Народная программа
В этом программном документе отражены предложения жителей региона по дальнейшему развитию Астраханской области, собранные в ходе общественных слушаний, дискуссионных площадок, общественных форумов и сходов граждан. Основная цель составления документа – внести идеи, которые помогут органам власти определить направления работы на ближайшие годы и направить действия граждан с активной жизненной позицией на достижение главной цели – обеспечение комфортного проживания на территории области для каждого человека. Пока это только проект – сбор предложений продолжается. Ждем писем по адресу: [email protected]
ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Сегодня Астраханская область входит в двадцатку наиболее развитых региональных экономик России.
Мы – лидеры по основным макроэкономическим показателям – темпам роста промышленного производства, строительства, инвестиций.
Наши стартовые позиции в 2004 году были следующие:
- среднегодовой темп роста экономики составлял 4% в год (при среднероссийских темпах 7-8%);
- темпы роста промышленного сектора не превышали 1% (при среднероссийских 8-9%);
- уровень износа основных фондов достигал 60%;
- каждый пятый житель области находился за чертой бедности;
- уровень цен превышал российские показатели в среднем на 5-10%;
- средняя продолжительность жизни не превышала 65 лет.
За десять лет была создана новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономику, работающую на современной технологической базе, привлекающую огромные инвестиционные ресурсы. Это позволило обеспечить один из наибольших темпов роста валового регионального продукта. За десять лет его объемы в действующих ценах выросли почти в 5 раз.
В 2013 году объем инвестиционного потока в экономику превысил 115 миллиардов рублей.
Выполняется основное макроэкономическое условие дальнейшего экономического роста: инвестиции растут более высокими темпами, чем ВРП. Это соответствует экономике стран-лидеров по привлечению инвестиционных ресурсов, таких как Китай.
Динамика ВРП обусловлена, прежде всего, ростом добавленной стоимости строительства (рост к 2004 году – в 5,3 раза), промышленности (в 1,7 раза), сельского хозяйства (рост в 1,9 раза), оптовой и розничной торговли (рост в 2,2 раза).
За 10 лет промышленный сектор экономики региона вырос почти в 2,5 раза.
Диверсификация региональной промышленности позволила преодолеть ранее сложившуюся одностороннюю топливно-сырьевую ориентацию ее развития, модернизировать технологический базис промышленного производства. И сейчас развитие одной промышленной отрасли влечет за собой развитие других отраслей. На экономической карте нашего региона появились новые точки роста.
С 2007 года траектория развития демонстрирует кратное превышение показателей региона над среднероссийским уровнем.
Сохраняются благоприятные тенденции снижения темпов инфляции по сравнению с Российской Федерацией. За 10 лет инфляция снизилась в 2,4 раза.
Мы занимаем первое место среди субъектов ЮФО по темпам роста реальной заработной платы. В номинальном выражении она увеличилась за 10 лет в 4,4 раза, и превысила 22,5 тысяч рублей.
Мы имеем одни из самых низких в России значений показателей уровня безработицы и бедности – сегодня уровень безработицы составляет около 1%, а уровень бедности не превышает 12,5%.
Ежегодно численность населения нашего региона увеличивается более чем на 2 тысячи человек. Продолжительность жизни превысила 71 год – по темпам роста данного показателя мы занимаем 11-е место в России.
У каждой второй семьи есть автомобиль. Значительно улучшились и жилищные условия.
Устойчивый экономический рост и финансовая эффективность позволили войти нашему региону в состав лидеров России по инвестиционной привлекательности наряду с такими субъектами как Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Московская область. Эта оценка подтверждается Министерством регионального развития, ведущими рейтинговыми агентствами.
ОТ РОСТА ЭКОНОМИКИ –
К БЛАГОПОЛУЧИЮ ЖИТЕЛЕЙ
Задачи региональной власти сейчас выражаются четкими целевыми установками – сделать Астраханскую область одним из наиболее привлекательных в России мест для жизни, работы, получения образования, доступного и качественного медицинского обслуживания, отдыха и воспитания детей, создать обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала наших сограждан. И в этом необходимо оказать помощь и поддержку.
У Астраханской области есть все шансы занять высшее место в российском экономическом пространстве не только как наиболее динамично развивающийся регион, но и как поставщик новых технологий и идей, как территория, определяющая будущее развитие как минимум в нескольких секторах российской экономики.
Мы хотим и сделаем все от нас зависящее, чтобы жить в регионе с высоким уровнем экономического развития и социального благосостояния, где каждый человек имеет возможности для реализации своих материальных и духовных потребностей.
Работающий человек в Астраханской области не должен быть бедным. Квалифицированный и добросовестный труд надо вознаграждать достойной оплатой. Это касается всех отраслей и сфер деятельности. Первоочередная задача – повышение оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и ведомственными «дорожными картами». Так же необходимо вывести из «тени» тех частных работодателей, которые платят зарплаты «в конвертах». И здесь мы реально можем помочь, убеждая наших сограждан, что с такими случаями можно и нужно бороться. Нам в помощь трудовая инспекция, законодательство, специалисты в области трудового права.
Только так мы сможем добиться того, чтобы высококвалифицированные специалисты, занятые в любой сфере, получали заработную плату, превышающую средний уровень по экономике региона.
Здравоохранение – доступное и качественное
В последние годы в региональном здравоохранении произошли кардинальные преобразования, результатом которых стала созданная в регионе современная высокотехнологичная отрасль, равной которой нет на территории регионов Прикаспия. По данным исследовательского центра РИА Новости Астраханская область вошла в пятерку лучших регионов в рейтинге доступности и качества медицинской помощи.
Продолжительность жизни в области сегодня составляет 70 лет. По показателям рождаемости (15,1 чел. на тысячу) мы серьезно превосходим «средние» российские регионы.
Наши приоритеты:
- улучшение здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, особое внимание - жителям села;
- развитие профилактической медицины и формирования здорового образа жизни;
- укрепление кадрового потенциала, повышение престижа профессии, привлечение в отрасль специалистов, способных осваивать современные технологии диагностики и лечения.
На повышение качества оказания первичной медико-санитарной, высокотехнологичной, скорой помощи, обеспечения надлежащих условий содержания больных, укрепление кадрового потенциала отрасли, повышения качества систем контроля, управления, информационного обеспечения организации здравоохранения будет за 2014-2016 годы направлено более 17 млрд рублей, в том числе из бюджета Астраханской области -16,1 млрд рублей.
Нам известно, что в части улучшения материально-технической базы учреждений здравоохранения Астраханской области предполагается строительство и реконструкция больниц, поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов на селе. Но все это не будет иметь никакого значения, если астраханцы будут наплевательски относиться к своему здоровью. Наши больницы и центры оснащены таким современным оборудованием, что за короткое время можно пройти полную диагностику организма и выявить самые страшные заболевания на ранних стадиях, когда лечение еще может быть успешным. И вновь наша задача – вести разъяснительную работу, личным примером показывать, что забота о здоровье на сегодняшний день уже не вопрос техники, а исключительно вопрос самосознания человека и его ответственности перед собой и своей семьей.
Особое внимание здоровому образу жизни!
Регулярные занятия физкультурой и спортом, отказ от вредных привычек должны стать нормой жизни для каждого астраханца.
Для того чтобы физкультура и спорт стали массовыми, обеспечено строительство крупных спортивных объектов и повсеместное строительство спортивной инфраструктуры шаговой доступности. Скоро начнется строительство Ледового дворца и Дворца единоборств. Только в 2014 году будет обустроено 24 многофункциональные спортивные площадки в Харабалинском, Черноярском, Володарском, Наримановском, Камызякском, Лиманском, Икрянинском, Приволжском, Красноярском, Ахтубинском, Енотаевском районах области и в г. Астрахани.
И здесь ни в коем случае нельзя снижать темпы. Необходимо обеспечить спортивными площадками каждый населенный пункт области.
Особое внимание экологии региона
Мы должны не только гордиться уникальной природой нашего края – ее красотой, но и сохранить ее для будущих жителей нашей нашего края и всей земли. Мы должны жить в гармонии с окружающей средой. На ближайшие годы мы выделяем три перспективных направления: ликвидация несанкционированных свалок, утилизация мусора, обеспечение чистой водой сельского населения.
В регионе действует комплексная программа обращения с отходами. Объем средств, направленных на
создание современной системы обращения с отходами на территории Астраханской области в 2014-2015 годах, превысит 1,5 млрд рублей, из них 1,25 млрд рублей – внебюджетные источники.
- Ø Современные мусоросортировочные комплексы появятся в Ахтубинском, Лиманском, Икрянинском, Камызякском и Володарском районах.
Будут:
- ликвидированы все санкционированные и несанкционированные свалки;
- Ø построен мусоросортировочный комплекс и современный полигон захоронения отходов.
- Ø создан Наримановский промышленный «Эко-Парк».
Но известно, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. И работу в этом направлении должны взять на себя мы – общественники. Создание народных дружин и экологических отрядов, проведение субботников и различных акций, воспитание в подрастающем поколении бережного отношения к порядку и благоустройству на территории каждого города, села и поселка – это то, что по силам сделать каждому из нас.
Питьевая вода – в каждый дом!
Астраханская область активно участвует в решении проблемы обеспечения населения области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям.
За период с 2005 по 2013 годы на строительство и реконструкцию систем водоснабжения было направлено свыше 4,8 млрд рублей, в том числе 1262,1 млн рублей из бюджета Астраханской области.
В 2014-2016 годах на строительство, реконструкцию сетей водопроводов будет направлено 3,1 млрд. рублей. Будет построено 8,2 тыс. км водопроводных сетей.
На этом направлении у нас тоже есть важная задача – постоянная работа по разъяснению населению необходимости ресурсосбережения. Такое отношение к воде, свету, газу выгодно в первую очередь для самих жителей, но понимают это, к сожалению, пока далеко не все. Также важно понимание, что своевременная оплата потребленных ресурсов положительно сказывается на дальнейшем внедрении программ водоснабжения и газификации, ведь именно эти средства дают возможность продолжать начатые дела.
Лучшие знания, достойное обучение
За последние годы существенно модернизировано региональное образование. Осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование в общем образовании - реализован принцип «деньги следуют за учеником», что привело не только к росту абсолютных показателей заработной платы у педагогов, но и способствовало повышению качества оказываемых услуг. Все общеобразовательные учреждения имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет, установлено Wi-Fi оборудование.
Основная тенденция последних лет – ежегодный ввод новой школы. Особое внимание - сельским. За период с 2005 года в Астраханской области построено в сельской местности 8 современных школ. В 2014 году будет введена школа №55 в Трусовском районе г. Астрахани, в 2015 году откроется школа в Лиманском районе.
Основные приоритеты:
- обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого жителя нашей области,
- обеспечение повышения качества образовательных результатов.
На решение обозначенных задач по повышению доступности качественного образования в 2014-2015 годах из бюджета Астраханской области будет направлено 242,5 млн рублей, кроме того на реализацию
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» планируется привлечь в этот период около 700 млн рублей средств из федерального бюджета.
Стартовые возможности для образования граждан должны быть равны независимо от места проживания и социального статуса. Потому будет продолжено внедрение дистанционных форм обучения, расширены возможности дополнительного образования детей и взрослых. На эти цели в 2014-2016 годах будет направлено 387,8 млн рублей средств бюджета Астраханской области.
На укрепление интеллектуального потенциала и создание благоприятной среды для научно-инновационных процессов в регионе в 2014-2016 годах из бюджета Астраханской области предусмотрено 37,8 млн. рублей.
Основная цель руководства региона – привести качество образования в соответствие с требованиями XXI века. Особое внимание уделяется молодежи, и это правильно. Мы со своей стороны должны помочь молодым специалистам закрепиться на работе, особенно если речь идет о сельских школах. Ведь молодежь обладает огромным созидательным потенциалом, и, оказывая ей поддержку, мы вносим свой вклад в развитие и образование будущих поколений.
Надежная социальная защита –
регион равных возможностей
В Астраханской области сложилась качественная и разветвленная система социальной поддержки жителей области. Социальная направленность бюджета Астраханской области в течение последних десяти лет позволила нам обеспечить социальную стабильность и сделать существенные шаги вперед. Ежегодно различные виды социальных выплат получают более одной трети астраханцев. И социальная поддержка становится все более многогранной: открываются школы третьего возраста и активного долголетия. Большой популярностью среди пожилых людей пользуется программа «Все в сеть!» А количество участников спартакиад для пожилых постоянно растет.
Основные приоритеты:
- своевременное и в полном объеме оказание социальной помощи всем нуждающимся гражданам;
- упрощение порядка оказания государственных социальных услуг;
- развитие востребованных форм и технологий социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов;
- создание комфортных условий в стационарных учреждениях социального обслуживания.
На оказание адресной социальной помощи из бюджета Астраханской области в 2014-2016 годах планируется направить 292,3 млн. рублей.
Особое внимание многодетным семьям! Помимо гарантированных государством выплат на социальную поддержку многодетных семей на региональном уровне предусмотрены дополнительные выплаты в виде регионального семейного капитала, помощи на развитие личного подсобного хозяйства, действует проект по социальному обслуживанию «Большая семья!».
В целях улучшения условий предоставления социальных услуг населению области на строительство и реконструкцию комплексных центров социального обслуживания из бюджета Астраханской области в 2014-2016 годах будет выделено более 200 млн рублей.
Поддержать каждого ветерана!
Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению в 2014 - 2015 годах мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На проведение торжеств, комплекса мер по увековечению памяти героев войны, оказание адресной социальной поддержки предусмотрено в 2014-2015 годах 288,5 млн. рублей, в том числе из бюджета Астраханской области – 246 млн. рублей.
В наших планах сделать Астраханскую область – регионом равных возможностей для каждого жителя области.
Основные приоритеты:
- сделать города и села благоприятными для жизни инвалидов, обеспечив безбарьерный доступ к объектам всей общественной инфраструктуры;
- устранение информационных барьеров и обеспечение 100% услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для маломобильных групп населения.
Для этого:
- в целях обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в 2014-2015 годах будет направлено 422,1 млн. рублей, в том числе из бюджета Астраханской области - 95,3 млн. рублей.
- на социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями (помощь по абилитации и реабилитации детей, организация психолого-педагогической работы с семьями, создание условий для творческой, спортивной, профориентационной деятельности) будет направлено в 2014 году - 92,5 млн. рублей, в том числе средства бюджета Астраханской области – 72,1 млн. рублей.
Старость – это право жить достойно!
В рамках комплексного подхода к решению проблем пожилых людей будет улучшено качество социального обслуживания, получаемой ими медицинской помощи, лекарственного обеспечения.
На повышение качества социальных услуг, оказания мер социальной поддержки, реабилитационной и медицинской помощи, организации досуговой деятельности, культурных и спортивных мероприятий для граждан пожилого возраста до 2018 года будет выделено из бюджета Астраханской области 292,8 млн рублей.
Представители старшего поколения, а также инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания области, должны получить более комфортные условия и комплексную безопасность проживания.
Из бюджета Астраханской области на реконструкцию, капитальный ремонт учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста будет направлено в 2014-2017 годах более 220 млн рублей.
В социальной сфере региона сделано много, но многое еще предстоит. Область выделяет существенные средства на создание комфортной среды для проживания людей с ограниченными возможностями. Но простое человеческое тепло, участие, умение слушать – не стоит для нас ни копейки, но как ценны для пожилых людей и инвалидов. Не оставить без внимания ни одного человека – наша задача.
Семья в центре государственной политики
На протяжении последних лет в астраханских семьях стабильно растет число рождений третьих и последующих детей. За последние три года более чем в 10 раз увеличилось число многодетных семей, ежегодно получающих материальную поддержку на развитие личного подсобного хозяйства. Семьям, имеющим трех и более детей уже предоставлено 1367 земельных участков общей площадью 1172,96 тыс. кв. м для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
За следующие три года все нуждающиеся будут обеспечены земельными участками.
Для оказания помощи семьям предусмотрены меры, которые позволят достичь кардинальных результатов и предупредить риски социального сиротства на ранней стадии:
- созданы общественные наблюдательные советы в каждом районе области;
- проводятся мероприятия с семьями, в том числе по пропаганде здорового образа жизни, пропаганды семейных ценностей и др.;
- развивается институт общественного поручительства, когда за каждой семьей закреплен куратор из числа активных и значимых жителей села;
- возрождаются клубные формы работы с семьей и детьми;
- ведется работа по активному информированию населения о мерах социальной поддержки.
И каждому из нас необходимо не быть равнодушными – продолжить работу с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной защите, оказывать посильную поддержку многодетным семьям, организовывать общественное признание родительского труда, поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
До конца 2015 года на муниципальном уровне будет решена проблема дефицита мест в детских садах. Будет создано (построено, реконструировано, приспособлено) более 12 тысяч мест в детских садах.
Молодым семьям нужна помощь в жилищном вопросе:
- на оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем планируется направить в 2014-2017 годах 1,86 млрд руб., в т. ч. из бюджета Астраханской области -
115 млн руб., что позволить улучшить жилищные условия 2000 молодых семей; - на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов планируется направить в 2014-2020 годах 494,5 млн руб., в т. ч. из бюджета Астраханской области 115,1 млн руб., что позволит улучшить жилищные условия 519 молодых семей и молодых специалистов.
- в 2014 году впервые будет оказана помощь при ипотечном жилищном кредитовании 81 молодому учителю. Данная практика будет продолжена и в следующие годы.
По этим направлениям деятельности нам необходимо организовать общественный контроль над строительством детских садов. Внимательно отслеживать, как сокращается очередь в дошкольные учреждения, как молодые семьи обеспечиваются жильем.
Астраханская область -
территория счастливого детства!
Наше общее желание чтобы все дети, которые живут сегодня в детских домах, обрели свою семью.
Астраханская область одна из немногих, где установлена дополнительная материальная поддержка из бюджета Астраханской области семей, усыновивших детей. Успешно стартовала масштабная информационная кампания «У детей должны быть родители!», в результате которой новые семьи нашли почти 600 ребят.
Основные приоритеты:
- создание единой системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Астраханской области;
- активное развитие мер профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.
На создание благоприятных условий семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм, кадровое обеспечение системы семейного устройства из бюджета Астраханской области в 2014-2015 годах будет выделено свыше 845,8 млн рублей.
Особое внимание – обеспечению жильем детей – сирот. В планах руководства региона ликвидировать очередь нуждающихся к 2017 году. На эти цели за три года будет выделено 2,1 млрд рублей, в том числе из бюджета Астраханской области - 1,5 млрд рублей.
Предупреждение социального сиротства, проведение встреч специалистов по усыновлению с потенциальными усыновителями, внимательное отношение к своим соседям – это вполне посильная задача для каждого общественного деятеля. Это существенный вклад в будущее, где все дети обретут дом и семью.
Духовное развитие и доступ к культурному наследию
В Астраханской области сложилась особенная историко-культурная традиция, которая органично соединила в себе элементы русской, казахской, татарской, казачьей культуры, северокавказских и других народностей, в разные исторические периоды заселивших территорию Астраханской области. На сегодняшний день в области проживают представители более чем 150 этносов. В списке объектов культуры в Астраханской области 4 театра, 1 филармония, 20 музеев, 205 домов культуры, 264 библиотеки. На нашей территории находится 651 объект культурного наследия и 96 памятников археологии.
Все это мы должны развить и сберечь для будущих поколений. Сила нашего региона – в духовном богатстве и единстве многонациональных традиций.
Возрождению и укреплению этих ценностей мы будем содействовать через развитие культуры и повышение уровня удовлетворения духовных потребностей жителей Астраханской области.
Основные приоритеты:
- сохранение и развитие многонационального культурного наследия Астраханской области;
- обеспечения доступности культурных благ и ценностей, в том числе жителям сельской местности;
- создание позитивного культурного образа Астраханской области в мировом сообществе;
- обеспечение сохранности объектов культурного и исторического наследия, расположенных на территории Астраханской области.
Наиболее эффективные вложения в будущее региона - это «творческие» инвестиции в духовное развитие личности.
На эти цели в 2014-2018 году будет направлено 2,1 млрд рублей.
- продолжится практика поддержки молодых дарований. От того, что мы закладываем в наших детей сегодня, зависит, каким будет наше общество и развитие нашего региона через 10-15 лет.
- для повышения качества оказываемых услуг будут отреставрированы 20 объектов культурного наследия, укреплена материально-техническая база 66 учреждений культуры, произведен ремонт реконструкция 19 объектов культуры.
Особое внимание – сельским территориям, как основную составляющую единого культурного пространства Астраханской области.
На эти цели в 2014-2018 годах будет направлено 1,3 млрд рублей.
- Запланировано строительство 20 современных домов культуры,
- Реконструкция пройдет на 24 объектах, среди которых клубы, центры народного искусства и школы искусств,
- Капитальный ремонт запланирован в 135 объектах культуры (библиотеки, дома культуры).
Важно, чтобы доступность культурных благ для реализации духовного потенциала была равной для каждого жителя нашей области, независимо от места проживания!
ЭКОНОМИКА СОЗИДАНИЯ
Модернизация экономики
Приоритеты для сохранения лидерства по экономическим показателям остаются неизменными. Это такие отрасли, как высокотехнологичная химия, судостроение, машиностроение, неметаллические материалы, информационно-коммуникационные и нано-технологии.
Разумеется, традиционными лидерами, где мы сохраняем технологические преимущества, является наша нефтесервисная отрасль и нефтеперерабатывающее производство. «Сырьевой» сектор подтянул прочие отрасли хозяйственной деятельности. Освоение шельфовых месторождений Каспия, привлечение ведущих российских корпораций к освоению богатейших месторождений нашего края потребовало создания новых высокотехнологичных производств по их промышленной переработке, оказанию услуг по технологическому сопровождению и сервису, стало стимулом для развития смежных отраслей промышленности.
Мы понимаем, что сейчас необходимо продолжить работу по строительству эффективного механизма обновления экономики, найти и привлечь необходимые огромные инвестиционные и кадровые ресурсы.
Руководство области поставило сверхзадачу – вывести регион на ведущие рейтинговые позиции по показателю объема инвестиций и довести уровень бюджета Астраханской области до 100 млрд рублей.
Сегодня наш регион интересен инвесторам не только с точки зрения выхода на емкие рынки стран Прикаспийского бассейна, а также создания благоприятных условий для инвестиционного процесса, но и как потребитель новых технологий и промышленной продукции.
Поэтому в этой сфере приоритетным становится создание в Астраханской области центров технологического развития.
Центром притяжения инвесторов и инвестиций должна стать создаваемая особая экономическая зона. Это общегосударственный уникальный механизм, который создает беспрецендентные условия для работы инвестора именно в сфере высокого уровня технологического передела в обрабатывающих производствах.
Мы ожидаем создание нескольких десятков новых производств мирового уровня и несколько десятков тысяч рабочих мест.
Сегодня мы почти на 20% опережаем российские показатели по сводному уровню производительности труда, но мы уступаем аналогичным показателям в сельском хозяйстве, пищевой, легкой промышленности. Для этого необходимо инвестировать средства в создание в регионе новых технологий и продуктов. Это приведет к увеличению рабочих мест и улучшению качества астраханской продукции.
Очевидно, что в ближайшее время будут серьезно развиваться судостроительный, туристический, сельскохозяйственный кластеры, а также кластеры аквакультуры, биофармацевтики, медицинских услуг, IT-технологий, в основу которых заложена исторически сложившаяся специализация региональной экономики, минерально-сырьевая база.
Необходимо ориентировать выпускников на получение специальностей в этих сферах, тогда через 5-7 лет нам не придется привозить иногородних специалистов,
а самые высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места в регионе займут астраханцы.
Что представляет собой новая экономика региона:
— экономика должна стать диверсифицированной, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора.
— эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в полтора раза, а в ключевых секторах — выйти на уровень производительности, сопоставимой или даже выше, с лучшими российскими предприятиями.
— высокопроизводительные рабочие места с высокой оплатой. Средняя заработная плата по экономике существенно вырастет.
— экономика постоянно обновляющихся технологий. Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза.
— экономика, где малый бизнес представляет не менее половины валового продукта экономики. При этом значительная часть малого бизнеса — это секторы интеллектуального и творческого труда, работающие в инновационной сфере, высокотехнологичных производствах, экспортирующие свои продукты и услуги.
Вокруг решения этой задачи строится государственная политика, консолидированы усилия региональной власти по созданию наилучшего делового климата.
Приоритет – инновациям
Инновационный характер нашей экономики будет определяться созданием инфраструктуры по поддержке инноваций, малого бизнеса как центров инновационного развития. И сейчас необходимо обеспечить не просто общероссийскую, а прежде всего международную конкурентоспособность системы поддержки.
Сегодня доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП превышает 14%. Задача, которая стоит перед регионом на ближайшие 5 лет, – увеличить этот показатель в 1,3 раза.
Для реализации этой задачи будут организованы новые промышленные производства инновационной направленности, а также проведена техническая и технологическая модернизация существующих производственных мощностей промышленных предприятий, обеспечивающих увеличение выпуска инновационной продукции.
К 2017 году численность обучающихся инновационному предпринимательству увеличится почти на 30%. Мировой опыт показывает, что страны, желающие стать лидерами в избранной области техники и технологии, начинают производить знания в данной области у себя дома.
Это поможет серьезно ускорить инновационный цикл – время от рождения идеи, знания до воплощения идеи в продукте.
Для этого на территории региона технопарки, в которых будут объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения.
В регионе создается сеть бизнес-инкубаторов, нацеленных на новейшие технологии и производства. Данные структуры обеспечат оказание комплекса необходимых услуг начинающим малым инновационным предпринимателям, только приступающим к созданию собственного дела, способствующего выпуску конкурентоспособной продукции.
Селу – новый импульс развития
Аграрный сектор нашей экономики демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста, и выступает важным элементом сохранения в экономике конкурентной среды, формирования малого и среднего бизнеса. В 2013 году по объему производства выращенной овощебахчевой продукции регион вышел на второе место, а по средней урожайности овощных культур — в абсолютные лидеры среди всех субъектов страны. По объему выращенных овощей Астраханская область на втором месте по России, а по урожайности — на первом среди всех субъектов страны.
И теперь главная цель - создать современные условия для жизни на селе! Будут улучшены жилищные условия более 1 тыс. семей, живущих на селе, уровень газификации сетевым газом достигнет 90%, будет введено в действие более 1,4 тыс. мест в образовательных учреждениях, расширена сеть плоскостных спортивных сооружений на 5 тыс. кв. метров.
Для создания конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора будут расширены программы стимулирования сельхозтоваропроизводителей.
Продолжится поддержка применения инновационных подходов в деятельности сельхозпредприятий и внедрения новых технологий; приобретение в лизинг сельскохозяйственной техники путем компенсации за счет бюджета большей части процентной ставки для эффективных хозяйственников.
- На государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей (на возмещение части затрат на приобретение оборудования, материалов, на субсидирование части затрат, направленных на развитие животноводства, растениеводства, на уплату процентов по кредитам, гранты) будет направлено в 2014-2016 годах 11 млрд. рублей, в том числе за счет бюджета Астраханской области - свыше 1,6 млрд. рублей.
- На капитальный ремонт внутрихозяйственных мелиоративных систем, на их строительство, реконструкцию, техническое перевооружение в 2014-2020 годах из бюджета Астраханской области будет направлено 580 млн рублей, в том числе из бюджета Астраханской области - 150 млн. рублей.
Будет обеспечена диверсификация сельского хозяйства, а именно - развитие овощеводства закрытого грунта, развитие элитного семеноводства.
Будет внедрена контрактная система набора кадров на село, предусматривающей доплаты для особо ценных работников и подъемные для молодежи.
Общая посевная площадь будет увеличена к 2020 году на 26%, в том числе: зерновые и зернобобовые - на 21%, картофель – на 17% .
Средняя заработная плата тружеников села вырастет до среднероссийского уровня – не менее 22000 рублей в месяц.
Достойная заработная плата, доступная медицина и образование, возможность получения или приобретения жилья, наличие условий для занятий спортом и организация культурного досуга – все это поможет сохранить и закрепить на селе молодые кадры. А уже они в свою очередь сумеют обеспечить продолжение жизни астраханского села.
Новое жилье
Астраханская область по темпам вода жилья занимает второе место в Южном федеральном округе. За период с 2005 по 2013 годы введено более 5 млн кв. м жилья. Ликвидировано ветхого и аварийного жилья свыше 275 тыс. кв. метров. Обеспечено благоустроенным жильем более 13 тысяч семей.
Основные приоритеты:
- создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
- обеспечение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.
Ближайшие планы:
- на оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2014-2015 годах будет направлено 625,6 млн рублей.
- На переселение граждан из аварийного жилищного фонда до 2017 года будет направлено 4,2 млрд. рублей.
За счет комплексной застройки новых микрорайонов и развития застроенных территорий, освобождаемых от ветхих кварталов, в 2014-2015 годы будет:
- введено1,5 млн квадратных метров жилья;
- переселено более 10 тысяч человек из аварийного жилищного фонда общей площадью 165 тыс. кв. м;
планируется к 2020 году обеспечить ввод жилья до 1 млн квадратных метров «1 метр – на 1 жителя».
Планомерная работа и жесткий контроль со стороны властей и общественности позволит решить проблему доступности жилья для каждого нуждающегося жителя Астраханской области.
Развитие транспортного узла
Развитие территории невозможно без строительства современных дорог и формирования доступной транспортной инфраструктуры. Астраханская область – крупнейший комплексный транспортно-эксплуатационный узел юга России, расположенный на пересечении двух транспортных коридоров: «Запад – Восток» и «Север – Юг».
Планы развития региональной сети базируются на максимальном использовании данного потенциала и привлечении инвестиций в дорожную отрасль для решения проблем с использованием новых технических решений и передовых технологий.
Основные приоритеты:
- развитие транзитного потенциала Астраханской области;
- обеспечение сетью автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов Астраханской области;
- повышение технического уровня транспортно-эксплуатационного состояния существующих региональных автодорог, обеспечение безопасности перевозок.
Цель - сформировать единое транспортное пространство Астраханской области на базе эффективной транспортной инфраструктуры.
В ближайших планах:
- завершение строительства Автодороги А-153 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала»,
- строительство Северного обхода, в том числе нового моста через р. Волгу.
За 2014-2016 годы будет построено 10 мостов (искусственных сооружений), введено около 100 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.
В 2014-2016 годах
- на строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения предусмотрено 1,8 млрд рублей, в том числе из бюджета Астраханской области – 223,736 млн рублей,
- на строительство и ремонт мостовых переходов из бюджета Астраханской области – свыше 1,0 млрд рублей
- на строительство подъездов к селам - 234, млн рублей, в том числе из бюджета Астраханской области – 135,1 млн рублей.
Большое внимание будет уделено ремонту дорог регионального значения. В планах правительства каждый год ремонтировать не менее 350 км астраханских дорог. Это позволит содержать всю дорожную сеть области в удовлетворительном состоянии.
Качество и доступность государственных услуг
Услуги, которые государство оказывает гражданам, должны стать максимально доступными!
Именно это поручено Указом Президента – обеспечить 90%-ю доступность услуг для каждого жителя. Сейчас уровень охвата населения этими услугами составляет более 60%. Работает целая сеть многофункциональных центров, работающих по принципу одного окна.
Отсутствие очередей, возможность выбора способа получения услуги (электронно или через одно окно) – показывает уровень заботы государства о своих гражданах, помогает экономить их время и нервы. Поэтому дальнейшее развитие этой системы необходимо.
Это далеко не все достижения и перспективные направления нашей совместной работы с органами власти на всех уровнях. Нам необходимо четко осознавать, что за каждым макроэкономическим показателем, за каждым отдельно взятым проектом стоят новые рабочие места, улучшение инфраструктуры, очередная ступень для повышения качества жизни астраханцев. Двигателем роста экономики должна быть именно инициатива граждан. Ведь экономический рост — это расширение пространства свободы для каждого жителя региона. И конечной целью наших совместных усилий будет обеспечение комфортного проживания на территории области – качественные услуги ЖКХ, достойный уровень зарплат и пенсий, доступность качественного образования и здравоохранения, перспективы для молодежи. Стремиться к этому, работать над этими задачами – наш долг. Работая сообща, мы сможем достичь поставленных целей.