Главная Постановления, распоряжения Для печати
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ О концепции комплексной долгосрочной целевой программы «Семья» на 2011-2013 годы
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
13.05.2011 168-Пр
О концепции комплексной
долгосрочной целевой программы
«Семья» на 2011-2013 годы
В целях улучшения социально-экономического положения семей с детьми в Астраханской области, создания комплексной системы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия, развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 № 397-П «О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области»:
1. Утвердить прилагаемую концепцию комплексной долгосрочной целевой программы «Семья» на 2011 - 2013 годы.
2. Определить государственным заказчиком комплексной долгосрочной целевой программы «Семья» на 2011-2013 годы министерство социального развития и труда Астраханской области.
3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную долгосрочную целевую программу «Семья» на 2011-2013 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства
Астраханской области
от 13.05.2011 № 168-Пр
Концепция
комплексной долгосрочной целевой программы «Семья» на 2011-2013 годы
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы
Складывающаяся в стране в последние годы социальная ситуация, с одной стороны, создавала серьезные трудности для семьи, особенно многодетной, а с другой - сопровождалась несомненным ростом пограничных психических расстройств у несовершеннолетних, включая девиантные, делинквентные и аддиктивные формы поведения.
Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семей с детьми, включающей в себя диагностические, профилактические, социально-реабилитационные мероприятия, способствующие созданию оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, снятию социально-психологической напряженности и нивелированию социальных факторов риска, определяющих динамику развития и возникновения различных форм деприваций.
Учитывая приоритетные направления Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, органами социальной защиты населения принимаются меры, направленные на усовершенствование существующей системы защиты семьи и детства, предусматривающие создание условий для стимулирования внутренних резервов семьи, развитие инфраструктуры кризисных центров и социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних. Особое внимание в данной сфере уделяется проблеме повышения качества и уровня жизни семей. С этой целью с 2009 года внедряется программно-целевой подход к решению проблем социального сиротства и семейного неблагополучия.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В ходе реализации комплексной целевой программы «Семья» на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 26.06.2009 № 324-П, были достигнуты значительные показатели в работе по выявлению на ранней стадии семей группы риска, организовано социально-психологическое сопровождение таких семей, разработаны и внедрены методики, направленные на реабилитацию семей, находящихся в социально опасном положении.
Так, с 2009 года на базе комплексных центров социального обслуживания населения открыто 13 отделений участковой социальной службы, которые призваны выявлять, ставить на учет и сопровождать семьи, не обеспечивающие необходимые условия для воспитания, обучения и содержания детей. Создание отделений позволило выстроить эффективную комплексную систему профилактической работы с неблагополучными семьями на ранней стадии кризиса, направленную на восстановление семьи, обеспечение в ней условий для соблюдения прав ребенка.
Как результат, за период с 01.01.2009 по 01.02.2011 специалистами отделений участковых социальных служб выявлено и поставлено на учет 4449 семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, с 2089 семьями заключены соглашения о социальном патронаже, снято с учета по разным причинам 1711 семей, из них в связи с улучшением семейного положения – 1527 семей. Эффективное социально-психологическое сопровождение данных семей позволило повысить экономический потенциал семей, улучшить качество жизни, условия проживания и воспитания детей, создать условия социальной комфортности.
Для оказания социально-психологической помощи беременным женщинам, несовершеннолетним мамам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе государственного казенного учреждения Астраханской области «Социальный центр кризисной реабилитации женщин» функционирует отделение «Молодая мама». За 2009-2010 годы социально-реабилитационными услугами охвачено 370 молодых женщин с грудными детьми, из них в 2010 году прошло реабилитацию 250 женщин. Создание отделения позволило сократить количество отказных детей на 10%, создать благоприятные условия для рождения детей, а также снизить материнскую и младенческую смертность до 10 % .
Для оказания психолого-педагогической, социально-правовой помощи замещающим семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в 2010 году в структуре государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр защиты прав детей» было создано 15 служб сопровождения замещающих семей, осуществляющих подбор и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних, начисление выплат и пособий детям, устроенным в семьи, занимающихся выявлением несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Одним из показателей эффективности созданных служб является сокращение количества решений о лишении родительских прав: в сравнении с 2009 годом оно уменьшилось на 17 %. При этом снизилось количество вновь выявленных сирот. Еще три года назад цифра доходила до 1162 детей, в 2010 году – 822 ребенка.
В рамках программных мероприятий получил активное развитие проект «Школа приемных родителей», направленный на подготовку лиц, желающих принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В результате деятельности школы в 2010 году 248 граждан прошли обучение в Астраханской области, из них по заочной форме – 180 человек, по очной – 68.
Таким образом, реализация программных мероприятий позволила достичь следующих показателей:
- снизить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 3,2% от общей численности детей в Астраханской области до 2,8%;
- увеличить долю детей, охваченных социально-реабилитационными услугами, с 23% от общей численности выявленных детей, находящихся в социально опасном положении, до 51%;
- сократить численность детей, родители которых лишены родительских прав, с 567 до 524 человек;
- увеличить долю детей, в отношении которых применяются семейные формы устройства, с 2,6% от общей численности безнадзорных детей в Астраханской области до 3,4%.
Результаты реализации данной программы подтверждают целесообразность дальнейшего использования программно-целевого подхода к решению вопросов организации работы по профилактике социального сиротства, реабилитации семей группы риска.
Вместе с тем достигнутые результаты не однозначны, для закрепления имеющихся тенденций и развития новых форм, направленных на укрепление института семьи, выявление и реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо продолжить работу в данном направлении с включением новых объектов, которые не были охвачены программой в 2009-2010 годы, но, несомненно, имеют весомое значение для укрепления семейной политики.
С этой целью разработана комплексная долгосрочная целевая программа «Семья» на 2011-2013 годы (далее – программа). При разработке программы учтен принцип преемственности по отношению к комплексной целевой программе «Семья» на 2009-2010 годы. Программные мероприятия укрупнены и уточнены в соответствии с направлениями реализуемой программы, учитывают интересы её заказчиков.
На территории Астраханской области по состоянию на 01.01.2010 проживает 220 823 ребенка, что составляет почти четверть населения Астраханской области, из них городское население - 137369 человек, сельское население - 83454 человека.
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 01.01.2011 составляет 5833 человека: из них 2373 ребенка находятся под опекой, 289 детей воспитываются в приемных семьях, 1690 детей живут в семьях усыновителей, 1459 человек находятся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 75% из них являются социальными сиротами вследствие неблагополучия и асоциального поведения семей, ограничения и лишения родителей их прав; появление 25% сирот обусловлено различными причинами, в том числе определением их родителей в места лишения свободы.
За 2010 год из числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявлено 599 детей, в отношении которых родители лишены или ограничены в родительских правах (в 2009 году - 577 детей, в 2008 -567 детей).
Всего в 2010 году выявлено и учтено 822 несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 году – 915 детей, в 2008 году – 925 несовершеннолетних). Сведения по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 - 2010 годах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
№
|
Показатели
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
1 |
Всего выявлено и учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
925
|
915
|
822
|
2 |
Возвращено детей родителям |
25
|
18
|
42
|
3 |
Устроено из числа выявленных детей в замещающие семьи всего, в том числе: |
428
|
450
|
430
|
3.1 |
под опеку, попечительство |
403
|
422
|
392
|
3.2 |
в приемную семью |
11
|
10
|
16
|
3.3 |
усыновлено |
14
|
10
|
22
|
4 |
Устроено в учреждения для детей-сирот |
399
|
390
|
324
|
5 |
Остались неустроенными |
65
|
32
|
22
|
6 |
Общая численность детей, помещенных в опекунские и приемные семьи, в том числе: |
3101
|
2924
|
2662
|
6.1 |
под опеку, попечительство |
2877
|
2670
|
2373
|
6.2 |
в приемную семью |
224
|
254
|
289
|
Отдельные программы реабилитации предусмотрены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей в отношении детей данной категории является их социальная реабилитация, то есть создание условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление социального статуса, утраченных общественных связей. Для достижения указанной цели применяются самые различные методы и формы реабилитации, усилия направлены не только на детей-инвалидов, но и на членов их семей.
В настоящее время на территории Астраханской области проживает 4075 детей – инвалидов в возрасте до 18 лет. Первое место в структуре детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития – 37% (из них 50% - врожденные пороки сердца), болезни нервной системы – 25%, психические расстройства – 13,8 %. Указанные причины традиционно занимают ведущее место в структуре детской инвалидности, периодически незначительно изменяя свой удельный вес и меняясь местами.
В Астраханской области создана система социального обслуживания несовершеннолетних, которая включает в себя социальную реабилитацию, предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-правовых услуг несовершеннолетним, в том числе организацию летнего отдыха и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На территории Астраханской области функционируют:
- 12 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 3 специализированных дома ребенка, 4 детских дома, 5 специализированных школ-интернатов;
- 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей, в том числе 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 17 комплексных центров социального обслуживания населения с 13 отделениями участковой социальной службы, 14 отделениями дневного и круглосуточного пребывания детей, социальный центр кризисной реабилитации женщин, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Динамика последних трех лет свидетельствует о сохранении уровня рождаемости детей. Так, за 12 месяцев 2010 года в Астраханской области родилось 14355 детей, что на 5 детей больше, чем в 2009 году. Наблюдается ежегодное сокращение младенческой смертности: за 2010 год в Астраханской области умерло 113 детей в возрасте до 1 года (за 2009 год-114 детей, за 2008 год -118человек).
Отказ от детей при их рождении остается актуальной проблемой для Астраханской области, хотя количество отказных детей в целом снижается: в 2010 году в родильных домах было оставлено 74 новорожденных, в 2009 году - 80 новорожденных, в 2008 – 92.
Семейное неблагополучие является одним из основных условий детской безнадзорности и криминализации несовершеннолетних, ведь именно в этой среде наиболее велики риски развития социального сиротства и детской преступности. В 2010 году было выявлено и поставлено на профилактический учет в органы внутренних дел 967 неблагополучных семей (в 2009 году – 995, в 2008 году -1157 семей), за уклонение от выполнения родительских обязанностей к административной ответственности было привлечено в прошлом году 3510 родителей (в 2009 году – 3765 человек, в 2008 году – 1608).
Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области сокращается (за 2010 год – 778 детей, в 2009 году – 915 детей, в 2008 году – 925 детей). В 2010 году 262 несовершеннолетних поступили в социально-реабилитационные центры по актам органов внутренних дел (в 2009 году - 220 детей, в 2008 году - 168 детей), по ходатайству органов опеки и попечительства в 2010 году – 236 детей (в 2009 году - 348 детей, в 2008 году - 314).
Несмотря на улучшение некоторых вышеназванных показателей, социальное сиротство продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Анализ деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Астраханской области в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска позволяет говорить о том, что существует ряд значимых моментов, на которые необходимо обратить внимание. На 01.01.2010 в Астраханской области проживало 152760 семей с детьми, из них 35% - малоимущие семьи. В числе данных семей значительную часть составляют семьи, где один или оба родителя не работают. Эти семьи потенциально являются семьями категории риска, так как уровень их благосостояния не позволяет в полной мере обеспечить права детей. По данным отделений участковой социальной службы, по состоянию на 31.12.2010 выявлено и поставлено на учет 2878 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывается 6107 детей. Среди них 691 многодетная семья, 643 полные семьи, 1267 неполных семей, 184 опекунские семьи, 93 семьи, имеющие детей-инвалидов. Среди семей, находящихся в социально-опасном положении, 171 многодетная семья, 48 семей, имеющих детей-инвалидов, 603 семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию детей, и 182 семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении.
Необходимо продолжать данную работу при одновременном внедрении технологии раннего выявления и оказания комплексной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для решения данной проблемы в качестве стратегического определено направление организации работы по профилактике социального сиротства, значимость которого обусловила необходимость создания эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства, способствующих закреплению ребенка в кровной семье, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации при выработке общих подходов с целью реализации мер социальной поддержки и улучшения положения семей с детьми.
Проблема социального сиротства должна решаться, в первую очередь, не через материальную помощь или меры административной ответственности, а через обеспечение:
- приоритета раннего выявления семейного неблагополучия и своевременного планирования мер с целью сохранения кровной семьи для детей;
- приоритета развития профилактических услуг для семьи и детей, оказываемых на ранних стадиях семейного кризиса с целью предотвращения сиротства;
- приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения проблем социального сиротства необходима консолидация организационных и финансовых ресурсов, что возможно только в рамках программно-целевого подхода.
3. Цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
- создание комплексной системы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия на территории Астраханской области;
- обеспечение социальной поддержки и улучшение положения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения указанных целей программа предусматривает выполнение следующих задач:
- внедрение эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства, профилактики социального сиротства;
- развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, содействие возвращению ребенка в биологическую семью;
- усовершенствование системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми (в том числе с детьми-инвалидами) к социальным услугам и повышение их качества;
- пропаганда ценностей ответственного родительства.
4. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым методом
Реализация программы рассчитана на период 2011- 2013 годов, в случае необходимости предполагается ее дальнейшая реализация.
5. Основные направления реализации программы
Выполнение поставленных в рамках программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий, направленных на:
- разработку и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по профилактике социального сиротства и порядок оказания комплексной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- организацию мониторинга в сфере профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование работы комплексных центров социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы;
- организацию на территории Астраханской области мероприятий, направленных на формирование ценностей ответственного родительства и поддержку семей, имеющих положительный опыт воспитания детей;
- внедрение технологий, способствующих раннему выявлению семейного неблагополучия и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках каждого направления выделены задачи, достижение которых обеспечит устойчивое развитие и внедрение комплексной системы работы с семьей и детьми. Для выполнения задач определены мероприятия, которые представлены в перечне основных мероприятий по каждому направлению.
6. Показатели, позволяющие оценивать ход реализации программы по годам
Реализация программных мероприятий позволит к 2013 году:
- снизить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте от 0-17 лет с 2,8 до 2,5 %;
- увеличить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 8,6 до 11,1 %;
- снизить удельный вес отказных новорожденных в общей численности родившихся детей с 0,7 до 0,4 %;
- сократить численность детей, родители которых лишены родительских прав, с 412 до 330;
- внедрить в 16 муниципальных образованиях Астраханской области технологии раннего выявления и оказания комплексной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- увеличить долю детей, участвующих в оздоровительных мероприятиях, в общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с 9,9 до 10,4 %;
- увеличить охват замещающих семей психолого-педагогическим сопровождением до 100 %;
- увеличить численность детей, прошедших реабилитацию в учреждениях для несовершеннолетних, вернувшихся в кровные семьи, с 1821 до 2029;
- снизить количество отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью с 174 до 100;
- увеличить число специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень, до 500 человек ежегодно;
- увеличить количество муниципальных образований Астраханской области, использующих государственный банк данных «Аист».
7. Ориентировочные объемы и источники финансирования программы по основным направлениям её реализации
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.03.2008 № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Общий объем финансирования на 2011-2013 годы составляет 189326,2 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Астраханской области – 142735,2 тыс. рублей, средства Фонда - 46591,0 тыс. рублей.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет средств бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период, предусмотренных:
- отраслевой целевой программой «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.07.2009 № 352-П;
- отраслевой целевой программой «Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2009 № 244-П;
- финансированием учреждений социального обслуживания на 2011 - 2013 годы;
- законами Астраханской области от 24.03.2003 № 4/2003-ОЗ «О дополнительной материальной поддержке семей, усыновивших детей», от 04.06.2009 № 40/2009-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством».
8. Предложения по государственным заказчикам (государственному заказчику-координатору) и разработчикам программы, а также по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком - координатором программы является министерство социального развития и труда Астраханской области (далее – государственный заказчик программы).
Исполнителями программы являются министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области, управление внутренних дел по Астраханской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию), Астраханский областной фонд социальной поддержки населения (по согласованию).
9. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы основывается на прогнозе динамики уровня социального сиротства и семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Астраханской области, а также на анализе и оценке предлагаемых мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. С этой целью изучены предложения по мероприятиям программы, поступившие от исполнительных органов государственной власти Астраханской области, учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Государственный заказчик программы и её исполнители с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям программы, механизм реализации и состав учреждений – непосредственных исполнителей.
Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы.
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- на основании предложений исполнителей программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет ее целевые индикаторы и показатели, затраты на программные мероприятия, механизм ее реализации и состав исполнителей.
Исполнители программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению программы.
Государственный заказчик программы совместно с исполнителями осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.
Контроль за исполнением программы осуществляет министерство экономического развития Астраханской области.
|