному балансу «профессиональное оборудование – профессиональный специалист», подразумевающее высокий уровень ответственности на каждом этапе, в каждой мелочи – нам нечего и думать о действительно современном качестве услуг и об их экспорте.

Перемены в системе здравоохранения доказали возможность управления демографической ситуацией в регионе. Одновременно с ростом рождаемости отмечается снижение смертности населения. Впервые за годы реформ в 2008 году мы получили небольшой естественный прирост населения, который в этом году будет удвоен.

Есть такая шутка. Как не тратиться на лечение и лекарства, жить долго и быть здоровым? – Не болеть, вести здоровый образ жизни. Поэтому важнейшим элементом астраханской фабрики здоровья является создание условий ля занятия физкультурой и спортом. Построены десятки спортивных сооружений, от многоцелевых спортивных комплексов «Звездный» и «Новое поколение» и футбольных полей в муниципальных образованиях до уличных «коробок» в районах города и области.

Надо учитывать, что большой спорт, это еще и создание имиджа области. Всякий раз, когда в эфире звучат фамилии наших прославленных спортсменов: Турей, Скородумовой, Гольдберг обязательно упоминается – астраханки, а это дорогого стоит.

Значительное обновление материально-технической базы и повышение уровня оплаты труда педагогов, характеризует изменения в региональной образовательной системе.

Для создания условий качественного обучения в общеобразовательной школе приобретено оборудование для 200 учебных кабинетов, около 40 интерактивных досок, оборудование для спортивных залов и столовых, автотранспорт.

Впервые за два десятилетия введены новые школы в селах Удачное Ахтубинского района, Новорычанск Володарского района, Оля Лиманского района. В селе Сасыколи Харабалинского района заканчивается строительство школы по абсолютно новому проекту, который отвечает современным представлениям об образовательных учреждениях. Это будет, что называется «умная школа».

Для поддержки инновационных методов обучения лучшим учителям выплачиваются гранты Губернатора Астраханской области в размере 50 тыс. рублей. Более 300 педагогических работников получили гранты глав муниципальных образований области от 5 до 25 тыс. рублей. С целью привлечения молодых специалистов в сельские школы, стали выплачивать единовременное пособие в размере 30 тыс. рублей.

В рамках реализации проекта «Поддержка талантливой молодежи» из регионального бюджета только за последние два года выплачены губернаторские стипендии студентам на общую сумму более 1 млн. рублей.

Кризис выявил существенные пробелы в системе профессионального образования, которая слабо ориентирована на рынок труда, потребности модернизации.

В экстренном порядке, в рамках антикризисных мер, нам пришлось переквалифицировать кадры.

Органами службы занятости оказано содействие в трудоустройстве на постоянную и временную работу более 52 тыс. ищущих работу граждан. Организовано опережающее обучение 1,2 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, около 2 тыс. безработных граждан организовали собственное дело, в общественных работах участвовали свыше 38 тыс. граждан.

Отмечу также, что при этом банк вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, насчитывает около 10 тысяч мест.

Реализация программы позволила предотвратить социальную напряженность в регионе, сохранить коллективы предприятий, стабилизировать ситуацию на рынке труда. В течение июля-октября 2009 года уровень регистрируемой безработицы по области составлял 1,5%. Астраханская область входила в десятку регионов России с наиболее низким уровнем безработицы.

Вывод: Нам еще предстоит разработать и реализовать механизм подготовки профессионалов всех уровней под цели комплексной модернизации.

Еще одна важная задача – сформировать научно-интеллектуальное ядро модернизации. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Региональная система высшего образования стала принимать активное участие в создании и применении инновационных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении. Создаются малые инновационные предприятия и технопарки при вузах, мы уже начинаем получать отдачу от применения их разработок и технологий. Но этого недостаточно, в условиях модернизация наука должна быть ориентирована на создание эксклюзивных технологий конкурентоспособных на мировых рынках.

Изменив традиционные подходы к отрасли «Культура», мы увидели в ней важного участника социально-экономического развития. Посчитали, что капиталовложения в объекты культуры должно приносить «добавленную стоимость» за счет привлечения в область инвестиций, туристической деятельности, расширения сферы услуг и т.п. По сути дела мы начали создавать новую подотрасль «Промышленность впечатлений».

Первым опытом на этом пути, стала реконструкция концертного зала астраханской филармонии, где мы впервые смогли выйти на современные стандарты. Полные залы, и желание звезд российской и мировой культуры выступать в Астрахани убедили - нами выбрана правильная стратегия.

Затем были Астраханская государственная филармония, Драматический театр, Театр юного зрителя. Отремонтирован Театр кукол. Реставрационные работы проведены в Краеведческом музее и музеи Хлебникова, Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской, Астраханской государственной картинной галереи им. П.М.Догадина. Заканчиваются работы на Астраханском государственном цирке, достраивается музыкальный театр.

В рамках подготовки к 450-летнему юбилею г.Астрахани нам удалось придать достойный облик деловому и туристическому центру города. Введены в эксплуатацию закрытые десятилетиями мосты. Фактически создали новую гостиничную и деловую инфраструктуру.

Сегодня уже как должное воспринимаются преображенная набережная реки Волга с замечательными фонтанами. Органично вписался в ее ансамбль памятник Петру Первому. Подчеркивающими колорит нашего края стали памятники Мухтумкули Фраги и Курмангазы Сагырбаеву, поклонный крест Хачкар, и даже памятник нашему своеобразному тотему – Золотой Вобле.

Самая серьезная и масштабная работа проводится в нашем историческом достоянии - Астраханском Кремле, который в ближайшее время станет особо охраняемым объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Вышло 18 томов «Астраханской губернской библиотеки, отражающих богатое историческо-культурное наследие области.

В прошлом году был создан самобытный профессиональный творческий коллектив - Астраханский ансамбль песни и пляски. Всего за полтора года существования этим творческим коллективом подготовлены три концертные программы, которые с большим успехом были показаны в городах России и за рубежом.

В рамках модернизации туристического кластера впервые создана обширная сеть сельских филиалов Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника: «Селитренное городище», «Российский арбуз» и другие.

Проект музеефикации «Селитренного городища» получил в этом году золотую медаль на Втором Всероссийском инвестиционном конкурсе.

Существенно преобразования произошли в сфере социальной защиты. Общий объем финансирования социальной отрасли в 2009 году, превысит уровень 2004 года в 15,2 раза.

В 2005-2008 принято решение об установлении различным группам населения Астраханской области дополнительных мер социальной поддержки. По этой программе она была оказана около 50 тысяч астраханцев.

Уважаемые коллеги! Одной из важнейших составляющих предстоящей комплексной модернизации является модернизация государственной и муниципальной власти. Главная цель сделать ее способной управлять инновационными процессами и самой уметь применять современные технические и профессиональные нововведения.

При этом четко надо понимать, что модернизация будет осуществляться в информационном обществе, следовательно, языком государственного и муниципального общения должны стать современные информационные сети.

Недавно состоялся Государственный Совет по развитию информационного общества. На котором Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул: «К 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид». От себя добавлю, что и все муниципальные услуги мы должны сделать электронными. Замечу, что это отличный инструмент борьбы с коррупцией, с не профессиональными и малограмотными чиновниками.

Подготовительная работа в рамках административной реформы проводится.

Создан многофункциональный центр, в нём оказывается 78 услуг. Для удобства посетителей работает электронная очередь, центр телефонного обслуживания, и в текущем году только через МФЦ будет оказано свыше 100 тысяч услуг. В среднем посещаемость более 500 человек ежедневно. Планируется открытие филиалов на территории всей области. Создан портал госуслуг, где представлено 148 сервисов. Если требуется заполнение бумажных форм документов, то можно скачать форму заявления, бланк, есть интернет-приёмная.

Одними из первых мы разработали и открыли портал государственных услуг органов государственной власти. В исполнительных органах государственной власти Астраханской области вводится единая система электронного документооборота, в первом квартале нового года планируется использование цифровой подписи на базе электронных ключей.

Мы понимаем, что услугами власти пользуются люди всех возрастов. Многие из них не обучены компьютерной грамоте. Именно поэтому на базе школ, которые по национальному приоритетному проекту были полностью компьютеризированы, нами организованы специальные курсы. Уровень интереса со стороны старшего поколения превзошел все наши ожидания, и сегодня мы даже вынуждены были подключить все вузы и ссузы для того, чтобы обеспечить желающих.

С привлечением инвестиций Сбербанка России в пилотном режиме внедрена социальная карта Астраханской области. Привлекательность карты нового образца в том, что помимо традиционного приложения, дающего возможность получать обычный набор платёжных услуг (зачисление пенсий, пособий, зарплаты, проведение операций по оплате коммунальных платежей, снятие наличных и так далее), она является удостоверением личности, инструментом доступа к социальным услугам. Различные социальные и иные приложения, размещённые в настоящее время на карте, позволяют жителям региона дистанционно взаимодействовать с органами государственной власти и организациями – участниками проекта.

Вся работа по переводу на электронные услуги должна реализовывать в рамках более обширного проекта создания электронного правительства.

Мы достаточно эффективно научились использовать в управлении системные методы, теперь, поскольку нам придется реализовывать многочисленные проекты необходимо научиться применять проектно-целевое управление.

Основу всех предстоящих преобразований составляет человек, и нам предстоит научиться оптимально использовать и профессионально улучшать наш астраханский человеческий потенциал.

Уверен, мы справимся!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
19 Апреля 2012 г.
GISMETEO: Погода по г.Астрахань

Президент РФ Правительство РФ Правительство Астраханской области © «Жилкин.ру» 2012 — Данная информация является свободно распространяемой и может быть отредактирована в соответствии с требованиями конкретного получателя – средства массовой информации при условии сохранения смысла сообщения. При использовании материалов или цитировании, указывать ссылку на источник обязательно.