Ежегодное инвестиционное послание Губернатора Астраханской области А.А.Жилкина «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Астраханской области на 2015 год»
16 апреля 2015
На протяжении ряда лет региональным Правительством проводится последовательная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятного делового климата. Это позволяет привлекать дополнительные средства в экономику области и обеспечивает стабильные результаты ее развития.
За пять лет объем привлеченных инвестиций увеличился почти в 2 раза. Несмотря на все сложности, в прошлом году инвестиционные потоки в экономику региона составили порядка 113 млрд рублей. Их доля в валовом региональном продукте составила 40% , что в полтора раза больше, чем в среднем по стране.
Удельный вес малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте в прошлом году превысил 37%. Это достаточно высокий показатель, но следует довести его до 50%.
В принятой нами логике развития, главенствующей остается диверсификация экономики. Добывающие отрасли создают условия для развития других отраслей, таких как нефтесервисные услуги, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Считаю необходимым продолжить укрепление созданного экономического потенциала через реализацию крупных проектов.
В то же время мы должны максимально использовать возможности малого и среднего бизнеса. Именно он в силу мобильности и гибкости способен быстро заполнять освободившиеся рыночные ниши, создавать точки экономического роста и новые рабочие места.
Основным механизмом здесь остается формирование комфортной бизнес-среды в регионе: обеспечение управляемого, инфраструктурно развитого и безбарьерного инвестиционного процесса. Мы должны создать лучшее предложение для инвесторов среди регионов страны. Раскрою основные направления этой работы.
Перспективы диверсификации экономики и стимулирования притока инвестиций во многом определены региональной программой импортозамещения. Она направлена на развитие судостроения, сельского хозяйства, рыбоводства, перерабатывающего комплекса, пищевой, химической и легкой промышленности, производства оборудования. В ней установлена отраслевая направленность, закреплены меры поддержки и стимулирования развития бизнеса. Подчеркну, что принятая программа не догма – она будет постоянно дополняться, в том числе и в соответствии с вашими предложениями.
Программа ориентирована на использование новых возможностей̆, возникших в связи с освободившимися рыночными нишами, и предполагает снятие критической зависимости от зарубежных технологий.
В результате реализации программы импортозамещения должны быть созданы новые производственные мощности, увеличены объемы выпуска на действующих предприятиях, продукция которых будет востребована не только внутри страны, но и на международных рынках.
Рекомендую бизнес-сообществу, исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления области активнее продвигать реализацию астраханских проектов импортозамещения, постоянно дополнять программу на основе изучения рынка, спроса на товары и услуги, новыми предложениями, направленными на развитие региональной экономики.
Значимое направление – обеспечение прямого доступа к инвестиционным ресурсам бизнеса через максимальное использование механизмов финансирования, созданных на федеральном и региональном уровнях.
Область включилась в программу поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования и с участием Фонда развития промышленности, с которым у регионального Правительства заключено соглашение.
Сегодня сформирован пакет из 40 проектов в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, готовых к участию в программах. Все они заявлены и сейчас проходят процедуры согласования и отбора. И с большой долей вероятности можно говорить о том, что большинство этих проектов будут приняты в программу поддержки, и их реализация начнется в этом году.
Это дает возможность предприятиям получить льготное кредитование от коммерческих банков с процентной ставкой 5-11% годовых.
Фондом также предоставляются займы промышленным предприятиям на этапе предбанковского финансирования с целью подготовки технико-экономических и финансово-экономических обоснований, проведения проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Бизнесу и исполнительным органам государственной власти области необходимо обеспечить участие астраханских проектов в федеральных отраслевых планах импортозамещения и целевых программах на предоставление льготных кредитных ресурсов и государственных гарантий.
На уровне региона сложилась действенная система поддержки малого и среднего бизнеса, которая сегодня демонстрирует достаточно высокие показатели эффективности.
Одной из ключевых структур здесь является Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, на базе которого функционирует центр микрофинансирования. За прошлый год объем льготных кредитов центра вырос в 1,5 раза, количество их получателей – в 2 раза. Микрозаймы предоставляются по программам «Фермер», «Партнер».
Внедряем новые финансовые продукты, как например, займ «РЕЗЕРВ» на приобретение оборудования или транспортных средств российского производства под процентную ставку 8%.
Увеличиваем доступность средств Астраханского залогового фонда. Так, суммы поручительства вырастут с 50 до 70% от кредита для малого и среднего бизнеса, помимо этого обеспечение будет включать банковские гарантии и займы финансовых организаций для проектов.
Достигнуто соглашение о сотрудничестве с Агентством кредитных гарантий. Это расширяет доступность льготных кредитных средств для малого бизнеса на федеральном уровне института поддержки.
Господдержка малого предпринимательства из бюджета ведется по двум направлениям: гранты начинающим предпринимателям и субсидии на инвестиционные проекты. Перечень мер поддержки будем расширять.
Рекомендую бизнесу максимально использовать все доступные возможности для развития своих проектов.
Задача Правительства области – повысить охват и отдачу от господдержки из регионального бюджета, все средства поддержки, которые заложены в областном бюджете, должны быть использованы.
Действенным механизмом инвестиционного процесса остается развитие государственно-частного партнерства. В мировой практике, в основном с его использованием, осуществляются инфраструктурные проекты, в которых поддерживается приемлемый уровень доходности, перераспределяются риски между бизнесом и государством.
В регионе создана вся нормативная правовая основа для реализации данных проектов.
Есть успешный опыт подобного сотрудничества в сфере здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства. Действуют медицинский центр «Локохелп», клиника восстановительного лечения «Медиал», детские дошкольные учреждения.
В настоящее время ведется строительство центров утилизации твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях, поликлиники в р.п. Лиман.
Достигнуты договоренности по реализации проектов совместно с бизнесом по развитию информационной системы «Безопасный город» и применению современных технологий в дорожном строительстве.
Однако доля проектов, реализованных на основе данного механизма, пока не высока. И я обращаюсь к нашему бизнесу: внимательно рассмотреть эту возможность. Совместно реализовывать интересные проекты, где вы будете получать прибыль и, с другой стороны, у вас будет участие и поддержка государства и органов местного самоуправления.
Исполнительным органам государственной власти необходимо энергичнее действовать в этом направлении. Каждое муниципальное образование должно к концу года иметь в своем активе уже реализованный, или находящийся на стадии реализации проект на основе частно-государственного партнерства.
Отдельно выделю социальное предпринимательство.
Больше 2 лет у нас действует центр социальных инноваций. Он формирует банк проектов, предоставляет услуги по консалтингу, оказывает информационную, организационную, финансовую и юридическую помощь социальным предпринимателям.
Благодаря реализуемым мерам поддержки социального бизнеса, предоставлению льгот и субсидий, в регионе открываются негосударственные дошкольные образовательные учреждения. В настоящее время их посещают около 2 тыс. детей, действует 52 частных детских сада.
Теперь хочу настроить вас на работу и в других перспективных сферах, например, социального обслуживания граждан пожилого возраста, незащищенных слоев населения.
Предлагаю бизнес-сообществу активнее работать в данном секторе, министерству экономического развития, министерству социального развития и труда Астраханской области оказывать всю необходимую консультационную, финансовую и методическую помощь.
Внедрение кластерного подхода способствует формированию эффективной инвестиционной политики.
Согласно нашей стратегии социально-экономического развития формируем 3 кластера: туристический, судостроительный, рыбохозяйственный, включающий в себя аквакультуру. Разработаны планы их развития и дорожные карты. Эти документы – ориентир для всего бизнес-сообщества по развитию и перспективам данных отраслей до 2020 года.
Действует центр кластерного развития при Астраханском областном инновационном центре. Сформированы кластерные проекты. Количество участников в них превысило 200 хозяйствующих субъектов.
Важно, что участники кластеров активно внедряют новые технологические решения, направленные на импортозамещение. Например, разработаны предложения по производству дизельного судового двигателя, пищевой продукции длительного срока хранения.
Перспективным также считаю развитие других кластеров – агропромышленного, транспортного, строительного, «индустрии здоровья». Поэтому и бизнес-сообществу, и органам власти рекомендую активизировать работу, чтобы уже в этом году мы имели сформированные и приступившие к работе корпоративные объединения.
Переход на более высокий уровень развития региональной экономики будет обеспечен за счет реализации уникальных проектов крупного бизнеса и формирования новых компетенций.
Здесь основным инструментом является особая экономическая зона. Она даст мощный импульс для системного развития и индустриализации региона.
Создание зоны «Лотос» направлено на укрепление экономических позиций России в Каспийском макрорегионе, увеличение доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке.
ОЭЗ дает инвесторам ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов на этой площадке сократятся в среднем на 30-40%.
В этом году будут приняты изменения в налоговое законодательство, обеспечивающие льготный̆ режим, разработаны необходимые градостроительные документы, позволяющие приступить к созданию объектов инфраструктуры.
До середины этого года для инвесторов уже в текущем году будут подготовлены первые производственные площадки в непосредственной близости к судостроительному заводу «Лотос».
В рамках работ по привлечению резидентов в особую экономическую зону проведены переговоры с крупнейшими международными компаниями и производителями судового, нефтегазового, энергетического оборудования.
Задача регионального Правительства – в этом году, несмотря на все организационные мероприятия, без которых не обходится создание ни одной особой экономической зоны, запустить на ОЭЗ деятельность не менее двух промышленных предприятий.
Кроме того, зона «Лотос» будет стимулировать развитие сопутствующих производств. Предлагаю астраханскому малому и среднему бизнесу уже сейчас продумать, какие товары, услуги и сервисы будут востребованы резидентами, и начать подготовку к их организации.
Дополнительным элементом инвестиционной инфраструктуры станут индустриальные парки. Это будут территории промышленно-производственного типа для резидентов, ориентированных преимущественно на производство и реализацию импортозамещающих товаров.
Проект регионального закона уже разработан. Просьба к Думе Астраханской области – поддержать данную инициативу.
Два района - Приволжский и Икрянинский – приступили к созданию индустриальных парков на своей территории. В Приволжском районе планируем полностью завершить его реализацию уже в октябре текущего года.
Рекомендую остальным муниципальным образованиям подробно изучить данный механизм привлечения инвестиций в район и активнее включиться в эту работу.
При создании инфраструктуры индустриальных парков будет использован новый механизм финансовой поддержки – инвестиционной фонд Астраханской области, средства которого пойдут на формирование инфраструктуры, разработку проектно-сметной документации, прямое софинансирование инвестпроектов. Это деньги регионального бюджета.
Важно систематизировать информацию о наличии свободных инвестиционных площадок в регионе. Речь идет как о земельных участках, так и о незадействованных промышленных площадках. Бизнесу интересен актуальный перечень территорий, подходящих для запуска инвестиционных проектов. Наша задача – сделать паспорт на каждую площадку с описанием местоположения и инфраструктуры, и, конечно, предложить их инвесторам в информационном поле.
Агентство по управлению государственным имуществом области и органы местного самоуправления должны вести реестр инвестиционно привлекательных земельных участков, обновлять информацию обо всех объектах на этих площадках и распространять ее активно через различные информационные ресурсы.
Сегодня задача по созданию благоприятного инвестиционного климата, прежде всего, должна решаться на муниципальном уровне. Учитывая тот объем согласований, который требуется с бизнесом по выделению земли, имущественных комплексов. Органы местного самоуправления должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы на своих территориях.
В прошлом году мы внедрили муниципальный инвестиционный стандарт. Теперь нам предстоит провести работу с применением лучших практик страны по привлечению инвестиций.
В прошлом году заработал новый инструмент, предотвращающий создание новых административных барьеров, - оценка регулирующего воздействия. Она дает возможность определить эффект от нормотворческой инициативы и не допустить принятия законов, затрудняющих развитие бизнеса.
Сейчас оценка регулирующего воздействия работает в областном центре. Со следующего года начнется ее внедрение во всех муниципальных образованиях. Но советую главам муниципалитетов не ждать, а подключаться к этому процессу уже сейчас.
Необходимо включать в практику работы с инвестором единые регламенты сопровождения проектов по принципу «одного окна», инвестиционные паспорта муниципальных образований.
По итогам текущего года эффективность деятельности муниципалитетов будем оценивать по объемам привлеченных инвестиций и оценки бизнес сообществом созданных условий работы.
Не менее важным направлением инвестиционной политики остается работа по устранению барьеров в части ускорения прохождения административных процедур.
В значительной степени в области реализованы лучшие практики регионов России по сокращению сроков регистрации недвижимости и бизнеса, а также получения разрешений на осуществление деятельности.
Задачу, которую я уже поставил перед Правительством региона и муниципалитетами: срок подключения к электросетям, который уже сокращен в два раза, до 90 дней, в ближайшее время снизим до 50 дней. Это поручение всем энергоснабжающим компаниям и муниципалитетам. Получение разрешения на строительство, которое также сокращено до 87 дней, мы ускорим до 40 дней.
Такие поручения ставлю территориальным органам федеральной власти, органам исполнительной власти Астраханской области, органам местного самоуправления, энерго-, тепло-, газоснабжающим организациям. Все это должно быть проработано и принято до конца первого текущего года.
Считаю, что эффективность процедур по снижению административных издержек, а также качество предоставления услуг ресурсоснабжающими организациями должны оцениваться предпринимательским сообществом. Для этого будет разработана методика оценки бизнесом качества услуг и сроков их предоставления. Думаю справедливо, что бизнес-сообщество будет оценивать не только органы власти, но и наши монополии. Ведь зачастую их работа является серьезным сдерживающим фактором по развитию и проектов и программ. В случае отрицательной оценки будем также ставить вопрос о рекомендации по замене ответственных лиц на более эффективных менеджеров.
Многие вопросы предпринимателей решаются быстрее в режиме «одного окна», то есть через многофункциональные центры. По итогам прошлого года уровень охвата населения услугами МФЦ вырос на 19% по сравнению с 2013 годом и составил 70,6%.
Работа по расширению сети МФЦ будет продолжена. В этом году создадим филиалы в Черном Яру, Знаменске, Харабалях, Нариманове, микрорайоне Бабаевского города Астрахани.
Поручение министерству экономического развития до конца года обеспечить 100-процентный доступ населения региона к системе оказания услуг по принципу «одного окна».
Комфортные условия для бизнеса также предполагают умеренную роль контрольно-надзорных органов.
Количество запрашиваемых дополнительных документов у предприятия и среднее количество проверок налоговыми органами, Роспотребнадзора, госпожнадзора и другими органами в год должны быть минимальными.
Рекомендуется органам контроля осуществлять прежде всего профилактическую и предупредительную работу. При первых проверках ограничиваться вынесением предписаний. Обращаюсь к областному прокурору, как и договаривались на координационном совещании, нам необходимо контролировать данное направление. Проверки, конечно, в большинстве полезны для потребителей товаров, но часто являются и сдерживающим фактором для развития бизнеса.
Безусловно, налоговая политика является одним из факторов, влияющих на стимулирование инвестиционной активности.
С 1 января субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и снижать налог с доходов по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1%.
Сейчас министерство финансов Астраханской области и министерство экономического развития Астраханской области разработали региональный закон о налоговых льготах. Просьба к Думе Астраханской области – рассмотреть и поддержать данную инициативу в кратчайший срок.
Необходимо продолжить развитие нефинансовых структур и механизмов поддержки предпринимательства.
К примеру, бизнес-инкубаторы предоставляют субъектам малого бизнеса консультации по господдержке, вопросам налогообложения и оказывают другие услуги, перечень которых постоянно расширяется.
Работает региональный центр инжиниринга, где предприниматель может получить содействие в привлечении средств на модернизацию производств и провести оценку индекса технологической готовности производственных предприятий.
На днях мы подписали соглашение о сотрудничестве с консорциумом «Европейская сеть поддержки предпринимательства». Оно направлено на создание регионального интегрированного центра, который будет продвигать инновационные разработки нашего бизнеса, оказывать помощь в установлении партнерских отношений с российскими и зарубежными организациями в сфере делового, технологического и научного сотрудничества.
Важнейшим потенциалом повышения инвестиционной привлекательности региона считаю человеческий капитал.
Сегодня в области успешно работают программы бизнес-образования. В прошлом году реализовано 20 образовательных программ, в которых приняло участие более 4 тыс. человек.
Также за прошлый год предпринимательские навыки приобрели около 3 тыс. школьников и тысячи молодых астраханцев. Для нас это принципиальный подход - с детства обучать навыкам предпринимательства, для того чтобы создать комфортную среду и сформировать уважительное отношение людей к бизнесу. Укрепить в обществе понимание, что предпринимательство – это серьезный труд и почетная миссия.
Эту работу мы продолжаем, поэтому поручаю министерствам экономического развития и образования и науки Астраханской области создать эффективную систему бизнес-планирования с вовлечением в этот процесс молодежи. Подчеркну, что, например, из трех тысяч молодых людей, которые прошли обучающие семинары по бизнес-программам - 400 создали предприятия и получили государственную поддержку по разным направлениям. И что приятно, они все функционируют сегодня. Никто не закрылся, хотя, очевидно, сложности тоже есть.
Через формирование подобной системы мы должны растить грамотных предпринимателей, которые будут готовы брать на себя все задачи по организации производства.
Продолжим подготовку квалифицированных кадров под задачи программы импортозамещения. Сегодня в регионе идет оптимизация сети учреждений профессионального образования, они становятся многоуровневыми профильными организациями.
Создано три многофункциональных центра прикладных квалификаций в строительной отрасли, жилищно-коммунальном хозяйстве и сервисе.
В текущем году будет проводиться работа, направленная на развитие системы дуального образования, в которой тесно связаны учебный и производственный процессы. Бизнес-структуры прошу активнее подключаться, такая качественная подготовка сегодняшних студентов обеспечит рынок труда квалифицированными кадрами через 1-2 года.
Кроме того, для эффективной подготовки трудовых ресурсов необходимо обеспечить повышение престижа инженерных и рабочих специальностей.
Поручаю министерству образования и науки совместно с отраслевыми министерствами разработать программу мероприятий по обеспечению квалифицированными кадрами реального сектора экономики. Профильным министерствам необходимо регулярно организовывать конкурсы профессионального мастерства. Они должны проводиться по всем министерствам ежегодно и, возможно, несколько раз в год.
Уважаемые коллеги!
Развитие науки и инноваций играет все более заметную роль в экономике нашего региона. А в современных экономических условиях собственные инновационные технологии становятся гарантией независимости от зарубежных разработок.
Это одна из важнейших составляющих политики импортозамещения. Именно поэтому наша сегодняшняя встреча проходит в рамках регионального форума «Дни инноваций», который шестой год становится крупной площадкой для общения научного сообщества и бизнеса.
Подчеркну, что инновационные проекты могут рассчитывать на государственную поддержку. Соответствующие механизмы уже сформированы. Действуют грантовые программы, система технопарков. Работают региональные центры молодежного инновационного творчества и школьный технопарк. Это уникальный для России проект, который позволяет начинать подготовку инженеров со школьной скамьи. Он помогает находить одаренных детей и подключать их к освоению новых технологий в самом раннем возрасте. На это направление мы никаких ресурсов жалеть не будем. Поэтому сегодня стоит задача перед региональным министерством образования и науки во всех средних образовательных школах создать филиалы нашего технопарка.
Также в планах текущего года – создание Астраханского центра прототипирования. Это специальный инженерно-производственный комплекс, способный разработать полную систему производства от компьютерного проектирования до технологической оснастки.
Поручаю Правительству области расширить сотрудничество с ОАО «РОСНАНО» и центром «Сколково». Выйти на следующий этап взаимодействия - реализацию астраханских совместных разработок и проектов по развитию региональной инновационной инфраструктуры.
Важным направлением является активная имиджевая политика.
В 2014 году Астраханская область достойно презентовала свой инвестиционный потенциал в рамках Четвёртого саммита глав прикаспийских государств. Президенты 5 стран высказали заинтересованность в развитии торговых связей, наращивании инвестиционных потоков и расширении транспортных коридоров.
Переговоры, которые мы провели с представителями деловых кругов Европы, Китая, Индии, Ирана, продемонстрировали большой интерес к региону, готовность инвестировать в региональные проекты.
Исполнительным органам государственной власти области необходимо продолжить работу по проведению выставочных мероприятий, по организации участия в форумах и конференциях, презентации наших планов.
На середину апреля мы уже провели пять крупных имиджевых мероприятий за пределами страны. В конце недели большая делегация вместе с бизнес-сообществом направляется в Китай. И мы уже принимаем гостей из других стран, которые выражают активное желание в сотрудничестве и с регионом, и с бизнесом по ряду очень интересных и важных инвестпроектов.
Инвестиционный процесс обеспечивается доступными информационными потоками, которые направлены на получение исчерпывающих ответов на вопросы инвестора.
На сайте invest.astrobl.ru действует интерактивная карта с информацией по инвестиционным площадкам.
В этом году начнут работу дополнительные справочные ресурсы «Путеводитель инвестора» и «Кодекс для малого бизнеса», которые позволят предпринимателю ориентироваться в регионе.
Для укрепления позитивного инвестиционного имиджа идет внедрение фирменного стиля региона. Он будет использоваться при позиционировании наших товаров и продуктов, изготовлении сувенирной продукции, разработке сайтов, оформлении городской инфраструктуры.
Поручаю «Центру стратегического анализа и управления проектами» совместно с министерством экономического развития Астраханской области продолжить работу по продвижению бренда в регионе и за его пределами. Прошу представителей средств массовой информации и бизнесу включиться в этот процесс.
Уважаемые партнеры! Коллеги!
Каждый из вас глубоко понимает важность стратегических ориентиров государства в нынешних условиях.
Ещё раз подчеркну: мы готовы оказывать бизнесу – местному, российскому, иностранному – необходимую помощь и поддержку. Астраханская область открыта для сотрудничества, новых производств, технологий, обмена опытом. Каждый рубль инвестиций – это вклад в будущее страны и региона, в благополучие всех жителей.
Я уверен у нас все получится, поскольку мы с вами учились быть успешными, учились не бояться экспериментов и новых технологий, накапливали опыт и знания. И наши усилия дали результат. Для нас сегодня важно сохранить позитивный настрой и желание действовать! В этом залог успеха. И, я уверен, что вы в этом плане мои сторонники!
Спасибо за внимание!