Ежегодное инвестиционное послание Губернатора Астраханской области А.А.Жилкина «Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Астраханской области в 2018 году»
Уважаемые коллеги!
Представили бизнес-сообщества!
Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги инвестиционной политики, проводимой в Астраханской области в 2017 году, а также определить приоритетные цели на ближайшую перспективу.
Наш регион на протяжении нескольких лет показывает постоянный прирост по инвестициям в экономику. В минувшем году положительная динамика вновь превзошла среднероссийские показатели на 14 процентных пунктов – объем инвестиций составил 144 млрд рублей, их удельный вес в валовом региональном продукте превышает 34%.
При этом отмечу, что Президент России Владимир Владимирович Путин ставил задачу перед исполнительными органами государственной власти страны довести долю инвестиций до 27% от ВВП.
Мы также добились хорошей динамики в промышленности – индекс промпроизводства составил более 137%.
Совокупные объемы производства сельского хозяйства региона на 8,6% превысили уровень прошлого года. Объем производства сельскохозяйственной продукции за несколько лет увеличился почти в 4 раза – до 42,4 млрд рублей, доля отрасли в ВРП – 8%. И это, учитывая, что процесс импортозамещения, стимулирующий развитие АПК, на общероссийском уровне начался только с конца 2014 года.
Наиболее весомый вклад в экономику традиционно вносят нефтегазовый сектор и смежные отрасли, в которые в прошлом году было направлено около 90 млрд рублей, что на четверть выше уровня 2016 года.
Продолжая развитие нефтегазовых месторождений Корчагина и Филановского, «ЛУКОЙЛ» планирует приступить к освоению еще месторождений Ракушечного и Юрия Кувыкина.
Запуск «Ракушечного» запланирован на 2021 год. Общий объем инвестиций с учетом дальнейшего развития месторождения после ввода планируется в объеме около 500 млрд рублей.
АО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» в 2017 году завершило реализацию на территории Астраханской области проекта «Расширение мощности трубопроводной системы Тенгиз – Новороссийск». В общей сложности в проект за годы его осуществления было вложено порядка 25 млрд рублей.
Продолжены два инвестиционных проекта ООО «Газпром добыча Астрахань» - «Подключение дополнительных скважин» и «Реконструкция промысловых объектов». Они направлены на поддержание проектного уровня добычи углеводородов на Астраханском газоконденсатном месторождении в 12 млрд кубометров.
В рамках инвестиционной программы газификации регионов России ПАО «Газпром» завершил основные работы по строительству газопровода-отвода «Макат – Северный Кавказ – Хошеутово – Вольное – Харабали», стоимость которого составляет 3,2 млрд рублей.
Его ввод позволит подать газ в населенные пункты Харабалинского района и приступить к строительству газопровода – отвода от Харабали до Ахтубинска.
Газификация населенных пунктов двух районов создаст условия для привлечения новых инвестиций на север области.
В плане модернизации мощностей по добыче и переработке минерального сырья продолжает развиваться «КНАУФ ГИПС БАСКУНЧАК». За два года – 2017 – 2018, – объем инвестиций в модернизацию и реконструкцию мощностей составит более 130 млн рублей.
В целом недропользователями региона ведется постоянная работа по повышению эффективности производственных циклов и снижению воздействия на окружающую среду.
Освоение сырьевых ресурсов, в первую очередь углеводородных месторождений на Каспии, продолжает способствовать развитию смежных отраслей.
Результатом этого стало укрепление позиций наших предприятий в сфере строительства и обслуживания шельфовых объектов.
Одновременно Астраханская область фактически уже закрепила за собой статус ведущей площадки гражданского судостроения в Нижнем Поволжье и пассажирского судостроения на Юге России.
На заводе «Лотос» продолжается строительство сухогруза и двух химовозов, круизного лайнера по заказу ОАО «Московское речное пароходство». «Лотос» получил заказы на два новых пассажирских круизных судна от группы компаний «Гама».
«Астраханский СРЗ» - филиал центра судоремонта «Звездочка» продолжает строительство серии аварийно-спасательных судов по заказу Министерства обороны Российской Федерации. Их завершение запланировано в 2019 году.
Сегодня рассматривается вопрос о создании промышленного судостроительного кластера в Астраханской области и регионального фонда развития промышленности.
В рамках кластера предусмотрена глубокая кооперация между его участниками, что позволит снизить производственные издержки, повысить конкурентоспособность продукции, сформировать новые портфели заказов.
Расширяют ассортимент и число партнеров и другие промышленные предприятия, что является закономерным итогом укрепления производственной базы. В целом темп роста инвестиций в обрабатывающую промышленость составил 155,4 %.
Предприятиям, нацеленным на выпуск новой, а главное качественной и востребованной продукции и осуществляющим под эти цели техническое перевооружение, с нашей стороны предлагается поддержка в форме субсидий на возмещение части затрат на модернизацию.
Ведь многие внедряют автоматизированные системы и программное обеспечение, позволяющее сократить производственные и логистические издержки, повысить эффективность менеджмента. Таким образом, закладывая основу для дальнейшей цифровизации экономики.
Поэтому прошу записать в качестве поручения исполнительным органам государственной власти Астраханской области – продолжить работу, направленную на повышение производительности труда.
Только за минувший пятилетний период регион показал значительное увеличение производительности труда – почти на 30%. Таким образом, вошли в пятерку лидеров по этому показателю в России. Безусловно, позитивную динамику нужно сохранить.
Еще одна первостепенная задача связана с выполнением Указа Президента «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». До 2022 года необходимо достичь целевых показателей, обозначенных в Указе и направленных на содействие развитию конкуренции в регионах страны – всего 41 показатель, из которых 21 мы уже выполнили.
Ставлю задачу министерству экономического развития Астраханской области – проработать возможность совместного взаимодействия с Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службой по вопросам повышения конкурентности рынков в регионе, в том числе в рамках достижения целевых показателей.
Параллельно предстоит активизировать деятельность по внедрению принципов цифровизации в экономике и социальной сфере.
Напомню, что большинство компаний федерального уровня в сфере АПК, ретейла, доставки грузов заняли лидирующие позиции благодаря тому, что первыми пошли по этому пути.
И в ближайшие годы именно цифровизация станет локомотивом роста экономики и сферы обслуживания населения. Для этого нам понадобятся грамотные управленцы нового формата и специалисты в сфере айти-технологий, аналитики, способные оперативно предлагать решения, востребованные «здесь и сейчас».
Обязательно учитывать глобальные технологические изменения при развитии инфраструктуры. На это обращал внимание глава государства в ходе Послания Федеральному Собранию. Уже сегодня нужно закладывать в проекты в каждой отрасли конкретные решения с учетом программ, исключающих возможные риски, возникающие из-за человеческого фактора.
Продолжается реализация инвестиционно емких проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, электроэнергетики. Один из важных партнеров региона – Приволжская железная дорога.
На сегодняшний день инвестиционные вложения в Астраханскую область со стороны РЖД составили около 2,5 млрд рублей. Компания ведет реконструкцию участка «Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская». Это стратегический проект для развития международного транспортного коридора «Север-Юг». Завершение реконструкции запланировано на 2019 год, общий объем инвестиций в которую составил более 2 млрд рублей.
Техническое перевооружение ведут предприятия электро- и теплоэнергетики ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго», ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго».
С ПАО «Россети» было заключено пятилетнее соглашение о сотрудничестве в сфере развития энергетического комплекса региона с общим объемом инвестиций порядка 4 млрд рублей.
Нам и дальше предстоит внедрять новые технологии генерации, хранения и передачи энергии, привлекая частные инвестиции. Системы электроэнергетики должны перейти на цифровой режим работы.
Вкладывая в проекты, нацеленные на модернизацию и снижение потерь, реализуемые в электроэнергетической отрасли, мы продолжаем тренд на последовательное внедрение «зеленых» технологий.
В прошлом году ввели в эксплуатацию станцию в Володарском районе. В этом – в Наримановском и Приволжском районах. Мощность каждой – 15 МВт, что сопоставимо с годовым потреблением электричества 20 тысячами человек.
Вырабатываемая электроэнергия поступает на оптовый рынок в рамках единой энергетической системы страны.
При этом станция в Приволжском районе, получившая название «Нива», будет расширяться – в планах построить вторую очередь мощностью 60 МВт. В итоге «Нива» будет выдавать 75 МВт.
В этом году станция также появится и в Ахтубинском районе.
В перспективе у нас планируется построить до 2020 года солнечные электростанции общей мощностью до 250 МВт и инвестициями в 50 млрд рублей.
В ближайшее время будет начато строительство первого объекта ветрогенерации. В Ахтубинском районе компания «Активити» планирует построить ветроэлектростанцию мощностью 15 МВт. Также интерес к реализации в регионе аналогичных проектов проявляют и другие компании.
Помимо нефтегазового сектора, обрабатывающей промышленности, электроэнергетики, весомый вклад в развитие региона вносят производство стройматериалов, пищевая и химическая промышленности, АПК. Большинство предприятий и хозяйств региона фактически участвуют в программе импортозамещения в стране.
Наши предприятия и хозяйства активно экспортируют свою продукцию за пределы страны.
К примеру, только по прошлому году астраханские животноводы за пределы региона реализовали порядка 400 тыс. голов овец и 30 тыс. голов крупнорогатого скота.
В том числе за рубеж – в Азербайджан, Армению, Грузию, Иран, Иорданию и Объединенные Арабские Эмираты – более 70 тыс. голов овец и 10 тыс. голов КРС.
Наряду с животноводством и традиционными бахчевыми и овощными культурами, наши хозяйства развивают виноградарство, садоводческое и ягодное направления.
Мы делаем упор на увеличение объемов производства и переработки растениеводческой продукции. Я уже поставил задачу министерству сельского хозяйства увеличить долю глубокой переработки рыбы до 80%, растениеводческой продукции – до 50%.
В пищевой промышленности объемы перерабатываемого сырья за последние 5 лет увеличились почти в 7 раз – до 240 тыс. тонн.
Безусловно, флагманский проект в АПК – «Агропромышленный комплекс Астраханский» в Харабалинском районе не только выходит на полную мощность, но и будет расширяться.
На сегодняшний день это практически единственный отечественный производитель томатной пасты, который ее вырабатывает, а не просто расфасовывает привозное сырье.
Напомню, что проект по объёму инвестиций лидирует в региональном АПК. Его стоимость около 6 млрд рублей, которые работают на экономику региона и пищевую отрасль страны.
В целом по области за счет АПК «Астраханский» объем переработки овощной продукции увеличен в три раза к уровню 2016 года.
Также инвесторы в перспективе планируют построить в регионе второй завод, вложив еще 5,4 млрд рублей.
Кроме того, намечена реализация следующих проектов:
- «Строительство тепличного комплекса «Астраханский» в Заболдинском районе Астрахани. Его инициатор - ООО «Чинар» планирует инвестировать 2,5 млрд рублей;
- еще 2,2 млрд в строительство тепличного комплекса круглогодичного выращивания овощей в Икрянинском районе вложит ООО «ТК «КЕДР».
В общей сложности до 2020 года на реализацию инвестиционных проектов в агропромышленной направленности планируется привлечь более 10 млрд рублей.
Коллеги!
Интерес к Астраханской области в качестве площадки для агропромышленных проектов связан не только с климатическими условиями территории, сформировавшимися без участия человека.
Инвесторов привлекают такие эффективные решения, как максимальное упрощение процедур по выделению земли без проведения торгов, которое мы впервые применили при подготовке к строительству завода томат-пасты в Харабалинском районе. Не дают возможности передумать и уйти в другой регион. Только солнцем бизнес не заманишь, а у нас на Юге России все территории конкурируют за инвесторов.
Поэтому в предыдущие годы мы выстраивали достаточно эффективную систему взаимодействия с крупным бизнесом, формировали конкурентную среду и привлекательный инвестиционный климат, что подтверждает статистика и отзывы наших российских и зарубежных партнеров. На переговорах они дают позитивные оценки созданным у нас условиям для деятельности. Позитивные отклики и от астраханских бизнесменов.
Стремясь привести новые инвестиции в регион, мы активно реализуем проект особой экономической зоны. В 2016 году на развитие инженерной инфраструктуры ОЭЗ удалось привлечь федеральное финансирование в размере порядка 500 млн рублей. Завершается строительство объектов инфраструктуры на площади 400 га. Это сети электроснабжения, распределительные подстанции, сети водоснабжения и водоотведения, камеры водоснабжения. Всего 24 объекта.
Тем самым резиденты ОЭЗ «Лотос» уже в этом году будут обеспечены водой, канализацией, электричеством, необходимыми для запуска производств.
Начинается строительство первого этапа подъездной дороги к западному участку ОЭЗ и части основной внутриплощадочной дороги.
В виде налогов уже направлено в бюджеты всех уровней более 400 млн рублей. И, главное, работы выполняют астраханские фирмы, специалисты – это наши с вами земляки.
Напомню, что на сегодняшний день статус резидента получили 8 компаний, в том числе с иностранным капиталом. Общий объем инвестиций только этими компаниями запланирован в размере 24 млрд рублей.
Безусловно, привлечение новых резидентов продолжается, несмотря на западные санкции в отношении России, прессинг, который зарубежный бизнес вынужден терпеть со стороны своих правительств.
В конце концов, бизнес, как река, которая обходит препятствие одновременно медленно, но верно стачивая камни, которые возникают на ее пути.
На развитие инфраструктуры ОЭЗ также привлекаем частные инвестиции. Соответствующее соглашение заключено между Министерством экономического развития Российской Федерации и ООО «Астраханская Энергетическая Компания-Холдинг». Оно предусматривает строительство подстанции с объемом инвестиций более 700 млн рублей.
Для привлечения денег в строительную отрасль мы предоставляем условия компаниям, готовым воплощать крупные девелоперские проекты на месте аварийного жилого фонда. Осуществляя административное сопровождение и предоставляя необходимую инженерную инфраструктуру, мы решаем в рамках государственно-частного партнерства задачу по ликвидации аварийного жилья и дополнительно обеспечиваем людей современными квартирами.
Инвестициями наполняется не только реальный сектор экономики, но и социальная сфера. В первую очередь я говорю о здравоохранении.
Мы привлекаем в отрасль не только деньги, но и на взаимовыгодных условиях своевременные технологии, методы диагностики, лечения заболеваний и реабилитации пациентов, тем самым повышая качество медицинских услуг.
Так, в Астрахани на территории городской клинической больницы имени Кирова планируется строительство гемодиализного центра. Его деятельность позволит сократить очереди среди жителей Астраханской области, остро нуждающихся в проведении процедур гемодиализа.
Планируемый объем инвестиций – 170 млн рублей. К строительству центра уже приступили, его ввод намечен на начало 2019 года.
Еще один важный проект – центр позитронно-эмиссионной томографии на территории областного онкологического диспансера.
Создание центра ПЭТ-КТ позволит повысить результативность диагностики онкологических заболеваний на самых ранних стадиях, что является ключевым фактором дальнейшего снижения смертности населения и увеличения продолжительности жизни.
Ориентировочная стоимость инвестиций – 750 млн рублей. В ближайшее время уже начнутся строительные работы.
В этом году откроется центр ЭКО.
Ведутся переговоры с потенциальным инвестором по вопросу дополнительного строительства поликлиник для обслуживания взрослого и детского населения, в том числе в районах области.
Коллеги!
Если оценивать выполнение задач, поставленных в прошлом Инвестиционном послании, то отмечу, что большинство из них решены.
В режиме ручного управления снимали барьеры, затягивающие сроки создания предприятий, открытия бизнеса.
Добились упрощения процедур ведения бизнеса, сокращения сроков получения разрешений, необходимых для открытия собственного дела. А также – разрешений на подключение к объектам энергетической, газовой, коммунальной инфраструктуры. Постановки на кадастровый учет, регистрации организаций и объектов недвижимости. Значительно сокращены сроки выдачи разрешения на строительство.
Астраханская область вошла в число 13 регионов-лидеров Российской Федерации по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Достигнута 100-процентная обеспеченность документами градостроительного зонирования.
С 2015 года проводится Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Он оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на местном уровне.
По итогам Национального рейтинга 2018 года Астраханская область находится в группе лидеров среди субъектов Российской Федерации по следующим показателям:
- низкая доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий;
- высокая оценка мер государственной финансовой поддержки;
- позитивная оценка консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе.
Поручаю исполнительным органам государственной власти Астраханской области в течение 2018 года продолжить внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса совместно с представителями ресурсно-снабжающих организаций, предпринимательского сообщества, отраслевых объединений.
Понимая фундаментальное значение для экономических процессов будущего частной инициативы, обеспечения самозанятости активных земляков сегодня, мы создавали условия для развития малого и среднего предпринимательства.
Сформирована развитая инфраструктура поддержки бизнеса: вся территория Астраханской области охвачена многофункциональными центрами «Мои документы», предоставляющими 350 видов государственных и муниципальных услуг. Открыт отдельный центр для бизнеса, который реализует комплексную сервисную модель сопровождения.
Действует Центр поддержки предпринимательства, где сопровождение осуществляется по принципу «одной двери» и ориентировано на предоставление комплексной услуги на всех этапах развития малого и среднего бизнеса.
Неработающему населению предоставляется возможность получить финансовую поддержку на создание собственного дела.
В регионе большое значение придается развитию молодежного предпринимательства.
Весь действующий комплекс мер позволил малому и среднему бизнесу реально укрепиться – темп роста оборота МСП в 2017 году составил 106,7%. В фактическом значении – почти 122 млрд рублей.
Далее минэкономразвития региона необходимо сохранить эту положительную динамику.
При этом возможно разработать новые меры по развитию предпринимательства. И я даю соответствующее поручение министерству экономического развития Астраханской области, министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов региона, областному агентству по занятости населения и агентству по делам молодежи.
В частности, основой роста предпринимательской активности, экономического потенциала и повышения инвестиционной привлекательности территории служит здоровая конкуренция. По этой проблематике мы приступили к выполнению ряда поручений главы государства.
Мы также включились в реализацию утвержденного Правительством России стандарта развития конкуренции, в соответствии с которым сконцентрировались не только на сопровождении, обеспечении своевременного доступа к точкам технического присоединения, справедливой тарифной политике, но и на создании равных условий для доступа к участию в государственных и муниципальных закупках малого и среднего бизнеса. Это можно было сделать только за счет усиления контроля за организацией процедур, чтобы не допускать любых попыток «затащить своих».
По этому направлению также нужно отработать взаимодействие с Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой в самое ближайшее время.
Однако этого участия недостаточно, как и охвата проводимого мониторинга.
К контрольным мероприятиям следует привлекать общественников, самих предпринимателей.
Президент Владимир Владимирович Путин ставил задачу сократить количество внеплановых проверок в отношении предпринимателей. Оно должно составлять не более 30 процентов от плановых проверок, за исключением случаев, связанных с чрезвычайными ситуациями. На сегодняшний момент мы эту задачу выполнили.
Выстроен эффективный двусторонний диалог предпринимательского сообщества и власти, налажены хорошие экономические и гуманитарные связи с Прикаспийскими странами. Благодаря этому мы взяли высокую планку по развитию экономики, идем по пути ее диверсификации, выступаем в качестве региона-экспортера по нескольким направлениям.
Но это только промежуточный этап, предшествующий прорыву, о котором говорил глава государства. И чтобы добиться этого прорыва, мы должны работать все вместе – бизнес, органы государственной и муниципальной власти.
Поэтому муниципалитетам нужно активнее включаться в процесс привлечения инвестиций, создавать условия для создания новых производств, развития сферы услуг.
Главам нужно встроиться в этот процесс, многие из которых привыкли, что за них все решат, договорятся и приведут бизнес за ручку. И хорошо, чтобы так было всегда.
Показательным примером вашей компетентности, в ряде случаев в кавычках, служит то, как вы отвечаете на вопросы предпринимателей, как формировали инвестиционные площадки, и как они сегодня заполнены бурьяном и камышом.
Я внимательно проанализировал площадки, которые вы, уважаемые главы, предлагаете инвесторам. Из 194 – 52 не обеспечены или не имеют возможность подключения к сетям электроснабжения. К сетям водоснабжения имеют доступ всего лишь 110 площадок. При этом в их число входят и те, до которых нужно тянуть трубу на 1,5 км. Доступ к сетям газоснабжения имеют менее 80 площадок.
На 43-х – нет вообще инфраструктуры. Никакой! Там только баранов пасти можно. У меня возникает вопрос: вы для кого эти площадки формировали. Для отчетности?
В пример приведу Харабалинский район. При всестороннем содействии и контроле со стороны Правительства области на его территории реализован такой серьезный проект как, АПК «Астраханский». Полученный позитивный опыт должен был изменить подход местных властей. Но они под другие проекты по-прежнему предлагают в качестве инвестплощадок участки, не имея понимания, как обеспечат техприсоединение. Даже близко нет комфортных условий.
Другой пример – Красноярский район, где создана площадка под ежегодное раннее тепличное выращивание овощей. На ней все инфраструктурно обустроено: подведены вода и электричество. И даже спрогнозировано, что в течение трех лет вернутся средства муниципалитету, направленные на развитие этой инфраструктуры.
Уважаемые главы муниципальных образований!
Напоминаю, что местное самоуправление – это фундамент страны. Государство начинается с людей и тех, кто представляет их интересы на местном уровне. В том числе, создает условия для предпринимательской и инвестиционной активности.
Формат инвестпослания позволяет дать всестороннюю оценку проведенной органами государственной и муниципальной власти работе в этом направлении, определить слабые точки и наметить первостепенные задачи.
И сегодня я сделаю акцент на проблематике, связанной с созданием инвестиционных площадок муниципалитетами, их заполняемости, а также пробелам в администрировании процессов по сопровождению инвестпроектов.
При этом в качестве горизонта планирования предлагаю определить не только 2018 год, но и более длительный период – трехлетний.
Нам совместно предстоит пересмотреть подходы к работе, в первую очередь на муниципальном уровне, и, таким образом, дополнительно активизировать внутренний и внешний инвестиционный потенциал.
Первостепенная задача – сформировать земельные участки с необходимой инфраструктурой. Для этого в ближайшее время нужно провести их аудит. Посмотреть, где они не осваиваются арендаторами длительный период. И через суд возвращать в оборот. Тоже самое касается долевых участков.
Если сельхозземли не востребованы, переводите их под другое назначение.
Используйте имеющиеся ресурсы. Ведь земля – один из основных источников пополнения местных бюджетов.
Поручаю главам муниципальных образований под контролем министерства экономического развития Астраханской области до конца сентября провести анализ всех существующих инвестплощадок, бесперспективные – исключить. Не позорьте сами себя.
При формировании участков и поиске инвесторов учитывайте специфику своей территории – расположение вблизи портов, железнодорожных станций и автомобильных трасс, ресурсную базу и хозяйственные традиции проживающего на территории населения.
Привлекайте бизнес, обладающий современными производственными технологиями и готовый строить небольшие перерабатывающие заводы и цеха, тем самым повышая добавленную стоимость в основных для экономики районов отраслях. В первую очередь я говорю о растениеводстве и животноводстве.
Также до конца сентября муниципальным образованиям нужно подготовить предложения по формированию ключевых, профильных направлений в инвестиционной политике на своей территории, работе с потенциальными инвесторами.
Не хватает опыта, компетенций – проконсультируем, научим.
С учетом реальной потребности среди глав местного самоуправления в получении знаний в области инвестиционной деятельности, поручаю министерству экономического развития региона и министерству образования и науки Астраханской области проработать вопрос организации семинаров совместно с вузами, корпоративными учебными центрами российских компаний.
Также прошу подключиться кураторов районов в Правительстве Астраханской области и помочь коллегам выйти из административного тупика, наладив действительно эффективную систему планирования работы по привлечению инвестиций и формирования площадок.
За короткий промежуток времени нам вместе предстоит провести колоссальную работу, направленную на создание базы для дальнейшего достижения технологического превосходства региона и страны, привлекать передовые разработки и внешние инвестиции в сельское хозяйство, промышленность, в том числе в рамках проекта особой экономической зоны.
Напомню, что Россия по-прежнему находится в условиях, когда продолжается давление со стороны США и ряда европейских государств, вводятся новые санкции, призванные выдавить отечественные предприятия с международных рынков. И в этих условиях оправдан переход на оперативное управление, когда быстро перестраиваются связи, ведется поиск новых партнеров, становится прочнее сотрудничество с ближайшими соседями.
Пример прочных добрососедских отношений – взаимовыгодное партнерство России с прикаспийскими странами.
В их продолжение в прошлом году в Астрахани начал работать иранский торговый дом.
В конце мая распахнул двери второй в России Азербайджанский деловой центр. Этот проект был реализован также в статусе особо важного инвестиционного, получив землю под строительство без проведения торгов.
Вместе со строящимся Астраханским деловым центром в Баку он будет содействовать укреплению между двумя прикаспийскими странами-партнерами торгового сотрудничества, в котором Астраханской области отводится значимая роль.
Поэтому даю поручение министерству международных и внешнеэкономических связей, астраханской торгово-промышленной палате усилить работу за рубежом по позиционированию Иранского торгового дома и азербайджанского делового центра в качестве оптимальной площадки для поиска контактов и выстраивания сотрудничества между российскими компаниями и бизнес-сообществом прикаспийских стран.
В планах также открыть Туркменский торговый дом.
Сегодня перед регионом стоит стратегическая задача по усилению своей позиции на Каспии в качестве главного портового узла России.
И соответствующее направление предусматривает утвержденная Правительством России по поручению Президента страны Владимира Владимировича Путина Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года.
Работа над данным документом велась МинКавказом и Минтрансом России при тесном взаимодействии с Правительством Астраханской области.
Мы подготовили ряд предложений, которые нацелены на развитие транспортной инфраструктуры региона. Они предусматривают в том числе реализацию проекта «зеленый коридор», снятие ограничений на ввоз в Иран пшеницы, приоритетное использование российского металлопроката и оборудования. В числе инициатив – создание единого международного оператора мультимодальных перевозок по коридору «Север-Юг» с участием России, Ирана и Индии, строительство и обустройство морского пассажирского вокзала в городе Астрахани с пунктом пропуска. Также ряд других инициатив, которые напрямую взаимосвязаны с направлением по повышению экспортного потенциала Астраханской области.
И я вижу огромные возможности для расширения присутствия на зарубежных рынках нашей животноводческой, растениеводческой, машиностроительной продукции, экспорта транспортных и туристических услуг.
Особо отмечу, что наш регион имеет все шансы значительно увеличить экспорт образовательных и медицинских услуг.
В целом стоимость экспорта товаров Астраханской области, по данным Южного таможенного управления, в 2017 году превысила 724 млн долларов.
Все это полностью соответствует майским указам, в которых Президент Владимир Владимирович Путин определил вектор развития несырьевого неэнергетического экспорта: к 2024 году удвоить его объем до 250 млрд долларов, в том числе довести поставки агропромышленной продукции до 45 млрд долларов.
До 100 млрд долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая транспорт, образование, медицину, туризм.
У нас работает 260 экспортеров, но таких компаний должно быть намного больше.
Решение данной задачи мы видим в аккумулировании всех региональных и федеральных мер государственной поддержки экспорта в «одних руках», в рамках одного исполнительного органа власти Астраханской области.
В прошлом году «Российский экспортный центр» начал работу по внедрению Регионального экспортного стандарта. Он содержит унифицированные подходы по созданию благоприятных условий для экспорта и, главное, учитывает специфику регионов. Несомненно, стандарт будет способствовать комплексному развитию системы поддержки экспорта.
В связи с этим поручаю министерству международных и внешнеэкономических связей Астраханской области до конца 2018 года провести анализ ситуации, определить конкретные точки роста и шаги по поддержке экспорта в регионе. И не позже декабря представить дорожную карту по внедрению регионального экспортного стандарта в Астраханской области.
Еще раз подчеркну, что дорожная карта должна отражать комплексное взаимодействие всех заинтересованных структур как региональных, так и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Также поручаю Правительству Астраханской области к 2021 году обеспечить увеличение несырьевого неэнергетического экспорта, а также услуг из Астраханской области до 1 млрд долларов.
Безусловно, для достижения этой цели предстоит провести работу по повышению узнаваемости наших товаров за пределами региона и страны.
Поэтому торгово-промышленной палате Астраханской области совместно с центром стратегического анализа и управления проектами администрации Губернатора необходимо к октябрю провести работу с максимально возможным охватом по брендированию продукции, поставляемой астраханскими производителями за рубеж.
За три года мы должны сформировать базу, которая станет стартовой для нового этапа развития территории. Его основой должны стать цифровые технологии, оперативный менеджмент, высокая производительность труда и активность на международном рынке.
Поэтому не стоит забывать и то, что для региона, государства жизненно важно растить, воспитывать смену сегодняшним рабочим, специалистам-производственникам и управленцам.
И здесь нужно усилить деятельность по профориентации на площадках производств, лидирующих в своих отраслях.
Предлагаю вузам региона рассмотреть возможность усиления роли кафедр, действующих на предприятиях и позволяющих глубже интегрировать учебные и практические составляющие образовательного процесса.
Подчеркну, мы напрямую заинтересованы в мобильности и конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, а также в расширении возможностей для занятости населения, повышении производительности труда.
С этой целью в Астраханской области системно уделяется внимание подготовке кадров с учетом потребностей предприятий. Мы последовательно реализуем принцип «от школьной скамьи до рабочего места». В его рамках ведется профориентация детей, предусматривающая посещение действующих заводов.
Студенты проходят практику на предприятиях, в том числе судостроительного профиля, в крупных нефтегазовых и сервисных компаниях. Погружаются в производственный процесс.
Тем более Астраханская область вошла в проект Международной организации труда «Партнерства в сфере занятости молодежи в СНГ». Он станет отличным подспорьем для этого.
Благодаря стажировкам на предприятиях в рамках проекта будет повышен уровень компетенций выпускников, что в итоге позволит выполнить запрос на энергичных профессионалов в экономике, государственном и муниципальном управлении.
Уверен, что уже в ближайшей перспективе проект даст результаты.
Однако еще нужно завершить внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, закрепив в нем практико-ориентированную модель подготовки специалистов и мониторинг качества обучения.
Поручаю министерству образования, агентству занятости населения при поддержке экономического блока и профильных министерств сформировать перспективный прогноз на подготовку специалистов для особой экономической зоны и экономики региона в целом, принять региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста.
Члены команды и партнеры!
Все озвученные мной направления требуют от вас полной самоотдачи. И сейчас многим предстоит переосмыслить свои подходы в работе.
Предлагаю начать с уточнения намеченных планов, коррекции перечня принятых инвестиционных площадок и отказа от философии ожидания в пользу политики действия.
Мы, безусловно, ставим перед собой амбициозные цели. Но я глубоко убежден, что именно в этом – залог успеха. Только так и можно двигаться вперед.
Поэтому астраханцы всегда умело внедряли перспективные технологии в производство, за счет чего и становились лидерами по многим направлениям.
Так, можно вспомнить наших земляков – братьев Артемьевых, которые 145 лет назад впервые осуществили транспортировку нефти наливом. Тем самым они положили начало танкерному флоту России.
Также впервые 130 лет назад астраханским рыбопромышленником Супуком для хранения рыбы была применена баржа-ледник.
Их достижения подтверждают правоту известных слов Сергея Павловича Королева: «Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет – причины».
Все мы помним, что родоначальник космический отрасли действовал в непростых условиях. Но это не помешало ему. Наоборот, стимулировало его к поиску прорывных решений.
И сегодня Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин делает акцент на прорыв в ведущих отраслях экономики. Курс, взятый главой государства, обеспечит стране динамичное развитие и приток инвестиций. Ведь, как говорится, под лежачий камень вода не течет. И мы в регионе приложим все требующиеся усилия, создав благоприятные условия для воплощения новых инвестпроектов.
Уверен, что вместе мы справимся.