Астраханская наука нашла объяснение гибели рыбы на пляже АЦКК
В конце прошлого месяца, 23 июня, в социальных сетях и интернет-СМИ прошла серия сообщений от жителей, которые обнаружили на берегу Волги в районе АЦКК (пр. Бумажников) скопление мертвой рыбы. По поручению губернатора Астраханской области Александра Жилкина, представители контролирующих ведомств и науки оперативно приступили к расследованию инцидента. В среду, 10 июля, рабочая группа представила главе региона подробный отчет о причинах инцидента.
165 лабораторных проб
Сотрудники Каспийского НИИ рыбного хозяйства (КаспНИРХ) уже в первый день выехали на место: отобрали пробы воды, донных отложений, фито- и зоопланктона, бентосных организмов. Пробы брали как на месте обнаружения рыбы, так и выше и ниже по течению. Также ученые провели обследование береговой линии вплоть до села Замьяны Енотаевского района общей протяженностью свыше 200 км. К мониторингу ситуации подключились специалисты 22 муниципалитетов, расположенных на берегах Волги.
«В социальных сетях большое распространение получил снимок реки, едва ли не наполовину запруженной мертвой рыбой, – комментирует губернатор Александр Жилкин. – Конечно же, при выезде на место ничего подобного не подтвердилось. Позже специалисты выяснили происхождение этой фотографии: она была снята в 2011 году в США и не имеет никакого отношения к Астрахани. Жаль, что авторы постов в социальных сетях используют подобного рода фейки, чтобы снискать сиюминутную популярность».
Несмотря на то, что фейковый снимок не подтвердился, на пляже в АЦКК действительно было обнаружено скопление мертвой рыбы. Взятые экземпляры подвергли токсикологическим исследованиям – на фенолы, нефтепродукты, тяжелые металлы, признаки кислородного голодания. В общей сложности силами астраханских и ростовских лабораторий было проведено 165 аналитических исследований рыбы и проб. Это заняло около двух недель.
80% – черноспинка
10 июля расширенный экспертный совет из представителей науки, природоохранных ведомств и государственных структур в сфере природного надзора представил губернатору Астраханской области научно обоснованную версию причин, которые привели к гибели рыбы.
В отчете сообщается, что на месте было обнаружено 482 экземпляра погибшей рыбы 13 видов. Из них: 375 экземпляров сельди-черноспинки (около 80%), 61 экземпляр карася, 15 лещей. Остальные виды были представлены единичными экземплярами – в том числе 5 экземпляров стерляди навеской 300-350 граммов, 5 судаков, 5 сазанов, 8 окуней, две воблы.
«Погибшие рыбы находились на разных стадиях разложения – от двух-трех дней до двух недель. Так что предположение о единовременном массовом отравлении или заморе было поставлено под сомнение, – комментирует главный научный сотрудник ФГБНУ «КаспНИРХ» Сергей Канатьев. – Исследования взятых образцов и проб подтвердили: ни в воде, ни в грунтах, ни в самой рыбе остатков отравляющих веществ не обнаружено, либо их концентрации не были летальными для рыб. Гидрохимические показатели воды были в порядке. Некоторые экземпляры рыб оказались заражены гельминтами, однако данные паразиты не могли привести к гибели рыбы».
Так что же произошло?
По мнению науки, статистика по собранным экземплярам погибшей рыбы соответствует многолетней норме. По пять стерлядей, сазанов, судаков, 15 лещей – это сложно назвать массовым замором. Этот факт мог бы и вовсе остаться незамеченным, если бы не два обстоятельства.
Во-первых, в 20-х числах июня в области наблюдалась ветренная погода, которая и прибила рыбу к берегу. Структура берега и течений в районе АЦКК таковы, что способствуют скоплению прибитых к берегу объектов.
Во-вторых, в глаза наблюдателей бросился факт массовой гибели сельди: 80% обнаруженной на пляже рыбы – это черноспинка.
Почему погибла селедка?
Главный научный сотрудник ФГБНУ «КаспНИРХ» Сергей Канатьев обосновал гибель сельди-черноспинки рядом объективных причин:
«В 1999-2001 годах на Каспии произошла экологическая катастрофа, которая к тому же сопровождалась серьезными переловами – именно по сельди-черноспинке. Это привело к тому, что в 2000-е годы в Волгу на нерест заходило едва ли по несколько десятков тонн этого вида. На протяжении полутора десятилетий мы предпринимали усилия по восстановлению популяции, вводили ограничения на вылов. И это дало свои плоды. Примерно шесть лет назад мы заметили первые признаки восстановления сельди. На нерест начали заходить уже сотни тонн. Сегодня эта тенденция усилилась: в 2018 году нереститься пришло уже около 2000 тонн сельди. Это еще не те показатели, которые наблюдались в 1990-е годы, но рост на два порядка относительно 2001 года – обнадеживает».
Как пояснил Сергей Канатьев, на нерест сейчас идет много молодых экземпляров возрастом 3,5-4 года. Идут впервые, не успев накопить достаточно энергетических запасов, чтобы подняться вверх по течению:
«Сельдь-черноспинка имеет такую биологическую особенность: до 75% рыб гибнет после нереста. В XX веке этот биологический механизм был подробно изучен и описан. В 2018 году эта статистика усугубилась рядом дополнительных факторов. Исследование рыб, найденных в АЦКК, показали, что погибшая сельдь истощена, у нее практически нет жировых отложений. Если в норме сельдь, которая не впервые идет на нерест, доходит до Волгограда, то впервые нерестящиеся особи, с небольшим энергетическим запасом, поднимаются на нерест чуть выше Замьян. Большая часть из них после нереста погибает. Этот фактор также усилил впечатление о «массовой гибели рыбы», так как она сконцентрировалась в низах».
По мнению Сергея Канатьева, гибель сельди является свидетельством позитивного процесса по восстановлению популяции почти потерянной сельди-черноспинки: «Это признак того, что численность растет, увеличивается. Все 165 исследований, проведенных по поручению губернатора, не выявили негативных факторов для развития и какого-либо антропогенного воздействия. Гибель сельди-черноспинки вызвана естественными причинами, обусловленными особенностями биологии вида».