jilkin.ru   |   RSS   |
Четверг 21 Июля 2011 г.
Карта Астраханской области
Каспийский пресс-центр
Приоритетные национальные проекты
ГТРК Лотос

Главная Постановления, распоряжения Для печати

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ О концепции комплексной долгосрочной целевой программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ

13.05.2011         177-Пр

О концепции комплексной долгосрочной
целевой программы «Создание комплексной
системы обращения с отходами в Астраханской
области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»


В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 № 397-П «О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области», а также в целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами, обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области:

1. Утвердить концепцию комплексной долгосрочной целевой программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» (прилагается).

2. Определить государственным заказчиком комплексной долгосрочной целевой программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (Яковлев В.А.) разработать и внести на утверждение Правительства Астраханской области комплексную долгосрочную целевую программу «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года».

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.



Губернатор Астраханской области          А.А. Жилкин


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства
Астраханской области
от 13.05.2011 № 177-Пр


Концепция
комплексной долгосрочной целевой программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам стратегии социально-экономического развития Астраханской области.

По данным ООН, от 25 до 33% регистрируемых в мире заболеваний напрямую связаны с низким качеством окружающей человека среды; в 18% случаев причиной преждевременной смерти являются неблагоприятные условия окружающей среды, из них 1% приходится на негативное воздействие промышленных и бытовых отходов.

Одним из основных долгосрочных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 № 54-П, является создание условий для эффективного экономического роста муниципальных образований Астраханской области, субсидирование или содействие финансированию программ муниципальных образований Астраханской области в области утилизации отходов.

Состояние окружающей среды Астраханской области определяется высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства, использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими за собой накопление значительного количества отходов, ухудшение качества окружающей среды.

Интенсивное развитие экономики Астраханской области не учитывало воздействие на окружающую среду, в связи с чем накопилось значительное количество нерешенных проблем. К ним относятся существенное загрязнение водоемов, воздуха и почв, деградация земель, накопление твердых бытовых и промышленных отходов, уменьшение площади зеленых насаждений в муниципальных образованиях Астраханской области.

Состояние окружающей среды в Астраханской области остается напряженным, а уровень загрязнения – высоким.

Одной из причин неблагоприятной экологической обстановки в Астраханской области является отсутствие мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов, а также низкий уровень природных процессов самоочищения окружающей среды.

В Астраханской области вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) осуществляется в основном на санкционированные свалки, которые не имеют комплекса природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Причем из 5 имеющихся в области полигонов для захоронения ТБО санитарным правилам отвечают только 2.

В 2010 году количество мусорных свалок в Астраханской области составило более 277. Необходимо отметить, что только 53 процента свалок являются санкционированными для вывоза мусора, а остальные свалки – стихийные. Места их нахождения постоянно меняются.

В Астраханской области свалки располагаются вблизи некрупных муниципальных образований, предприятий сельскохозяйственного и промышленного назначения. Наибольшее количество объектов захоронения отходов находится в Камызякском и Енотаевском районах. В Камызякском районе 2893,0 т отходов размещаются на территории 32,57 га, что составляет 23,13 процента от общей площади, занятой под размещение отходов в области. По количеству изъятых площадей земельных ресурсов для размещения отходов первенствует Ахтубинский район.

Твердые отходы, образующиеся на городских предприятиях, а также у населения г.Астрахани, организованно собираются и вывозятся. Единственный действующий полигон ТБО принадлежит муниципальному образованию «Город Астрахань», находится на расстоянии 15 км от жилой застройки города, на территории Приволжского района, куда вывозятся отходы областного центра и близлежащих муниципальных образований Астраханской области.

Полигон расположен на площади 37,05 га, из которых 2,9 га предназначено для хозяйственной деятельности.

Данный объект введен в эксплуатацию в 1984 году и его эксплуатационный срок был рассчитан на 15 лет. Однако уже к 1999 году встал вопрос о возможности дальнейшего его функционирования. Принято конструктивное решение, а именно увеличение высоты земляного вала по периметру полигона сделало возможным его дальнейшее использование с расчетным сроком до 2010 года. Степень заполнения городского полигона на настоящий период составила 76 процентов.

Сортировка мусора, или селективный сбор ТБО в Астраханской области, не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации (переработки) отходов в Астраханской области не развита.

Рост промышленного производства Астраханской области, улучшение социальной базы населения Астраханской области способствуют значительному росту отходов производства и потребления.

По состоянию на 01.01.2010 в Астраханской области произведено 395,4 тысячи тонн твердых бытовых отходов. Сложилась напряженная обстановка в муниципальных образованиях Астраханской области, в которых отсутствуют финансовые средства на закуп специализированной техники для сбора и вывоза мусора.

Для сбора твердых бытовых отходов в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1,1 куб.м) и специальные (до 12 куб.м).

Реальную угрозу экологической безопасности Астраханской области создает накопление биологических отходов, которые представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать или представлять угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, что, как следствие, приведет к заболеваемости животных и людей.

К биологическим отходам относятся трупы животных, не соответствующая требованиям безопасности продукция животного происхождения, а также отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения.

На территории Астраханской области, по данным муниципальных образований Астраханской области, на 01.01.2011 зарегистрировано порядка 500,1 т захоронений трупов животных.

Утилизация биологических отходов, должна производиться на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах. Однако в наиболее отдаленных населенных пунктах Астраханской области специализированные утилизационные заводы и печи не имеются, также зачастую отсутствуют или находятся в ненадлежащем состоянии скотомогильники и биотермические ямы.

Необходимо отметить, что законодательством не предусмотрено проведение плановых обследований ветеринарно-санитарного состояния иных объектов, связанных с обращением биологических отходов, – ветеринарно-санитарных утилизационных заводов и иных предприятий, осуществляющих утилизацию и уничтожение биологических отходов.

Иными словами, проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность и решение этой проблемы возможно только путем комплексного подхода на областном уровне.

Кроме того, в Астраханской области отсутствует комплексный подход к утилизации медицинских отходов, под которыми понимают любые отходы, образующиеся в результате деятельности медицинских учреждений (полностью или частично состоящие из тканей человека или животных, крови или других жидкостей тела, экскрементов, фармацевтических препаратов, бинтов, предметов медицинского ухода и др.), или лечебно-профилактических мероприятий, проводимых населением.

Особого внимания требуют медицинские отходы, которые опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов, а также могут быть загрязнены токсичными и радиоактивными веществами.

Более 15% образующихся медицинских отходов представляют серьезную реальную опасность как для медицинского персонала, так и для окружающей среды, потому что содержат большое количество токсичных соединений (прежде всего цитостатики, антибиотики и другие лекарственные препараты) и радиоактивные вещества.

По данным министерства здравоохранения Астраханской области, ежегодно в областных учреждениях здравоохранения Астраханской области образуется порядка 651,1 т медицинских отходов. Только в 3 из 40 областных учреждений здравоохранения Астраханской области имеются установки по уничтожению медицинских отходов.

В настоящее время до конца не решен вопрос обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, однако, несмотря на это, в Астраханской области из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан отработанные компактные люминесцентные лампы (ртутьсодержащие) выбрасываются вместе с обычными бытовыми отходами с последующим размещением на полигонах (свалках) ТБО.

Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Нарушение правил обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Кроме того, на территории Астраханской области не ведется мониторинг образующегося строительного мусора, а также его транспортировки и утилизации.

Учитывая высокие темпы строительства инфраструктурных объектов, объектов жилищного фонда в Астраханской области с каждым днем возрастает объем строительных отходов, требующих утилизации и дальнейшей переработки.

Таким образом, основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с твердыми бытовыми, медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими отходами и строительным мусором (далее - отходы) на территории Астраханской области являются:

- накопленные проблемы предшествующих периодов – имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде.

Решить проблему обращения с отходами на территории Астраханской области возможно только путем комплексного подхода в рамках комплексной долгосрочной целевой программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» (далее – программа).

Программа разрабатывается в соответствии с федеральными законами от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и соответствует основным направления стратегии социально-экономического развития Астраханской области, а также в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 29.03.2011 №Пр-781 по обеспечению подготовки долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с ТБО и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов с привлечением частных инвесторов.

2.Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Отсутствие цивилизованного решения проблем обращения с отходами сказывается на инвестиционной привлекательности Астраханской области, негативно влияет на здоровье жителей и природоохранную обстановку уникальных рекреационных территорий Астраханской области.

Проблемы системы обращения с отходами производства и потребления не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области, а также возрастающим негативным воздействием отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Эти подходы требуют согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития системы обращения с отходами производства и потребления.

Программно-целевой метод обоснован прежде всего:

- значимостью накопившихся проблем;
- невозможностью решения проблем в короткие сроки;
- необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений;
- необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.

Программно-целевой метод даст возможность выработать комплексный, системный и максимально эффективный механизм управления обращением с отходами, а также ресурсами, в том числе инвестиционными, в Астраханской области, а также достичь целей и задач, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы.

В основу программы заложен принцип построения единой комплексной системы управления обращением с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий приоритетным направлениям социально-экономического развития Астраханской области. Именно такой подход позволит сконцентрировать для решения комплекса задач в сфере управления отходами необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.

Таким образом, в полном объеме решить проблемы, возникшие в области с обращением отходов, можно путем реализации мероприятий комплексной долгосрочной целевой программы, которая носит межотраслевой характер и направлена на стабилизацию сложившейся ситуации в данной сфере.

Кроме того, данная программа является социально значимой, поскольку способна улучшить экологическое состояние окружающей среды.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Комплексное решение основных проблем обращения с отходами на территории Астраханской области программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию мероприятий программы и сократить временные и материальные затраты.

Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к:

- резкому ухудшению экологического и технологического состояния свалок в муниципальных образованиях Астраханской области;
- ускоренному исчерпанию мощностей для захоронения отходов;
- росту несанкционированных мест размещения отходов (свалок), отчуждению новых территорий; росту неконтролируемого процесса образования отходов;
- значительному загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства.

4. Предложения по целям и задачам программы, ее целевым индикаторам и показателям

Целью программы является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения.

Основные задачи программы:

1. Формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления.

2. Формирование новой и совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере управления отходами производства и потребления.

3. Создание новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.

4. Формирование культуры обращения с отходами населения через систему экологического образования и просвещения.

5. Основные направления программы

Одним из направлений стабилизации ситуации в области обращения с отходами является формирование комплексного управления отходами, обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области.

Вторым направлением является выполнение работ и реализация мероприятий, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей природной среды муниципальными отходами.

Третье направление – это создание (строительство) производственных объектов, формирующих индустрию переработки, по повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов.

Строительство новых инфраструктурных объектов принесет Астраханской области новые рабочие места, обеспечит рост отчислений в бюджеты различных уровней, решение социальных вопросов.

Новые объекты инфраструктуры создадут импульс для развития малого и среднего бизнеса, будут способствовать развитию рынка вторичного сырья и переработке отходов.

6. Срок реализации программы

В связи с длительностью сроков реализации мероприятий и необходимостью решения проблем обращения с отходами на территории Астраханской области с использованием эффективной и надежной схемы обращения с отходами выполнение программы осуществляется в 2 этапа.

I этап: 2011-2015 годы – реализация пилотных проектов по созданию организационных механизмов реализации программы, проведение раздельного сбора ТБО в населённых пунктах муниципальных районов Астраханской области, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и Астраханской области в целом, а также начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами, создание производств по переработке вторичных ресурсов и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории городских округов и муниципальных районов Астраханской области, запуск нового полигона и мусоросортировочного завода.

II этап: 2015-2020 годы. В течение второго этапа реализации программы предполагается:

- завершить работы по созданию производств по переработке вторичных ресурсов и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории городских округов и муниципальных районов Астраханской области;
- сформировать структуру управления отходами, отвечающую мировому уровню по техническим и экономическим характеристикам.

Кроме того, на втором этапе предполагается корректировка программных мероприятий с учётом итогов реализации первого этапа программы.

7. Предложения по источникам финансирования программы

Реализация мероприятий 1 этапа программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований Астраханской области и внебюджетных источников.

Планируемый объем финансирования программных мероприятий на 2011-2015 годы составляет 2 938 227,3 тыс.руб., из них из средств бюджета Астраханской области -410 663,645 тыс. рублей.

Средства бюджета Астраханской области на финансирование программных мероприятий в 2011 году не потребуются.

Финансирование из бюджета Астраханской области будет производиться, исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период.

8. Механизм формирования мероприятий программы

Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.

Государственный заказчик программы:

- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;
- согласовывает с участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении программы;
- обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы.

Отбор мероприятий осуществляется исходя из потребности в их реализации на основе предложений исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по результатам обследований фактического состояния системы обращения с отходами в Астраханской области.

9. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Государственный заказчик программы - министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Разработчик программы – министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Исполнители мероприятий программы – министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, отвечающее за текущее управление реализацией программы, определяет основное содержание направлений программы, их соответствие программным целям и задачам, создает условия для реализации программных мероприятий, а также обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы, исключая дублирование программных мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий.

Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение ее мероприятий.

Контроль за исполнением программы осуществляет министерство экономического развития Астраханской области.

10. Ожидаемые результаты реализации программы, возможные формы и методы оценки их эффективности

В результате реализации мероприятий программы будет получен социальный, экономический, финансовый и экологический эффект.

1. Социальный эффект:

- улучшение экологического, санитарно-гигиенического состояния территории и здоровья населения Астраханской области;
- повышение культурного уровня населения в сфере обращения с отходами;
- создание новых предприятий, производств по переработке отходов производства и потребления, дополнительных рабочих мест.

2. Экономический эффект:

- создание экономически выгодной и эффективно действующей системы хозяйствования в сфере обращения с отходами;
- повышение инвестиционной привлекательности проектов, связанных с переработкой отходов;
- увеличение к 2020 году ликвидированных несанкционированных мест размещения отходов с 1 до 95 процентов к уровню 2009 года.

3. Финансовый эффект:

- увеличение к 2015 году поступления финансовых средств в бюджет Астраханской области в виде налогов и платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на 685 млн рублей.

4. Экологический эффект:

- улучшение санитарного состояния территорий и окружающей среды в муниципальных образованиях Астраханской области;
- увеличение переработки отходов в 2020 году к уровню 2009 года на 600 тыс. тонн/год;
- создание регионального кадастра отходов, позволяющего вести достоверный учет образования и движения отходов производства и потребления на территории Астраханской области.

Реализация мероприятий позволит снизить объем валовых выбросов загрязняющих веществ, уменьшить токсичность выбросов в 3 - 5 раз, снизить уровень загрязнения атмосферы в Астраханской области до нормативных показателей.

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации программы по годам ее реализации, представлены в таблице.

Перечень
целевых индикаторов и показателей комплексной долгосрочной целевой программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

№ п п

Наименование индикатора

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2020

1.

Создание новых полигонов ТБО, ед.

0

0

1

1

1

0

0

0

0

2.

Создание мусоросортировочных комплексов, ед.

0

0

1

1

1

0

0

0

0

3.

Количество мусороперегрузочных станций, ед.

0

0

0

1

3

1

2

1

0

4.

Количество объектов переработки вторсырья, ед.

0

0

0

1

2

1

2

1

0

5.

Доля ликвидированных несанкционированных мест размещения отходов к уровню 2009 года, процентов

1

10

20

30

40

50

70

85

95

6.

Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов, процентов

20

39

40

40,5

50

55,2

60,7

60,7

61

7.

Объем переработки отходов, тыс. тонн/год

 

 

200

400

600

600

600

600

600

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
21 Июля 2011 г.
GISMETEO: Погода по г.Астрахань


Rambler's Top100




Президент РФ Правительство РФ Правительство Астраханской области © «Жилкин.ру» 2011 — Данная информация является свободно распространяемой и может быть отредактирована в соответствии с требованиями конкретного получателя – средства массовой информации при условии сохранения смысла сообщения. При использовании материалов или цитировании, указывать ссылку на источник обязательно.