Главная
Постановления, распоряжения
Для печати
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года»
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ
29.06.2011 283-Пр
О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года»
В соответствии с Законом Астраханской области от 03.07.2009 № 53/2009-ОЗ «О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 № 397-П «О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области», в целях развития дорожного хозяйства на территории Астраханской области
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года».
2. Определить государственным заказчиком отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года» министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
3. Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Полумордвинов О.А.):
3.1. Разработать отраслевую долгосрочную целевую программу «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012 - 2016 годы и перспективу до 2020 года» и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
3.2. Подготовить проект постановления Правительства Астраханской области о признании утратившими силу постановлений Правительства Астраханской области от 04.05.2008 № 184-П «О концепции отраслевой целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы», от 16.06.2009 № 283-П «Об отраслевой целевой программе «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы», от 31.08.2009 № 464-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 16.06.2009 № 283-П», от 06.05.2010 № 203-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 16.06.2009 № 283-П», от 06.12.2010 № 520-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 16.06.2009 № 283-П».
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Астраханской области от 29.06.2011 № 283-Пр
КОНЦЕПЦИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2016 ГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА»
1. Введение
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Астраханской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между населенными пунктами Астраханской области, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения, проведения структурных реформ.
Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и удовлетворять потребность в перевозках в связи с ростом автомобилизации. Однако в настоящее время социально-экономическое развитие России во многом сдерживается из-за нарастающих ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, основными из которых являются исчерпание пропускной способности и высокая степень износа значительной части дорог, отставание в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров.
Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации.
Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012 - 2016 годы и перспективу до 2020 года» (далее - концепция) определяет современное состояние, стратегические цели, задачи развития важнейших и наиболее эффективных направлений деятельности дорожного хозяйства Астраханской области на основе целенаправленного устойчивого развития автомобильных дорог.
Концепция представляет собой систему механизмов и мер по дальнейшему развитию дорожного хозяйства, созданию предпосылок для перехода к устойчивому функционированию дорожного хозяйства и является основой для разработки отраслевой долгосрочной целевой программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012 - 2016 годы и перспективу до 2020 года» (далее - программа).
При разработке концепции использованы принципы развития дорожного хозяйства Российской Федерации, изложенные в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 «О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития дорожного хозяйства.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Гарантированные статьей 8 Конституции Российской Федерации единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного устойчивого развития транспорта и дорог.
Автомобильные дороги, наряду с другими инфраструктурными отраслями, являются важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, повышения качества жизни людей. Во многом от состояния автодорог, плотности покрытия ими территории, безопасности и бесперебойности проезда зависит экономическое развитие Астраханской области и обеспеченность качества жизни людей, проживающих в Астраханской области.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Астраханской области составляет 7334,5 км, в том числе:
- автомобильные дороги общего пользования федерального значения (далее - федеральные автодороги) |
581,57 км |
- автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее - региональные автодороги) |
2194,59 км |
- автомобильные дороги местного значения (далее - муниципальные автодороги) |
4309,31 км |
- частные автомобильные дороги |
249,03 км. |
Основную нагрузку по обеспечению межмуниципальных и значительной части межрегиональных перевозок несет на себе сеть региональных автодорог, среди которых автодороги 4 категории составляют 62,8%, т.е. дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью.
Астраханская область на всем пространстве пересекается многочисленными водотоками. При общей площади области 52,9 тыс. кв. км 10% занимает акватория. Только на федеральных и региональных автодорогах в настоящее время функционирует 218 мостов, общая протяженность которых составляет 19105 пог. м, из них на федеральных автодорогах - 38 мостов и путепроводов длиной 2318,0 пог. м, на региональных автодорогах - 185 мостов и путепроводов длиной 17349,3 пог. м.
В настоящее время в Астраханской области осуществляют свою деятельность 84 паромные переправы различных форм собственности, в том числе 16 паромных переправ, расположенных на региональных автодорогах.
135 населенных пунктов Астраханской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Опорная сеть автомобильных дорог Астраханской области сформировалась в 70-80 годы прошлого столетия. Большая часть автомобильных дорог построена под осевую нагрузку в 6 тонн. В то же время за последние 10 - 20 лет повысились требования пользователей к автомобильным дорогам, увеличились требования к безопасности дорожного движения. В настоящее время в транспортном потоке автопоезда составляют 25% общей массой 10 и более тонн.
К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства Астраханской области относятся неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность сети региональных автодорог.
Результаты диагностики региональных автодорог показывают, что более половины автомобильных дорог (1540 км) и около четверти искусственных сооружений на них нуждаются в капитальном ремонте, 295 км региональных автодорог имеют просроченные межремонтные сроки, 700 км - не отвечают нормативным требованиям по прочностным показателям, 280 км - имеют неровность профиля, 560 км - имеют низкий уровень сцепления.
Из-за недостатка финансовых средств объемы работ по ремонту региональных автодорог не обеспечивают компенсации ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление дорожной сети. Систематическое несоблюдение межремонтных сроков покрытий, построенных в 1983 - 1990 годах, может привести к их необратимому разрушению уже в ближайшие годы.
Показатели недоремонта региональных автодорог за период 2006 - 2010 годов:
№ п/п |
Наименование показателей |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. |
Протяженность региональных автодорог всего, км, в том числе: |
2192,2 |
2188,9 |
2192,8 |
2198,5 |
2194,59 |
2. |
Протяженность региональных автодорог с твердым покрытием, км |
2040,3 |
2036,3 |
2040,2 |
2045,9 |
2041,99 |
3. |
Потребность в ежегодном ремонте, исходя из 6-летнего межремонтного срока, км |
340 |
339 |
340 |
341 |
340 |
4. |
Фактически отремонтировано и реконструировано, км |
95,34 |
44,0 |
66,776 |
13,734 |
0 |
5. |
Недоремонт, км |
245 |
295 |
273,2 |
327,27 |
340 |
Ухудшение состояния региональных автодорог происходит на фоне роста автомобильного парка Астраханской области и увеличения интенсивности транзитных перевозок. Только за 2006 - 2010 годы парк автомобилей в Астраханской области вырос в 1,5 раза. В 2006 году на 1000 жителей области было зарегистрировано примерно 223 автомобиля, а в 2010 году - около 253 автомобилей. Прогноз количества автомобилей на душу населения к 2012 году предполагает рост этого показателя до 280 единиц.
Недостаточная обустроенность региональных автодорог элементами безопасности, отсутствие обходов населенных пунктов, низкий уровень содержания способствуют стабильно высокому уровню дорожно-транспортных происшествий. В период 2007 - 2010 годов на региональных автодорогах произошло 951 дорожно-транспортное происшествие, в том числе по сопутствующим дорожным условиям 99, в которых погибло 37 и ранено 129 человек.
Одним из основных факторов, повлиявших на ухудшение состояния сети региональных автодорог, стал отказ в 2000 годы от целевого финансирования дорожного хозяйства. Так, за прошедший период (2006 - 2010 годы) при росте валового регионального продукта Астраханской области на 67% уровень бюджетного финансирования дорожной отрасли упал на 52%.
Технологические ограничения и высокая стоимость мероприятий не позволят решить проблему приведения сети региональных автодорог в нормативное состояние в сроки бюджетного планирования. Учитывая приоритетность обеспечения социальных благ путем повышения транспортной доступности для населения Астраханской области, улучшения инвестиционного климата мероприятиями, обеспечивающими транзитную привлекательность Астраханской области для российских и иностранных автоперевозчиков, решение накопившихся проблем предполагается осуществить в рамках программы.
В основу разрабатываемой программы положен принцип «сохранить, что имеем, затем обеспечить развитие существующих и строительство новых дорог».
В частности, приоритетами реализации программы должны стать мероприятия по улучшению состоянии покрытия существующих дорог, обеспечению безопасности проезда путем ликвидации очагов ДТП, установке ограждающих устройств и дорожных знаков.
Особое внимание будет уделено ликвидации транспортной дискриминации для 135 населенных пунктов, не имеющих круглогодичных связей с региональными автодорогами с твердым покрытием. При реализации мероприятий программы Астраханская область будет рассчитывать на субсидии из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», исходя из стоимости работ из расчета 10 млн руб. на 1 км дороги.
Объемы строительных работ будут сосредоточены на завершении начатых в прежние годы объектов. При этом ежегодные лимиты определяются из условий максимальной эффективности вкладываемых средств, с учетом пуска очередей, в решение конкретных целей.
Очевидно, что развитие дорожного хозяйства Астраханской области требует комплексного и системного подхода. В связи с этим разработка программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
В период с 2006 по 2011 год на территории Астраханской области действовало несколько программ, направленных на развитие дорожного хозяйства Астраханской области:
-отраслевая целевая программа «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2005-2008 годы», утвержденная постановлением Администрации Астраханской области от 08.12.2004 № 18/215; -отраслевая целевая программа «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 16.06.2009 № 283-П.
За период реализации программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2009-2011 годы» введено в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 5,74 км, построено и отремонтировано 4 искусственных сооружения.
В условиях реформирования бюджетного процесса программно-целевой метод решения указанных проблем позволит:
- улучшить транспортно-эксплуатационное состояние и качество содержания автомобильных дорог, что, в свою очередь, приведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий, комфортности передвижения транспортных средств; - перейти на нормативные сроки ремонта и капитального ремонта дорожной сети, ликвидацию основных очагов дорожно-транспортных происшествий; - повысить технические характеристики региональных автодорог, которые, в свою очередь, позволят увеличить нагрузки на ось транспортных средств и соответственно объем грузоперевозок, снять вопрос введения временного ограничения движения по автодорогам, которое экономически невыгодно для всех отраслей экономики Астраханской области; - частично ликвидировать транспортную дискриминацию населения, т.е. уменьшить удельный вес населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием; - создать конкурентную среду на рынке дорожных работ, в том числе за счет привлечения предприятий малого бизнеса; - снизить процент износа основных фондов предприятий отрасли, привлечь высокопроизводительную и технологичную технику и оборудование.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Во втором разделе концепции отражены основные проблемы отрасли дорожного хозяйства Астраханской области. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом в дорожной отрасли состояние опорной региональной сети Астраханской области придет в полную негодность.
При сохранении сложившихся тенденций недофинансирования в развитии дорожного хозяйства неизбежны:
- ухудшение транспортно-эксплуатационного состояния региональных автодорог; - невозможность дальнейшего развития и совершенствования сети региональных автодорог Астраханской области; - повышение уровня аварийности на региональных автодорогах; - отставание в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров; - невозможность обеспечения круглогодичной связи между населенными пунктами Астраханской области; -деградация и ликвидация дорожных подрядных организаций.
В целом отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию дорожного хозяйства в Астраханской области.
4. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации программы
Целью программы должно стать формирование единого транспортного пространства Астраханской области на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры и удовлетворение потребностей социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Для достижения указанной цели приоритетными задачами развития дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года являются:
-повышение технического уровня транспортно-эксплуатационного состояния существующих региональных автодорог, обеспечивающее безопасность перевозок; -снижение транспортной дискриминации; -развитие транзитного потенциала Астраханской области.
Решение поставленных задач позволит увеличить сеть региональных автодорог на 79,3 км, обеспечить 26 сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. При этом доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно - эксплуатационным показателям региональных дорог, составит ориентировочно 93,03 процента.
Оценка эффективности и результативности реализации программы будет проводиться ежегодно по следующим показателям:
- плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием; - доля протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности сети дорог общего пользования; - протяженность введенных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием; - протяженность отремонтированных автомобильных дорог с твердым покрытием; - количество построенных искусственных сооружений; - удельный вес протяженности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, соответствующих нормативным требованиям по допустимому уровню содержания; - доля региональных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям; - доля муниципальных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям.
5. Предлагаемый срок реализации программы
Срок реализации программы 2012 - 2020 годы.
6. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет бюджета Астраханской области при участии федерального и местных бюджетов.
Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют 16854,13 млн руб., в том числе: средства бюджета Астраханской области (дорожный фонд) – 11803,95 млн рублей, средства федерального бюджета – 5000,18 млн рублей, средства местных бюджетов – 50 млн рублей.
7. Предложения по государственному заказчику и разработчику программы, участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за реализацию программы
Государственным заказчиком и разработчиком программы является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - минстрой Астраханской области).
Ответственным за реализацию программы является минстрой Астраханской области.
В реализации мероприятий программы примут участие муниципальные образования Астраханской области в рамках принятых муниципальных целевых программ, аналогичных данной программе.
8. Предложения по основным направлениям финансирования программы
В соответствии с намеченной целью основными направлениями программы являются:
- развитие и совершенствование сети региональных и муниципальных автодорог; - обеспечение сохранности, улучшение транспортно - эксплуатационного состояния региональных автодорог и условий безопасности движения по ним.
Направление «Развитие и совершенствование сети региональных и муниципальных автодорог» предусматривает увеличение темпов строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, в частности, предполагается завершить строительство начатых в предыдущие годы объектов дорожного хозяйства и приступить к реализации новых инвестиционных проектов «Строительство северного обхода г. Астрахани» и «Строительство подъездной автомобильной дороги к строящимся паромным причалам № 4 и № 5 морского торгового порта Оля».
В рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предполагается построить 184,43 км автомобильных дорог с целью увеличения количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью региональных автодорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Кроме того, в период реализации программы предполагается выделение субсидий муниципальным образованиям Астраханской области на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт муниципальных автодорог.
Направление «Обеспечение сохранности, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния региональных автодорог и условий безопасности движения по ним» предполагает поэтапное увеличение объемов финансирования на содержание и ремонт региональных автодорог по установленным нормативам финансовых затрат.
9. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий. Формирование мероприятий программы осуществляется на основании конкурсного отбора мероприятий, заявленных в программу органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Государственный заказчик:
- определяет основные направления программы; - на основании предложений муниципальных образований Астраханской области формирует перечень программных мероприятий; - разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Астраханской области, необходимых для выполнения программы.
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство, реализацию и текущее управление мероприятиями программы; - с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет перечень и финансирование программных мероприятий, целевые индикаторы и показатели эффективности; - обеспечивает эффективное и целевое использование средств, выделяемых на ее реализацию; - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку информации о ходе реализации мероприятий программы; - в установленные сроки представляет отчет о ходе реализации программы в министерство экономического развития Астраханской области.
|