Астраханское судостроение на подъеме
Для начала губернатор напомнил: отрасль более всего пострадала от кризиса - как он выразился, «судостроение получило удар ниже ватерлинии», но по итогам года темпы роста объемов производства на астраханских верфях составили 126,7 процента. Увеличение более чем на четверть и на 10 процентов больше, чем в целом в промышленности области. «Судостроение является наиболее динамично развивающейся отраслью, сегодня оно уступает по емкости рынка и трудовым ресурсам только нефтегазодобыче», - сказал Александр Жилкин.
Перечисление отрадных фактов губернатор начал с реанимации завода «Лотос» - одного из крупнейших в регионе и долгое время простаивавших. Завод вошел в Объединенную судостроительную корпорацию, сегодня там работают все шесть цехов – идет строительство двух сухогрузов для Московского речного пароходства и двух танкеров для Западного пароходства, в феврале там планируется закладка секции опорного основания для ледостойкой платформы, с которой начнется бурение месторождения имени Филановского.
Основные инфраструктурные объекты для разработки этого самого крупного на Каспии российского месторождения нефти будут создаваться на астраханских верфях. Контракты с ЛУКОЙЛом на такие заказы – главный итог 2011 года. Большую часть работ выполнит завод «Красные баррикады» - также на февраль там намечена закладка платформы жилого модуля и райзерного блока. Центральная технологическая платформа будет построена на создающейся сейчас новой сборочно-монтажной площадке Астраханской области. Следующая задача – получить заказы на окончательную сборку комплекса для месторождения Филановского. Всего же, как сообщил Александр Жилкин, весь каспийский проект ЛУКОЙЛа в ближайшие 20 лет потребует создания 16-ти буровых комплексов.
По словам Александра Жилкина, самым сложным было получение первых подобных заказов, в частности, для месторождения имени Корчагина, с которого Россия в 2010 году начала бурение дна Каспия. Тогда, напомнил Александр Жилкин, решающей стала поддержка Владимира Путина. Премьер-министр настоятельно посоветовал главе компании «ЛУКОЙЛ» Вагиту Алекперову строить первую буровую не заграницей, а в России, в Астрахани. «Изучая работу астраханского судостроения, Владимир Владимирович спрашивал меня, за счет чего нам удается успешно работать без единого государственного заказа. Я отвечал: «У нас менеджмент хороший», - рассказал Александр Жилкин подробности тогдашней борьбы за заказы. Сегодня, по его словам, время убеждать прошло: в том числе лидеры соседних прикаспийских государств убедились в возможностях астраханского судостроения. Так, сейчас для разработки туркменского шельфа завод «Красные Баррикады» и Астраханское производственное объединение строят платформы, Морской судостроительный завод-2 строит буксиры и транспортные суда для Казахстана.
МСЗ-2 буквально поднялся на казахстанских заказах. «Контракты с Казахстаном подписаны у нас до 2015 года, - сказал начальник судокорпусного цеха этого предприятия Семён Лебедев. - Люди получают зарплату без задержки, чувствуют, что жизнь меняется к лучшему, строят хорошие отношения в семьях и на производстве. Завод приобретает новое оборудование. Все это вместе взятое влияет на качество выпускаемой продукции». Бригадир судосборщиков Александр Крайнов также связал большую загрузку завода с настроением в семьях: «Для рабочего главное, чтобы была работа – получать деньги, кормить семьи, - и добавил, что успокаиваться нельзя: - Надо поднимать отрасль!».