Лекция Губернатора Астраханской области к 20-летию парламентаризма в Астраханской области «От реформирования к развитию»
Дорогие коллеги, друзья!
В конце года мы отметили 20-летие Конституции нашего государства, поэтому я посчитал целесообразным встретиться с молодежным активом с обзорной лекцией, в которой расскажу вам об основных аспектах управленческого и правового обеспечения процессов реформирования, ставших уже историей, о том, что происходит в настоящее время и перспективах социально-экономического развития Астраханской области.
Вы знаете, что в далеком 1991 году в государстве начался не имеющий аналогов в мировой истории переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночной экономике, к построению демократического общества.
Напомню вам, что командно-административная система — это такая форма организации экономической деятельности, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности, а координация хозяйственной жизни происходит путем централизованного директивного планирования. Управление обществом осуществляется в основном административными методами. До предприятий из единого центра доводят планы работ, выполнение их жестко контролируется.
В те далекие годы я был депутатом Верховного Совета РСФСР и стал непосредственным участником событий, даже защитником Белого Дома.
Необходимость реформ в тот период была абсолютно неизбежна. Прежние принципы управления были исчерпаны. Огосударствление хозяйственной деятельности привело к сверхмонополизации и деформированности структуры экономики, затратному ее характеру, к "ничейной" собственности, отделению работника от результатов производства.
Главным принципом общественного существования было социальное иждивенчество, когда гражданин считал, что государство должно его полностью обеспечить, а от него самого ничего не зависит.
Как следствие, установился крайний товарный дефицит, что привело к необходимости введения талонов на товары первой необходимости, да и их материальное обеспечение было затруднительным. На это накладывались полугодовые задержки по заработной плате, задержки по выплате копеечных пенсий.
Мы существенно начали отставать в развитии от передовых стран с рыночной экономикой.
Уже тогда, до начала реформ, нам было понятно, что изменениям подлежит все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентиры населения, экономические и социальные институты.
При этом было ясно - предстоит сложный переходной период.
Изначальной точкой начала реформ в нашем регионе следует считать становление новых органов регионального управления, когда 28 августа 1991 года Указом Президента России Б.Н. Ельцина была образована администрация Астраханской области.
В логике действия новой структуры был заложен принцип разделения полномочий: с одной стороны, блок управления текущими процессами, с другой - создание новых рыночных механизмов.
Мне было поручено возглавить работу по созданию новых рыночных институтов, а также обеспечить формирование рыночного пространства Астраханской области, выработать новые подходы к управлению регионом, координировать формирование соответствующего законодательного пространства. Но на начальном этапе было необходимо понять последовательность действий. Времени на это практически не было, поэтому процесс осознания решений и оценка их результатов происходили одновременно.
Основа рыночной экономики - частная собственность, поэтому в 1992 году мы начали глобальную приватизацию. Президентом России были определены крайне сжатые сроки, поэтому мне, которому Борис Ельцин поручил проведение этой работы в регионе, пришлось для решения поставленных задач использовать принципы кризисного менеджмента.
Меня часто спрашивают, что такое кризисный менеджмент. Ответ на самом деле прост – сохранить ясность мышления и контроль над процессами в любых ситуациях, даже в тех, где большинство управленцевих теряют. Особенности того периода были в том, что мы никогда не проводили подобных преобразований и не знали, что такое приватизация, разгосударствление, как выстраивать новые экономические отношения, и поэтому намеренно шли на создание кризисных ситуаций, чтобы, решив их, выйти на новый уровень.
Именно таким был процесс управления государственными нововведениями. Мы понимали, что нет настоящих рыночных управленцев, что разрываются хозяйственные связи, что мы выходим на рынок, не имея опыта продвижения продукции, конкурентной борьбы, но преодолеть все это можно было, пройдя через экономику переходного периода.
Важным аспектом было становление предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Отмечу, что здесь точкой отсчета следует считать 26 мая 1988 года, когда был принят закон "О кооперации в СССР", разрешивший кооперативам заниматься любыми, не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Появились кооперативы, которые в ряде случаев показали свою эффективность. Но отсутствие рыночной среды было определяющим препятствием их развития. Отдельно отмечу, что многие из тех, кто прошел школу кооперативного движения, стали успешными предпринимателями, даже политиками, работающими до сих пор.
Уже тогда, в начале девяностых, мы начали создавать систему государственной поддержки предпринимательства. Эта система, пройдя долгий путь развития, эффективно действует и поныне. Во многом благодаря государственной поддержке начали создаваться предприятия малого бизнеса в торговле и сфере услуг, потом в строительстве, в стройиндустрии.
В 90-х начала принципиально меняться структура экономики области. Постепенно вступал в строй наш Газпром и топливная промышленность становилась ведущей отраслью.
Практически сразу после распада СССР мы осознали, что стали приграничной территорией и без движения грузов через регион он станет «тупиком». Начали интенсивное развитие транспортных систем, строительство морского порта в селе Оля. И хотя международная деятельность не входит в полномочия региона, мы начали активную работу по формированию экономического, культурного, дружественного пространства прикаспийских государств.
Одновременно с экономикой формировалась рыночная финансовая система. Происходило это в сложных условиях галопирующей инфляции, приспособить к которой кредитование, инвестирование было практически невозможно. Гиперинфляцию мы пережили. Не хочу, чтобы вы когда-нибудь окунулись в этот процесс. Так в январе 1992 года инфляция достигала 245% , а в целом за год составила 2500%.
Но, несмотря на это, была создана банковская система области, которая действует до сих пор. Уже тогда начала закладываться система государственной поддержки инвестиционных процессов.
В это же время были сформированы налоговая и бюджетная составляющие, основанные на рыночных принципах. Отмечу, что на смену прежним методам жесткого планирования пришло прогнозирование. Так, мы пришли к разработке среднесрочных сценарных прогнозов на год, на основе которых формировался бюджет.
Начало современной законодательной системы было положено принятием 25 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, 20-летие которой мы недавно отметили. Подчеркну, что основной законодательный акт государства все последующие годы оставался практически незыблемым и принципы, установленные в нем, стали нормой жизни не только для властных структур, но и всех россиян.
Конституция определила правовой статус Астраханской области как субъекта Российской Федерации. Было также установлено, что каждый субъект Федерации имеет свой устав и законодательство.
И уже 6 марта 1994 года в соответствии с новой Конституцией астраханцы избрали депутатов нового законодательного органа власти – Астраханского областного Представительного Собрания. Началось создание законодательного пространства области.
В начале 1997 года был принят региональный основной законодательный документ - Устав Астраханской области, определивший принципы организации власти и управления регионом.
Конституция также устанавливала, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. И в области началось создание избирательной системы, 20-летие которой мы также отмечаем в этом году.
Сегодня мы можем говорить, что полностью сформировано правовое обеспечение демократических выборов, действуют необходимые областные и муниципальные избирательные комиссии.
Принятие Конституции было важно и для дальнейшего формирования уже на законодательной основе системы управления социально-экономическими процессами в регионе, поскольку ею разграничивались права собственности, предметы ведения и полномочия между органами федеральной и областной власти.
Конституция также определяла принципы формирования местного самоуправления, которое «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Формирование современного местного самоуправления происходило непросто. На реальные полномочия не было реальных средств. Большая проблема была, и, честно скажу, остается, с кадрами. Конечно, все определяли прямые выборы. Активность населения и кандидатов, которые хотели занять ту или иную должность, была высока, и сегодня, кстати она так же остается. Но зачастую побеждали кандидаты, которые критиковали все и вся, давали абсолютно не реалистичные обязательства. Естественно, потом они их не исполняли и даже не понимали, как это сделать. В итоге страдало население. Но все-таки тогда нам удалось наработать хороший опыт. Он нарабатывался, конечно, с трудом, методом проб и ошибок. Зато в настоящее время руководители муниципалитетов в основном достаточно профессионально оценивают ситуацию и эффективно работают.
В это же время совместно с областными законодателями была создана правовая основа местного самоуправления.
Очень сложные процессы происходили в агропромышленном комплексе. В условиях отсутствия существенной государственной поддержки колхозы и совхозы существовать не смогли. На их смену должны были прийти крестьянско-фермерские хозяйства, ориентированные на реальные потребности населения, но потребительский спрос из-за снижения уровня жизни падал, что усложняло структурные преобразования в сельском хозяйстве. Но и эту проблему нам удалось решить, и сегодня мы имеем адаптированный к рыночным условиям агропромышленный комплекс. Его объемы производства превышают дореформенный уровень. Созданные рабочие места обеспечивают работой сельское население, доля которого также превышает дореформенный уровень.
Сложные проблемы пришлось решать и в социальной сфере. Неизбежный в переходный период спад производства давал о себе знать. Собственных средств было недостаточно для нормального функционирования социальной сферы. Значительна была доля населения с доходами за чертой бедности. Ему требовалась материальная поддержка. При этом многие федеральные полномочия сбрасывались на регионы без соответствующего финансирования. Вместе с законодателями нами была выстроена на правовой основе четкая система социальной поддержки населения, создана страховая медицина. Но не все было так гладко! Развитие социальных отраслей приостановилось.
Постепенно складывалось впечатление, что переходный период мы преодолели – все основные институты рыночной экономики и гражданского общества были созданы и уже действовали.
В то же время в переходный период мы многое потеряли. Пострадало и качество человеческого капитала.
Экономика, неспособная впитывать и производить инновационные продукты, применять современные методы управления, была обречена на постоянное отставание от мировых тенденций.
Программы подготовки профессиональных кадров для отраслей экономики, социальной сферы были оторваны от рынка труда, и мы были не способны целенаправленно обеспечить работниками даже скромные потребности умеренного развития.
Клубок социальных проблем, свойственных для современной России, – пьянство, наркомания, социальное безразличие - был характерен и для нашего региона. Рождаемость существенно отставала от смертности. Численность населения области ежегодно сокращалась и стала меньше миллиона.
Фактически возникла угроза стабильности России на ее южных рубежах. Пассивность могла привести к тому, что наша область стала бы не южными воротами, а «аппендиксом» и «головной болью» государства.
В 2004 году я был всенародно избран Губернатором Астраханской области. Для преодоления комплекса обозначенных выше проблем, а также перехода от реформирования к развитию мною и членами команды было принято решение использовать системный подход. Как это принято при данном подходе, на основе анализа имеющихся ресурсов, проектов и намерений наших постоянных инвесторов началась разработка стратегии развития региона.
Стало ясно, что для управления развитием нужны были иные методы, иная структура власти и новые законодательные акты.
Было решено создать Правительство Астраханской области, на которое возложить управление социально-экономическим развитием области.
Для взаимодействия с институтами гражданского общества, организации диалога власти и населения, а также для планирования и обеспечения деятельности Губернатора была создана Администрация Губернатора.
Все преобразования были отражены в обновленной редакции Устава Астраханской области, соответствующих областных нормативно-правовых актах.
Вновь созданное Правительство области совместно с учеными приступило к разработке Стратегии развития области. И сегодня я благодарен студентам профильных направлений, которые были подключены к этой работе.
Мы посетили все населенные пункты области, обсудили «узкие места» с населением, исследовали, какие ресурсы нам необходимы для дальнейшего развития каждой территории.
Из доступных возможностей был выбран сценарий интенсивного развития, предполагающий формирование принципиально нового ресурсного портфеля и активное привлечение инвестиций.
Была поставлена задача – выдвинуть и реализовать программу сверхускоренного развития региона: «удвоить валовой региональный продукт за три года». Много было экспертной критики, даже от Германа Грефа, тогда Министра экономического развития, который сказал, что эта задача невыполнима. Но практика доказала нашу правоту.
При создании Стратегии на среднесрочную и долгосрочную перспективу учитывались все исторические традиции, геополитические возможности, а также природный и человеческий потенциалы области.
По своей сути Стратегия – это система взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов, внепрограммных мероприятий, обеспечивающая комплексное решение социально-экономических проблем. Основополагающими целями Стратегии стали: повышение уровня и качества жизни населения, ускорение экономического роста, укрепление общенациональной безопасности, создание потенциала будущего развития.
В конечном счете было определено десять основных направлений стратегического развития. Я их перечислю, потому что они не потеряли своей актуальности:
• стимулирование роста добычи газа и нефти в Волго-Каспийском бассейне;
• развитие судостроения с ориентацией на потребности рынка стран Каспия;
• формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния;
• развитие транспортно - логистических структур;
• модернизация агропромышленного комплекса и формирование агрокластера;
• модернизация рыбопромышленного комплекса, обеспечение устойчивости экосистемы, развитие аквакультуры;
• развитие предпринимательской активности граждан;
• формирование туристического кластера;
• развитие агломерации города Астрахани;
• повышение качества государственного управления в регионе и муниципальных образованиях.
Правительство России целиком и полностью одобрило представленные в разработанной нами Стратегии принципы и подходы к территориальному развитию, и перспективы Астраханской области обрели общегосударственное значение. Поддержал нас и Президент России Владимир Владимирович Путин.
Результаты не заставили себя ждать. В принципе экспертные заключения господина Грефа оказались беспочвенны, так как реализация Стратегии с 2005 по 2007 год позволила увеличить валовой региональный продукт в абсолютном выражении в два раза - с 59 млрд в 2004 году до 112 млрд рублей в 2007 году.
Инвестиции в основной капитал за тот же период возросли с 20 млрд рублей до 46 млрд рублей.
Начиная с 2006 года демографическая ситуация в области характеризуется ростом рождаемости и снижением уровня смертности, в том числе детской. Впервые за много лет в июле-декабре 2007 года в области был отмечен естественный прирост населения. Не только материальная поддержка стимулирует рождаемость, главное – у людей появились чувство стабильности и вера в будущее.
На первое января 2008 года население области вновь превысило один миллион человек.
Доходы областного бюджета в 2008 году составили 23 млрд рублей. Это позволило направить в отрасли социальной сферы свыше 8 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем в 2006 году.
В конце 2008 года разыгрался мировой финансовый кризис. Его последствия серьезно угрожали и региональной экономической системе. Для того чтобы их минимизировать, мы перешли на «ручное управление» региональной экономикой. Сделано это было при согласии предпринимательского сообщества, которое понимало, что только совместными усилиями можно найти оптимальное решение выхода из кризиса.
Мной и Правительством области были взяты под контроль наиболее уязвимые финансовые и экономические составляющие, в которых могли проявиться негативные явления.
Особый контроль был установлен над областным бюджетом и финансированием социальных нужд, за деятельностью предприятий, определяющих налоговую базу области. Были приняты особые меры по поддержке малого бизнеса. Нам удалось избежать каких-либо серьезных негативных проявлений, и уже по результатам 2010 года мы по основным финансовым и экономическим индикаторам вернулись к докризисному периоду.
Дальнейшее движение по стратегическим направлениям потребовало активизации законотворческого процесса. Раскрою вам небольшой секрет нашей управленческой кухни. Законы, которые необходимы Правительству области для управления социально-экономическими процессами, им и разрабатываются, а потом я, пользуясь правом законодательной инициативы, вношу их в Думу, где депутаты после изучения этих законов принимают их. Это далеко не формальный процесс, поскольку идет глубокая проработка документов с участием министерств-разработчиков и профильных комитетов Думы. Законотворческую активность количеством принятых актов измерять не совсем корректно, поскольку бывают «простые» Законы, а бывают «сложные», требующие многомесячной проработки.
Отмечу важнейшие тематические блоки законов, которые разрабатываются министерствами и агентствами областного Правительства.
Прежде всего, это формирование областного бюджета, который разрабатывается министерством финансов на основе прогноза министерства экономического развития. Подчеркну, что депутаты на стадии его рассмотрения и принятия принимают самое деятельное участие.
Отмечу важнейший, созданный нами блок законодательных актов, стимулирующих инвестиционные процессы и предпринимательскую деятельность в регионе.
Принят комплекс законов, координирующих деятельность местного самоуправления в регионе.
Важным является принятие нормотворческих документов по социальной сфере, особую значимость составляет комплекс законов, определяющих социальную защиту граждан в регионе. Я благодарен нашим законотворцам, которые представляют различные политические партии, за их реализм. Конечно, политикам хочется популярности, а для этого надо принять какой-нибудь закон, например, увеличивающий социальные выплаты, скажем, в пять раз. Но мы прекрасно понимали, что без учета возможностей бюджета региона такое решение - популизм.
Одним из основных принципов реализации Стратегии является принцип диверсификации экономики. Вы знаете, что международные эксперты критикуют Россию за то, что она «сидит на топливной игле». Да и мы сами прекрасно понимаем, что на игле не усидишь. Но и невозможно представить себе диверсификацию экономики в одночасье. Это сложные процессы, на них необходимо время.
Нам повезло. Регион обладает гигантскими углеводородными запасами, на основе которых сегодня реализуется программа диверсификации экономики. Суть ее в том, что основным «локомотивом» экономики является топливная отрасль, куда приходят основные инвестиционные потоки. Правительство всячески стимулирует развитие смежных отраслей, которые обеспечивают освоение этих инвестиций, таких как судостроение, строительство. Так, на наших верфях собираются буровые платформы, создано производство современных буровых труб, даже будет осуществляться производство специального питания. Рост производства определяет увеличение налоговых доходов, а это – новые возможности для социальной сферы, что, в конечном счете, определяет повышение уровня и качества жизни астраханцев.
За три года активная работа компании ОАО «ЛУКОЙЛ» привела к тому, что стали добывать нефть на шельфе Каспия. В этом году выйдут на объемы добычи в 1,5 млн тонн в год, а в следующем – на 6 млн тонн в год. Но при этом его доля в валом региональном продукте падает за счет того, что возрастает доля обрабатывающих производств, стройиндустрии, малого и среднего бизнеса. А это, естественно, ведет к росту производства, налоговых поступлений. И результат по первому этапу развития региона очевиден.
Валовой региональный продукт вырос более чем в три раза – с 59 млрд рублей в 2004 году до 240 млрд рублей в 2013 году.
Консолидированный бюджет в далеком 2004 году формировался по доходам на уровне 12 млрд рублей. В распоряжении субъекта оставалось порядка 7 млрд рублей бюджетных доходов. В 2013 году консолидированный бюджет по доходам составил 40 млрд рублей, бюджет Астраханской области - 31 млрд рублей. В текущих ценах рост почти пятикратный.
Это наглядная демонстрация того, как «работают» инвестиции. Судите сами, в 2004 году их было 20 млрд рублей, а в 2013 – более 100 млрд рублей.
Большая часть инвестиций сегодня идет в развитие топливно-энергетической инфраструктуры, и, прежде всего, в проекты на Каспии. На шельфе Каспия открыто 8 крупных многопластовых нефтегазоконденсатных месторождений и более 20 перспективных структур.
На месторождении им. Ю.Корчагина действует 12 добывающих скважин, накопленный объем добычи превысил 2,6 млн тонн. В прошлом году приступили к активному обустройству другого крупнейшего месторождения - им. В. Филановского. Объем инвестиций по нему достигнет более 300 млрд рублей, добыча нефти должна начаться к концу 2015 года и составит около 6 млн тонн ежегодно.
На территории области, в Харабалинском районе, открыто месторождение Великое. Оно является одним из крупнейших в России: его запасы составляют 330 млн тонн нефти и 99 млрд м3 растворенного газа. В этом году начинается процесс его обустройства, а также связанных с ним крупных проектов.
Ведется интенсивное наращивание мощностей энергосистемы области. За последние пять – шесть лет введен ряд крупных объектов энергетики. Действует новая электростанция ПГУ-235. Объем инвестиций - десятки миллиардов рублей. Параллельно решались вопросы модернизации электрических подстанций. Эта работа продолжается и сегодня.
Введена в строй новая современная подстанция «Газовая», обеспечивающая электрической энергией потребителей газового комплекса. Выполнен первый этап программы модернизации подстанции «Харабали» напряжением 220/110/10 кВ.
Продолжается строительство электростанции мощностью 44 МВт в ЗАТО Знаменск, блок-станции в порту Оля мощностью 12 МВт.
Взят курс на использование энергосберегающих технологий. Наш регион первый в России начал масштабное использование солнечной энергии. Реализован проект «Солнечный город». Приступили к реализации крупномасштабного инвестиционного проекта по строительству сразу шести объектов солнечной генерации, два из которых будут построены в этом году в Наримановском и Володарском районах. Ведется работа по реализации проектов ветровой энергетики.
Развитию судостроительного кластера региона в первую очередь способствует реализация шельфовых проектов. Почти на 45% увеличены объемы работ в судостроении только за 2013 год. Астраханскими судостроителями выполнено строительство ряда объектов для реализации первого этапа освоения месторождения им. В. Филановского: построены опорные основания ЛСП-1, центральной технологической платформы, райзерного блока и жилого модуля. Данные объекты уже установлены в Каспийском море.
Сдана новая сборочно-монтажная площадка, где будет осуществлена укрупненная сборка верхних строений платформ центральной технологической платформы и верхнего строения жилого модуля для месторождения им. В. Филановского и других перспективных месторождений Северного Каспия.
В значительной степени наше развитие связано с созданием единого экономического и культурного пространства прикаспийских государств. В 2008 году мы проводили международную экономическую конференцию глав прикаспийских государств. В этом году, в октябре, состоится саммит глав прикаспийских государств. К нам приедут пять президентов. Не всякий субъект Федерации может таким похвастаться. С прикаспийскими государствами налажены добрососедские, теплые отношения, и потому совершенно логично провести саммит на нашей территории. Это прекрасный повод обратить внимание на себя, а также важно с позиции привлечения инвестиций, развития делового туризма и пр.
О позитивных результатах в развитии внешнеэкономических связей свидетельствует внешнеторговый оборот, который вырос с 300 млн долл. в 2004 году до 1,3 млрд долл. в 2013 году. Эти данные сопоставимы для сравнения, поскольку даны в твердой мировой валюте. Реальный, более чем четырехкратный прирост говорит сам за себя.
Все последние годы вектор нашего развития направлен на теснейшее взаимодействие с прикаспийскими государствами – у нас и гуманитарные проекты серьезно развиваются, и приграничная торговля. Мы экспортируем медицинские услуги, реализуем образовательные проекты. Около 5,5 тыс. студентов из прикаспийских государств учатся в области. Со всеми государствами – странами Прикаспия налажены экономические отношения: астраханские судостроители строят и ремонтируют суда для казахстанских, туркменских, азербайджанских компаний.
В регионе работают иностранные компании. К примеру, известный мировой бренд - компания «Кнауф» вот уже 16 лет присутствует на нашем рынке, занимается разработкой Баскунчакского месторождения гипса. Сейчас компанией ведется строительство нового завода по производству строительных материалов, который будет сдан в этом году.
Другой мировой бренд - компания «Шлюмберже», занимающаяся обслуживанием нефтегазового оборудования, организует в Наримановском районе большой производственный комплекс для исследования недр не только юга России, но и северных месторождений. Работы по его строительству будут завершены в середине 2014 года. Общий объем инвестиций по проекту составляет 1,2 млрд рублей.
Нам удалось добиться, чтобы они пришли в Астрахань со своей производственной базой. Это большой успех. Другими словами, мировые компании убедились, что в Астраханском регионе безопасно, их деньги будут эффективно работать не только на юге России, но и во всей Российской Федерации.
Компания «Сайпен» - крупнейший международный подрядчик, осуществляющий проекты под ключ в нефтегазовой сфере, - обосновалась в Астрахани и занимается строительством трубопроводов для обустройства месторождения имени В. Филановского.
Сельское хозяйство выступало для нас своеобразным буфером в кризисный период, обеспечивая занятость, давая людям возможность работать на себя. Не случайно именно в кризисный 2009 год мы добились рекордно высокой динамики объемов производства – 20,5%. И это в тот период когда по всей стране объемы сельскохозяйственного производства упали на 15 %.
Благодаря слаженной работе всех категорий хозяйств объем производства сельхозпродукции возрос с 5 млрд рублей в 2004 году до 27 млрд рублей в 2013 году, при этом темп роста ежегодно превышает общероссийские показатели.
На астраханских полях выращено более миллиона тонн овоще-бахчевой продукции и картофеля, по объемам производства овощной продукции Астраханская область заняла 2-е место по России и 1-е место по урожайности сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации.
Достижению высоких показателей способствует накопленный опыт использования высокоэффективных ресурсосберегающих технологий (40 тыс. га посевов или более 50% всей посевной площади обслуживается с использованием высокотехнологичного оборудования, энерго-, водосберегающих технологий орошения, включая капельный метод).
За эти годы удалось провести модернизацию всех социальных отраслей, и прежде всего здравоохранения, где создан кластер сердечно-сосудистой медицины, работают современные травматологические и диагностические центры, развивается мобильная медицина, что особенно важно для отдаленных сельских территорий.
Дальнейшее развитие получила отрасль культуры, где проведена реконструкция музеев, театров, филармонии, построен уникальный театр оперы и балета. Осуществляется глобальная реконструкция главной достопримечательности региона – Астраханского кремля.
Все это открывает прекрасные возможности для развития туризма. Мы создали знаковые места для людей разных национальностей, проживающих в регионе. Это памятники великим представителям этносов - Курмангазы Сагырбаеву, Махтумкули Фраги, Букей-хану.
Создана стилизованная столица Золотой орды – городище Сарай-бату. Уверен, что туризм получит свое дальнейшее развитие в регионе, если мы будем помнить об истории наших предков и продолжим создавать на ее основе интересные туристические маршруты. Тогда люди не только будут приезжать к нам на рыбалку, но и посещать культурно-исторические места.
Для собравшегося в зале студенческого актива особый интерес представляют преобразования в образовательной среде.
Оптимизация профессионального образования осуществляется на основе кластерного метода. Мы его успешно разработали (здесь нужно отдать должное всем руководителям учебных заведений регионального и федерального уровня). В отраслевых образовательно-производственных кластерах организуется эффективное взаимодействие производителей и потребителей квалифицированных кадров в соответствии с конкретными производственными потребностями. Образовано 5 кластеров: сельское хозяйство, промышленность, сервис и туризм, информационно-коммуникационные технологии, строительство.
Особо хочу отметить возрождение в Астрахани доброй традиции – студенческого трудового движения. Ребята из вузов в свободное от учёбы время (между семестрами) вступают в студенческие отряды. Направления работ этих отрядов разные: сельское хозяйство, промышленность, сервис и туризм, информационно-коммуникационные технологии, строительство, рыболовство и рыбоводство и многие другие. Это возможность и лучше узнать свою будущую профессию, и набраться бесценного опыта, работая с профессионалами своего дела, и заработать свои первые трудовые деньги. В прошедшем году в работе студенческих отрядов приняло участие более 6,5 тыс. ребят. Мы всячески будем поддерживать эти направления. Я и сам когда-то состоял в подобных отрядах, и с учетом своего опыта, скажу, что, находясь в отряде, вы и не заметите, как получите знания об основах управления.
Большое внимание наш регион уделяет научно-инновационным проектам. У нас создана система непрерывного мониторинга и поддержки инновационных идей вузов Астраханской области. Ежегодно выделяются гранты на поощрение молодых исследователей, присуждаются Губернаторские стипендии отличившимся в различных областях ребятам, проводятся различные конкурсы и конференции. Только за прошедший год было подготовлено к внедрению более 60 научных разработок. Благодаря нашим талантливым специалистам Астраханская область попала в тройку лидеров по кадровому потенциалу для «Сколково». Вы прекрасно знаете высокий статус этого инновационного центра и понимаете, как почётно для Астрахани быть лидером в этой системе.
Я очень рад, что в нашем регионе прижился и активно развивается межрегиональный форум «СелиАс». Это одна из крупнейших площадок для общения талантливой молодёжи.
На базе Астраханского инженерно-строительного института создан Региональный школьный технопарк, который призван обеспечить выявление и развитие талантливых ребят.
В нашем регионе активно развивается инновационное предпринимательство. Действует технопарк на базе АГТУ, начали свою работу IT-парк, центр молодёжного инновационного творчества. Ежегодно проводится форум «Дни инноваций в Астраханской области», где можно получить экспертное мнение и поддержку, найти инвестора для вашего проекта.
Не стоит также забывать, что студенческая жизнь - это не только образование, наука, стажировки и практика. Это самая яркая пора в жизни человека.
В области сформирована хорошая спортивная база как для занятий профессиональным, так и массовым спортом. Только в 2013 году в нашем регионе было проведено почти 1,5 тысячи спортивных мероприятий. В прошедшем году были открыты вторая и третья очереди спортивно-зрелищного комплекса «Звездный». Плоскостные спортивные сооружения, футбольные поля один за другим появляются в каждом районе области. В 2014 году работу в этом направлении продолжим.
Существенные изменения происходят в сфере государственного управления. Все государственные услуги определяются четкими регламентами, но нареканий много, особенно на чиновников первичного звена, которые являются как бы «тромбом». Поэтому была принята программа оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и с использованием метода «одного окна». Это ограничит субъективное влияние чиновника.
Мы решаем эту задачу через создание многофункциональных центров (МФЦ). Их сегодня 10, работают они в большинстве районов области и города Астрахани. В МФЦ оказывается 135 государственных и муниципальных услуг. За 2013 год оказано 247 тыс. услуг, что на треть больше, чем в 2012 году.
До конца этого года планируем «покрыть» учреждениями, работающими по принципу «одного окна», весь регион и создать удаленные пункты оказания госуслуг во всех малых поселках, чтобы и там люди могли воспользоваться ими в электронном виде. Количество оказываемых услуг будет возрастать по мере готовности самой системы.
Существенное внимание уделяется развитию гражданского общества. Плодотворно работают более 80 координационных и совещательных органов, более 40 региональных отделений политических партий, общественная палата Астраханской области, этноконфессиональный совет. Большое внимание уделяется развитию этнокультурных связей и укреплению межнационального взаимопонимания. Создана экспертная группа по рассмотрению общественных инициатив. Свои инициативы вы можете разместить на портале «Российская общественная инициатива».
Важным направлением деятельности мы считаем диалог власти и населения. Нашу открытость обеспечивает целостная система. Это не только приемы граждан по личным вопросам, рассмотрение их обращений, мы активно используем социальные сети. Чиновники должны слышать критику, обращения населения и выполнять поручения, которые я там же, в сетях, могу им дать.
Несколько лет назад я увидел, что главы муниципалитетов, главы районов, городов редко встречаются с населением, не отчитываются о проделанной работе, не информируют о текущих планах. Это, конечно, не соответствуют моим представлениям о становлении института гражданского общества и самой системы муниципальной власти. Было принято административное решение, и в этом году уже четвертый раз главы муниципалитетов будут публично отчитываться и информировать население о своей работе за полгода и о планах развития того или иного муниципалитета района, города.
Это делается для того, чтобы самоуправление стало таким, например, как в Европе. Я принимаю все вопросы населения, даже мелкие, бытовые. Но если следовать Конституции, то это не полномочия Губернатора. В цивилизованном мире эти проблемы решаются местным самоуправлением. Но пока я понимаю, что система не выстроена так же, как система реагирования избранных должностных лиц, которые не подчиняются фактически никому, кроме народа, который их избрал. Ее еще надо налаживать.
Для меня очень важен диалог с населением. И не только мой, но и моих коллег – глав муниципалитетов. Тогда реализуется краудсорсинг. Что это такое? Это решение определенной задачи с вовлечением того, кто ее ставит. Метод краудсорсинга следует реализовывать и в муниципалитете, потому что перед ними не стоит сложнейших задач, привлечения гигантских инвестиций нет. Да, они участвуют в этом процессе, но они не отвечают напрямую за развитие экономики, промышленности. Они должны обеспечить площадку для реализации простых процессов, которые вместе с населением спокойно выполнят, даже если нет денег. Главное – желание.
Что же нас ожидает в дальнейшем?
У региона большие перспективы. И я этому очень рад, потому что сегодня имею честь управлять процессами их реализации. Завтра придут другие управленцы, и хотелось бы, чтобы это были эффективные управленцы. Та программа, которая была реализована до сегодняшнего момента, дает им колоссальную базу.
В прошлом году Министерство экономического развития России разработало прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны до 2030 года, в котором Астраханской области уделена основополагающая роль в развитии юга России. До 2030 года объем промышленного производства по прогнозу в регионе возрастет в 7,8 раза, а инвестиции - на 348%.
Можно было бы сказать: Вот здорово! Этот прогноз был сделан на основе тех показателей, которых мы с вами достигли, реализуя первый этап Стратегии развития региона. Мы доказали, что действительно можем стать центром притяжения интересов страны на Каспии. Сегодня здесь идут серьезные процессы на шельфе Каспийского моря. Мы являемся перекрестком двух международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», исторически определенных знаменитым Шелковым путем, которым пользовались наши далекие предки. Астрахань сегодня - территория межнационального согласия. Все этносы, проживающие здесь, достаточно комфортно себя чувствуют.
Сегодня мы ставим перед собой глобальные задачи: довести валовой региональный продукт до 500 млрд рублей и получить 100-миллиардный бюджет. Эти задачи постепенно становятся реальностью. Здесь мы опираемся и на прогнозы, которые представило Правительство России.
Для достижения поставленных целевых установок нам необходимо создание свободной экономической зоны промышленно-производственного назначения. Еще пять лет назад подобное предложение было бы «фатально глупым».
Но сегодня на своей производственной базе мы выпускаем значительную долю объектов обустройства для шельфовых проектов не только российских компаний, но и прикаспийских государств. При этом силовое, энергетическое оборудование, краны, голландскую дноуглубительную технику мы покупаем за рубежом, потому что пока российские промышленники не способны их производить.
Поэтому мы вышли с предложением к Правительству Российской Федерации создать промышленно-производственную особую экономическую зону на территории Астраханской области и пригласить иностранные компании в регион, чтобы они создали здесь свое производство для снижения издержек. Им это будет выгодно, потому что их оборудование не будет облагаться таможенными пошлинами. Мы будем работать не только на нашу область, но и на весь Прикаспийский регион. В этом и заключается реализация государственных интересов на каспийском направлении.
Сейчас идет проработка этого вопроса. Проект кардинально изменит промышленность региона. Мы уже провели переговоры с 19 крупнейшими мировыми компаниями, такими как швейцарская машиностроительная компания Liebherr, германский транснациональный концерн Siemens, которые заинтересованы войти в наш проект. Это, конечно, создание высококвалифицированных рабочих места для вас - будущих специалистов.
Программа реализации напрямую связана с решением задач диверсификации экономики и развития малого предпринимательства, которое в течение 3 лет составит до 50 % объемов валового регионального продукта. На сегодняшний день эта доля составляет 34%. Крупные компании, работающие в регионе, реализуют свои проекты, но не занимаются мелкими проектами. Здесь должен соблюдаться принцип: часть процессинга, обслуживающая и обеспечивающая операции будут отдаваться на аутсорсинг и далее «подхватываться» предпринимателями.
Я убежден, что малый и средний бизнес в Астраханской области будет развиваться достаточно эффективно.
Дорогие друзья! Сегодня на ваших глазах формируется будущее региона, и его основными деятельными участниками являетесь вы – наш молодежный актив. Перед вами открываются беспрецедентные возможности.
Я желаю, чтобы вы в своей дальнейшей деятельности следили за информацией и определяли, где и на каких направлениях сможете себя проявить. Нам с вами предстоит огромная совместная работа - сделать так, чтобы открывающиеся перспективы стали вашим достоянием!
19.02.02014г.