Ежегодное инвестиционное послание Губернатора Астраханской области А.А. Жилкина «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Астраханской области в 2017 году»
Инвестиционное послание
Губернатора Астраханской области А.А. Жилкина
«Инвестиционный климат и инвестиционная политика Астраханской области в 2017 году»
11.04.2017 г.
Уважаемые коллеги!
Представляю вам ежегодное инвестиционное послание. Оно стало неотъемлемой частью диалога власти и бизнес-сообщества.
Подчеркну, что в разные годы приоритеты нашей инвестиционной политики были различны. Формировались они с учетом внешнеэкономической обстановки и тех задач, которые определены Стратегией социально-экономического развития. В частности, в кризисный период упор делался на улучшении делового климата, активизации использования внутрирегиональных ресурсов.
Могу с удовлетворением отметить, что многое из намеченного в прошлом послании, выполнено. Обеспечен существенный прирост инвестиций в реальный сектор, в свободную экономическую зону привлечены четыре резидента, в сельском хозяйстве получили первые позитивные результаты по программе импортозамещения. Имеем хорошую подвижку в части снижения административных барьеров. Это удалось реализовать в прямом сотрудничестве с бизнесом.
В целом выполнение инвестиционной программы принесло
видимые результаты. И этого мы смогли добиться на фоне продолжающегося кризиса.
В подобные периоды, как правило, ведется пересмотр инвестиционных планов. Для нас же кризис дал обратный эффект: инвестиционные намерения, и прежде всего вертикально - интегрированных структур, - тех, что в большей мере влияют на создание добавленной стоимости, – сохранены, проекты успешно стартовали и реализовывались.
В этом году мы так же, как и в прошлом, должны сохранить положительную динамику основных макроэкономических показателей. Валовой региональный продукт превысит уровень 360 млрд рублей.
Это потребует привлечение 125 млрд рублей инвестиций при сохранении их доли в ВРП, которую мы достигли, – 35%. Инвестиционные притоки и рост валового регионального продукта обеспечат увеличение консолидированных налоговых поступлений до 100 млрд рублей (напомню, что в прошлом году мы собрали на территории в совокупности 85 млрд рублей налогов).
В распоряжении же территории остается лишь 33% собранных налогов. Наращение доли до равных с федерацией объёмов, то есть выход на 50:50 или приближенный к этому уровень может увеличить наши бюджетные возможности и поддержку инвестиционных процессов на 14 млрд рублей.
Мы будем добиваться справедливого распределения средств. Задача защиты интересов региона мной поставлена перед нашими депутатами, и прежде всего перед теми, кто представляет регион в Федеральном Собрании, а также перед общественными деятелями. Должна быть обеспечена позитивная обратная связь – между ростом экономики, консолидированными налоговыми сборами и региональным бюджетом.
В этом плане важна работа, которая проводится по мобилизации внутренних источников налоговых доходов, противодействию теневым процессам. Сегодня теневой бизнес занимает существенную долю в экономике региона. По оценкам, более 40 тыс. человек относятся к неофициально занятым - тем, кто по сути не выполняет обязательства по формированию общественных финансов, хотя социальными услугами пользуется. В качестве приоритета на 2017 год определяю повышение эффективности, преодоление существующих разрывов между ростом экономического потенциала территории и налоговыми доходами, сокращение теневого сектора.
Ожидаю также содействия со стороны глав муниципалитетов, местных администраций в легализации предпринимательства. Поручаю ФНС и экономическому блоку, с поддержкой органов муниципальной власти провести анализ уровня теневизации и предложить мероприятия по его снижению.
Как и прежде, основным источником «разогрева» экономики будет являться нефтегазовая промышленность. В прошлом году в этот сектор было привлечено порядка 73 млрд рублей инвестиций.
Продолжится освоение ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» двух месторождений – им. Ю. Корчагина и им. В.Филановского. Подтвердило свое участие в программе газификации северных районов области ПАО «Газпром». А также предусмотрело финансовые средства на масштабную модернизацию своей региональной структуры – ООО «Газпром добыча Астрахань».
В этом году КТК завершает крупный инвестиционный проект расширения мощности магистрального нефтепровода, будут сданы в эксплуатацию две новые нефтеперекачивающие станции. Что важно, инвестиционные потоки сегодня направляются не только в освоение богатейшего запаса углеводородов, но и привлекаются в модернизацию региональных предприятий, причем почти в половине своих объемов.
Могу сказать, что внутренний инвестиционный потенциал в области достаточен. Если брать по активам банковского сектора – это порядка 113 млрд рублей. Я предлагаю банковскому сообществу более внимательно изучить реальный сектор экономики, уделить ему большее внимание. Пока в поддержку промышленности и агропромышленного комплекса, строительства и транспорта направляется 15% совокупного объема кредитования.
Тем более что с этого года реализуются интересные, к примеру, для агропромышленного сектора, программы привлечения «долгосрочных» кредитов под 5% годовых. Рассчитываю, что банковское сообщество более активно будет участвовать в инвестиционных проектах тех секторов экономики, которые составляют содержание нашей Стратегии. Прошу предусмотреть это в наших соглашениях о совместной деятельности.
Сегодня в помощь банкам привлекаются региональные финансовые институты – залоговый фонд, предоставляющий поручительства по банковским кредитам, и фонд микрофинансирования, который кредитует в малых объемах, в основном, предпринимательство. Субъектам бизнеса теперь доступна и поддержка гарантийного фонда Корпорации МСП.
Что касается микрокредитования, то нам удалось расширить линейку финансовых продуктов. Она включает 9 программ микрофинансирования. С этого года увеличен предельный объем микрозаймов, предоставляемых Фондом микрофинансирования, с 1 до 3 млн рублей, максимальный срок предоставления средств возрос от года до 3 лет. Положительным является также и то, что снижен процент. По новой программе «Инвест плюс» он составляет 6,5% годовых и ориентирован на предприятия, занятые в реальном секторе экономики.
Даю поручение Астраханскому залоговому фонду, Фонду поддержки малого и среднего предпринимательства продолжить работу по оказанию финансовой помощи бизнесу. Министерству экономического развития поручаю усилить взаимодействие с Корпорацией МСП.
Важным источником инвестиций является международное сотрудничество. И у нас есть много хороших примеров эффективно выстроенных связей с партнерами из стран Прикаспия, Европы и Азии. Сегодня мы должны сосредоточиться на том, чтобы вести активную политику по продвижению товаров на эти рынки и привлекать иностранные инвестиции в регион.
Иностранные инвесторы заинтересованы в реализации проектов в области: в Володарском районе ведется строительство при участии иранских инвестиций крупного птицеводческого комплекса. По инициативе японской компании сооружается завод в Красноярском районе по производству глицирризиновой кислоты из корня солодки. Комплекс планируется сдать этим летом.
Между Астраханским станкостроительным заводом и компанией «Прецизионные станки ДЭЧЖОУ» подписано соглашение о производстве лицензионных станков. Оно позволит на нашей площадке наладить выпуск нового вида токарных станков с использованием прогрессивных технологий и комплектующих.
Наши иностранные партнеры проявляют заинтересованность по отношению к особой экономической зоне «Лотос». В прошлом году нам удалось привлечь первого иностранного резидента – азербайджанскую компанию «АТЕФ-РУСС». В этом месяце дадим старт строительству завода, производство трансформаторов начнется в следующем году. Ведутся интенсивные переговоры с инвесторами из Голландии, Германии и Кореи.
Перспективной является организация поставок астраханской агропродукции на внешний рынок, в частности, в государства Европейского Союза, страны СНГ, а также в Иран. Достигнуты договоренности санитарных служб России и Ирана по взаимным поставкам продовольственной продукции. Иранский рынок готов принять российское охлаждённое мясо.
Иностранные инвесторы участвуют и в развитии региональной социальной инфраструктуры. Так, при поддержке туркменской стороны ведется строительство школы в Приволжском районе, которая будет сдана к новому учебному году.
Необходимо продолжить привлечение внешних инвестиций, в том числе и в социальную сферу. Соответствующее поручение даю профильным министерствам – министерству международных и внешнеэкономических связей и министерству экономического развития, торгово-промышленной палате, которые активно продвигают интересы региона и наших предприятий, выстраивают связи с партнерами, как в России, так и за рубежом.
Уважаемые коллеги!
В части развития системы поддержки инвестиционной деятельности нами достигнуты существенные результаты, которые положительно сказались на инвестиционном климате.
Отмечу запущенную в прошлом году правовую новацию – закон, дающий возможность предоставлять землю в аренду без торгов. Здесь нас поддержал депутатский корпус, я признателен ему.
Благодаря этому в короткий срок удалось возвести крупный индустриальный комплекс по производству томатной пасты АПК «Астраханский». Проекту был присвоен статус «особо важный», и именно он, первый в региональной практике, получил землю в аренду без торгов.
На сегодняшний день сформирован портфель проектов, которые претендуют на подобные формы поддержки. Они в основном имеют производственную специфику, но, что важно, есть среди них и социальные проекты.
Подготовлен и в скором времени будет представлен на рассмотрение новый закон об инвестиционной деятельности. В нем определена приоритетность в предоставлении государственной помощи, закреплены гарантии стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности. Также введены нормы о неухудшении положения инвестора, продуманы механизмы защиты от действий недобросовестных партнеров. Прошу депутатский корпус данную законодательную инициативу поддержать.
Важным остается снятие административных барьеров. Мы этим очень плотно занимались в прошлом году, хорошую поддержку оказало предпринимательское сообщество. Была впервые организована стратегическая сессия по улучшению инвестиционного климата. В ней приняли участие более 150 представителей различных сфер бизнеса. В итоге выработаны комплексные решения, отмечена положительная динамика в части снятия административных процедур.
Так, за год были сокращены сроки получения разрешения на строительство с 195 до 131 дня, подключения к сетям теплоснабжения – с 180 до 120 дней, к электросетям – с 167 до 90 дней, к сетям водоснабжения и водоотведения – с 74 до 44 дней. Остается довольно продолжительным срок получения разрешения на подключение к сетям газоснабжения (462 дня), хотя нам и удалось его сократить в полтора раза.
Отмечу, что в этом году приняты 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, которые утверждены на федеральном уровне и масштабируются, как прогрессивные практики, по всей стране. Работа в регионе началась, созданы проектные команды, сопредседателями в них стали чиновники и бизнесмены. Разработан план внедрения, прошу представителей бизнес-сообщества более активно участвовать в реализации этих моделей.
До середины года, и здесь я обращаюсь к органам государственной и муниципальной власти, мы должны добиться хороших результатов. По срокам получения разрешений на строительство – сократить до 41 дня, по подключению к сетям газоснабжения – до 135 дней, по подключению к электросетям – до 42 дней. По подключению к сетям водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения – принять самый прогрессивный российский опыт.
К созданию безбарьерной среды активно присоединились муниципалитеты. Предоставление земли и разрешений на строительство – их зона ответственности.
Особо остановлюсь на получении разрешения на строительство. Здесь перспективно внедрение электронных сервисов, создание информационной системы градостроительства и межведомственного взаимодействия между всеми участниками процесса. Это позволит сократить сроки, сделать более прозрачными процедуры.
В прошлом году мы перешли на предоставление проектной документации в Госэкспертизу в электронном виде, необходимо продолжать эту работу, не дожидаясь обратной связи с федеральными структурами.
Также нашими IT - компаниями был предложен «пошаговый» сервис, позволяющий застройщику вносить весь пакет документов в единую систему без поездок по инстанциям. С его внедрением регион обеспечит лучшую практику электронного взаимодействия в этой значимой для бизнеса сфере.
В целом введение цифровых технологий и расширение инструментов взаимодействия органов государственной власти, общества и бизнеса увеличит скорость выполнения типовых задач и позволит снизить административные барьеры.
Даю поручение министерству строительства и ЖКХ, министерству экономического развития, министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов, главам муниципальных образований и ресурсоснабжающим организациям разработать и внедрить до конца этого года государственную информационную систему, регулирующую процессы строительства, которая будет учитывать потребность строительного комплекса и граждан.
Особое внимание должно быть уделено контрольно-надзорной деятельности. В прошлом году эта сфера «выпала» из рассмотрения, мы концентрировались больше на взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями, занимались сокращением сроков и стоимости выдачи разрешений на подключение к инженерным сетям. Задача этого года, к решению которой призываю представителей всех контрольно-надзорных органов, - сократить количество региональных контрольных мероприятий. Нам необходимы понятные и прозрачные правила организации проверок, отказ от избыточного контроля и применение риск-ориентированного подхода.
Государственно-частное и муниципально-частное партнерство, программы концессии, которые набирают активность, позволяют даже в условиях довольно ограниченного финансирования обеспечить эксплуатацию общественных объектов, минимизировать бюджетные риски и повысить эффективность за счет более мобильного и инновационного частного бизнеса.
По уровню развития государственно-частного партнерства наш регион вошел в первую тридцатку субъектов РФ и занял в ЮФО первое место. Хорошую работу провели в городе Ахтубинске, Икрянинском и Красноярском районах. Здесь были объявлены конкурсы на право заключения концессионных соглашений по коммунальной инфраструктуре.
В пяти районах - Ахтубинском, Володарском, Енотаевском, Лиманском, Приволжском - сформированы и опубликованы перечни объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений и соглашений муниципально-частного партнерства. Отмечу, что ряд муниципальных образований пока довольно слабо занимается продвижением нового механизма.
В отношении работы на региональном уровне, в конце прошлого года было подписано концессионное соглашение с «Ростелекомом». Оно касается развития существующей системы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Средства на эти цели привлечены в размере 700 млн рублей. Комплекс появится уже этим летом.
Также довольно успешно механизмы государственно-частного партнерства работают в медицине. Подписано соглашение по крупному проекту - строительству современного центра ПЭТ-КТ для диагностики заболеваний на основе позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии. По второму проекту, столь же важному - созданию центра экстракорпорального оплодотворения, продолжается поиск инвестора. Считаю, что механизмы ГЧП могут быть более широко использованы в социальной сфере, в частности, в культуре и спорте.
Поручаю отраслевым министерствам сосредоточить внимание на изучении положительного опыта регионов-лидеров в сфере развития ГЧП и в обязательном порядке разработать и запустить аналогичные проекты. Муниципальным образованиям - обеспечить ревизию объектов, которые могут быть переданы в муниципально-частное партнерство или концессию.
В этом году переходим на систему оказания комплексной услуги субъектам малого и среднего предпринимательства. Это касается всей сети, составляющей инфраструктуру поддержки бизнеса. Работа будет вестись по принципу связанных процессов – обратился предприниматель, ему предлагают образовательную программу, если это действующее предприятие, рекомендуют провести технологический аудит, разрабатывают проект модернизации.
Далее – оказывают помощь в финансировании: получении займа в центре микрофинансирования, если займа не хватает и предприниматель обращается в коммерческий банк, то подключается залоговый фонд, который дает гарантию под кредитные ресурсы.
Следующее звено – это центр поддержки экспорта, который обеспечивает промоутерскую помощь, выводит продукцию предпринимателя на новые рынки. В качестве примера, только в прошлом году подобным образом было заключено 13 экспортных и 2 международных контракта с представителями бизнеса из КНР и Словакии.
Как площадка «бизнес-бизнесу» работает центр кластерного развития. 130 субъектов малого и среднего предпринимательства являются участниками кластеров туризма, аквакультуры и судостроения. Через кластерные инициативы 5 представителей астраханского малого бизнеса вышли в прошлом году на международный рынок, еще 10 – получили доступ к российскому рынку.
И как видно, в подобных «связках», малое предприятие получает не отдельную услугу, а комплексную поддержку, причем на всех этапах развития своего бизнеса. Даю поручение продолжить практику оказания комплексных услуг для бизнеса и максимально подключать структуры к участию в этом процессе.
Что касается актуальной для предпринимателей имущественной поддержки, доступ малого и среднего бизнеса к государственному и муниципальному имуществу был облегчен. Хорошо поработали в прошлом году и агентство по управлению государственным имуществом, которое дало 86 объектов, и муниципальные образования, которые предоставили 130 объектов. Резервы еще достаточны и главное – не все муниципалитеты к этому процессу подключены. Обращаю внимание, и это, прежде всего, относится к муниципальному звену, на качество предоставляемого имущества.
Даю поручение агентству по управлению государственным имуществом, органам местного самоуправления муниципальных образований продолжить работу по формированию, утверждению и дополнению перечней государственного и муниципального имущества, пригодного для использования бизнесом. В перечень государственного и муниципального имущества должны быть также включены земельные участки.
Нам удалось за короткий промежуток времени охватить сетью многофункциональных центров весь регион. В прошлом году, в частности, открыты бизнес-офис, бизнес-зона и 4 бизнес-окна в филиалах МФЦ по Ленинскому району города Астрахани, а также в Приволжском, Красноярском и Ахтубинском районах. Отмечу, что банковское сообщество стало предлагать свои услуги на площадках многофункциональных центров, что очень удобно для предпринимательства.
Запущена опция «МФЦ для бизнеса» и мы видим, как растет ее популярность: более 110 тысяч услуг для бизнеса оказано через систему МФЦ именно по этой программе. Нам удалось привлечь федеральные средства для создания отдельного центра, который будет обслуживать потребности бизнеса. Там будет развернуто 11 окон, планируем запустить его в третьем квартале. Даю поручение автономному учреждению «МФЦ» и министерству экономического развития, которое его курирует, обеспечить открытие нового центра «МФЦ для бизнеса», продолжить внедрение дополнительных сервисов для предпринимательства, и прежде всего по наиболее востребованным с их стороны услугам.
Очень важно выстраивать обратную связь по всем направлениям инвестиционного сопровождения, которые в регионе реализуются.
В частности, введена отраслевая модель «городская среда», которая представлена на портале Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Здесь систематизирована информация по всем муниципальным программам по благоустройству и развитию населенных пунктов. Подобные отраслевые разделы есть во всех муниципалитетах. Предусмотрена функция обратной связи – организация общественных обсуждений, сбор мнений населения о состоянии городской среды.
Отмечу, что стали поступать инициативы от общественных организаций по озеленению муниципалитетов, созданию парков и скверов. Так, Ассоциация деловых женщин региона в содружестве с Ассоциацией замещающих семей закладывают вдоль Набережной Приволжского затона Аллею семьи. Прошу деловые объединения и предпринимательское сообщество проявить солидарность и активно участвовать в облагораживании наших муниципальных образований, тем более что этот год объявлен годом экологии.
В отношении обратной связи по моему поручению запускается проект «Тайный инвестор». Он покажет наличие «узких мест» в системе государственной поддержки бизнеса, и даст объективное представление о качестве работы по снятию административных барьеров.
Инициатива мобильных консультаций, которую мы назвали «бизнес-неотложка», интересна в районах области, ее реализацию поручаю продолжить. Также рекомендую ФНС, региональным представительствам «Сбербанка России», «Россельхозбанка», «Банка ВТБ - 24» принимать участие в выездах в муниципальные образования.
В сфере развития инноваций был изменен прежний подход «Наука ради науки», стали действовать по принципу «Наука для экономики». Упор делается на кооперацию научного сообщества и бизнеса, коммерциализацию инновационных проектов, внедрение разработок в реальное производство.
Работа по поддержке инноваций способствовала тому, что сектор инновационного предпринимательства играет все более заметную роль в экономике региона. Объем отгруженных инновационных товаров за четыре года вырос с 1 млрд до 9 млрд рублей, число инновационных предприятий увеличилось с 6 до 13%, удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличился также в два раза – с 5 до 10%.
В созданной системе детского инновационного творчества школьники разных возрастов, молодежь приобретают практические навыки инновационной деятельности. В прошлом году был изменен подход к отбору проектов Фонда Бортника программы «УМНИК», в качестве экспертов привлечено бизнес-сообщество.
Сейчас на федеральном уровне прорабатывается законодательная инициатива по созданию экстерриториальных центров «Сколково», в регионе он будет размещен на базе технопарка «Фабрика».
В 2017 году планируется оснастить действующий центр молодежного инновационного творчества новым оборудованием, будет продолжено развитие центров поддержки инноваций.
Бизнес-сообществу рекомендую сформировать конкретные запросы для научных учреждений, Центров молодежного инновационного творчества для разработки прикладных инновационных проектов. Министерство экономического развития призываю оказывать содействие в привлечении финансирования инновационных проектов.
Уважаемые коллеги!
Инвестиционное развитие мы связываем с более широким вовлечением сырьевых ресурсов, импортозамещением и инновациями. Для создания перспектив развития малого бизнеса, нам необходимо целенаправленно готовить профессионалов под потребности региональной экономики, со знанием наличных ресурсов, наших возможностей, особенностей банковской и международной сферы и пр. Особенно актуальна подготовка специалистов под потребности агропромышленного комплекса.
Регион стал участвовать в конкурсах профессионального мастерства Ворлдскилс Россия. Наши молодые профессионалы отличились, получили свои первые, значимые награды.
Высокая потребность в кадрах будет возникать при развертывании особой экономической зоны «Лотос».
На первом этапе здесь будет создано порядка 400 рабочих мест. С учетом привлечения не менее 6 резидентов в этом году (а такую задачу перед управляющей компаний я поставил) потребность в кадрах составит свыше 4 тыс. человек. Развитие особой зоны придаст стимул к инфраструктурному совершенствованию территории присутствия – Наримановского района - и будет обеспечивать загрузку транспортных коридоров.
Считаю важным завершить разработку регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, в котором закрепить практико-ориентированную модель подготовки специалистов и мониторинг качества обучения.
Поручаю министерству образования, агентству занятости населения при поддержке экономического блока и профильных министерств сформировать перспективный прогноз на подготовку специалистов для особой экономической зоны и экономики региона в целом, принять региональный стандарт кадрового обеспечения промышленности.
Уважаемые коллеги и партнеры!
Мы заинтересованы в конструктивном сотрудничестве с бизнесом. Инвестиции, которые направляются в развитие, создают рабочие места, наполняют бюджет, способствуют инфраструктурному совершенствованию муниципальных образований, формируют спрос на потребительском рынке.
2017 год рассматриваю как своего рода плацдарм для поступательного движения вперед. В нем мы, конечно же, будем опираться на многовековой опыт предков, унаследованные от них традиции межнационального согласия и сложившиеся добрососедские отношения с партнерами по Прикаспию.
В этом году мы отмечаем 300-летие Губернии. И основной посыл юбилейных мероприятий – подчеркнуть имидж региона как благоприятной для инвестиций территории, повысить инвестиционную привлекательность, обеспечить развитие туризма, в том числе и делового.
Мы должны помнить о тех людях, которые прославляли нашу землю своим трудом, героизмом, решительностью, чье имя вписано золотыми буквами в историю Астраханской земли.
Ведь именно «Труд, – как точно подметил российский писатель Алексей Николаевич Толстой, – будит в человеке творческие силы».
Особое место среди них занимают представители купеческих династий губернии. И здесь можно вспомнить такие знаменитые фамилии, как Агабабовы, Башкины, Беззубиковы, Вейнеры, Губины, Догадины, Косовы, Лионозовы, Сапожниковы, Тетюшиновы, Франгуловы.
За широкую благотворительность, меценатство и заслуги перед родным краем они по праву носили высокое звание Почетного гражданина.
Уверен, что для современных предпринимателей их умение не только зарабатывать, но и вкладывать в развитие малой Родины немалые средства станет ярким примером ведения социально-ориентированного бизнеса.
А всем же инвесторам и предпринимателям хочу сказать, что мы будем делать все, чтобы создать благоприятные условия ведения дел. И в свою очередь, от вас ожидаем ответственности за выполнение обязательств перед регионом.
Спасибо за внимание!