Послание Губернатора Астраханской области А.А. Жилкина
Послание Губернатора Астраханской области А.А. Жилкина
Думе Астраханской области и исполнительным органам государственной власти
«Инвестиционный климат и инвестиционная политика Астраханской
области на 2013 год»
01.03.2013
Уважаемые коллеги!
Сегодня я представляю вам принципиально новый документ – Инвестиционное послание, которое отражает сложившийся инвестиционный климат в регионе и определяет инвестиционную политику на 2013 год и среднесрочную перспективу.
Необходимость подготовки Послания продиктована логикой нашего системного подхода к развитию региона, который, как вы знаете, задан действующей Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года. Прошедший 2012 год можно считать началом второго этапа ее реализации, который определил его стартовые условия и обозначил главные цели на ближайшие пять лет.
Как у нас принято, цели эти амбициозные, я понимаю очень сложные, и главное условие их воплощения – это формирование инвестиционного потока, необходимого для достижения намеченных макропоказателей.
Следуя практике нашей долгосрочной совместной деятельности, мы сохраняем командный принцип работы. Команда, которой предстоит решать поставленные задачи, это не команда Правительства, а команда представленная всеми категориями общественных, политических, хозяйствующих, экономических и административных институтов, представленных в этом зале и тех, кто нас сегодня будет слушать или читать. собрана в основном в этом зале. Здесь находятся основные действующие лица - предприниматели, которым предстоит непосредственно заниматься освоением инвестиций, превращая их в новые основные фонды, рабочие места и, безусловно, в продукцию и услуги.
Здесь же присутствуют законодатели, от которых во многом зависит нормативно-правовое обеспечение благоприятного инвестиционного климата.
Управлять, координировать командную деятельность будет Правительство Астраханской области в тесном взаимодействии с главами местного самоуправления.
Не могу не отметить, что незримо среди нас присутствует Президент России В.В. Путин, который неоднократно подчеркивал стратегическую значимость нашего региона для России и лично оказывал поддержку в решении глобальных проблем нашего становления в Каспийском экономико-политическом пространстве.
В результате реализации первого этапа нашей Стратегии произошли принципиальные изменения социально-экономического пространства области. Валовой региональный продукт в 2012 году впервые превысил рубеж в 200 млрд рублей и вырос за год более чем на 9%. Освежу вашу память в 2006 году валовой региональный продукт был всего 50 млрд рублей.
Подчеркну, что по всем экономическим показателям темпы роста в регионе в прошлом году были существенно выше среднероссийских. Например, по ВРП - более чем в 2,5 раза (ВВП по России - рост на 3,4%) у нас 9%. Ускоренное развитие отмечается практически во всех основных отраслях.
Как и на первом этапе, «локомотивом» ускоренного развития выступает промышленность. Именно здесь в 2012 году произошел основной рывок. Объемы промышленного производства за год возросли более чем на четверть. Неслучайно область заняла второе место в Российской Федерации по темпам промышленного производства. Забегая несколько вперед, отмечу, что на втором этапе реализации Стратегии рабочими темпами должен стать 30-ти процентный прирост индекса промышленного производства, на который мы должны выйти уже в 2013 году.
Экономический рост базируется на созданной системе привлечения инвестиций. В экономике Астраханской области за пять лет их объем составил более 340 млрд рублей. И это учитывая, что 2,5 года вся страна, весь мир находился в жесточайшем финансово-экономическом кризисе. В 2012 году в основной капитал области было вложено около 82 млрд рублей. Это на 20 млрд больше, чем в 2011 году. Сегодня инвестиционную базу регионального развития составляют более 200 крупных проектов, уже полностью просчитанных, на которые мы делаем ставку, стоимостью около 10 млрд долларов.
Особо отмечу то, что доля инвестиций в ВРП - более 40%, что в два раза превышает среднероссийский уровень (в Российской Федерации - 19,8%). Закономерно, что Астраханская область находится в десятке лучших субъектов Федерации по показателям экономического и социального развития. Мы постоянно повышаем свой социально-экономический рейтинг среди российских регионов.
Высокую инвестиционную привлекательность нашего региона подтверждает и рейтинговая оценка ведущих российских и международных агентств. В инвестиционном рейтинге российского бизнес-журнала «Эксперт» Астраханская область входит в первую тридцатку регионов по инвестиционному климату и инвестиционному риску (среди 83 субъектов Российской Федерации). Подобный рейтинг подтверждает и авторитетный журнал Forbes.
Около трети инвестиций (100 млрдруб.) вложено в добычу полезных ископаемых. Наша область признана перспективной для реализации крупнейших проектов освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газо- и нефте- добывающего центра России. За пять лет объемы производства в этой отрасли выросли более чем в 4 раза. Это дало существенные дополнительные налоговые доходы в региональный бюджет и позволило решить ряд важнейших социальных проблем нашего региона.
Отрасль обеспечивает наибольшие темпы роста объемов основных фондов – за 4 года их стоимость возросла почти в 10 раз.
При этом нами реализуется принцип диверсификационного развития экономики, где доля топливно-энергетического комплекса в ВРП постоянно снижается за счет опережающего развития иных отраслей.
Получается так, что ТЭК создает возможности для притока инвестиций в смежных отраслях обрабатывающей промышленности. Примером являются все отрасли, в том числе судостроение. Но ярким примером явился, построенный в конце прошлого года, уникальный завод по нанесению утяжеляющего защитного бетонного покрытия и изоляции трубопроводов, холдингом «Балластные трубопроводы СВАП».
По сути ТЭК для нас сегодня является «форсированным инвестиционным двигателем», обеспечивающим обновление производственной базы региона.
Новый пример. Сегодня утром дан старт строительства завода по сжижению газа, который не просто даст новый продукт или более высокую глубину переработки нашего природного богатства, но и на другой уровень развития и загрузки выводит, к примеру, Астраханский тепловозоремонтный завод.
Выход на новый технологический уровень промышленной базы нашего региона обеспечивается реализацией проектов, связанных с нефтесервисным обслуживанием и выпуском необходимого оборудования. Это проекты создания центра производственной базы компании «Шлюмберже», развития инфраструктуры и производства оборудования, необходимых для транспортировки добычи углеводородного сырья на Каспии. По этому поводу будет проведено специальное совещание в апреле Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым у нас в регионе.
Инвестиционную привлекательность области во многом обеспечивает развитость ее энергосистемы. За последние годы нам удалось сделать существенный рывок в ее модернизации. Общий объем средств, вложенных за 5 лет в развитие ресурсоснабжающей инфраструктуры нашего региона, составил около 20 млрд рублей. Но работа продолжается.
Мы должны наращивать свои усилия потому, что темпы потребления электрической энергии по прошлому году или рост их потребления составил 8,8%. Это очень опасные темпы роста при существующей энергосистеме и возможностях ее пропуска, потому что безопасно, когда этот показатель составляет где-то 3 – 4%. Наши темпы - это что-то запредельное. Потому необходимо формировать проекты, которые бы обеспечивали ускоренное развитие энергосистемы. Над этим мы сейчас усиленно работаем. В этом году, я полагаю, у нас рост составит 10%. Об этом мы говорили с Министром энергетики Александром Валентиновичем Новаком, потому что здесь нужна будет поддержка Правительства Российской Федерации с точки зрения направления инвестиционных ресурсов в действующую систему.
Сельское хозяйство и овощеперерабатывающая промышленность стали стартовыми площадками ряда важнейших инвестиционных проектов, которые позволили выйти на рекордные результаты. Но, научится просто выращивать 1 миллион 300 тысяч тонн или даже 1,5 миллиона тонн – это уже не проблема. Самое главное, чтобы получить эффект необходимо правильно и круглогодично ее реализовывать и перерабатывать. Над этим мы сейчас и работаем. Достаточно серьезная база уже создана. Это 40 современных овощехранилищ, 4 оптово-распределительных центра.
Инвестиции в крупнейшие инфраструктурные проекты, связанные с развитием нашей транспортной и информационной системы, за пять лет превысили 80 млрд рублей.
Важнейшим направлением инвестиционной деятельности являются вложения в развитие человеческого капитала и социальной сферы, в повышение объемов и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.
Специалистам хорошо известно, что качество социальной среды определяет один из базовых показателей оценки инвестиционного климата региона.
Поэтому, за 2008-2012 годы в развитие социальной сферы Астраханской области вложено более 27 млрд руб. инвестиций в основной капитал. Не буду утруждать вас перечислением введенных объектов, вы их прекрасно знаете. Но коротко скажу о конечных результатах.
За эти годы была создана высокотехнологичная отрасль здравоохранения, которая является одной из самых современных на юге России и в Прикаспии. Хорошо, что к нам стремятся на лечение из других регионов. Важно использовать созданный потенциал для дальнейшего привлечения средств на развитие, в том числе с увеличением платных услуг и самоокупаемости действующих основных фондов.
Социальный эффект этих вложений трудно переоценить. Мы сумели переломить демографическую ситуацию, выйти из пресловутого «российского креста», и уже четыре года мы имеем естественный прирост населения, которого не было с 1990 года. В прошедшем году естественный прирост населения достиг рекордной величины - 2,5 тысячи человек. Увеличивается рождаемость. Повышается продолжительность жизни. Она уже за этот период повысилась на 5,2 года.
Следует понимать, что средства, которые направляются на восстановление культурного наследия, строительство театров, капитальный ремонт музеев, картинных галерей, – это непосредственное улучшение материальной базы туризма, привлечение к нам деловых людей, а значит создание дополнительных инвестиционных возможностей.
За прошедшие годы в регионе создан действенный механизм привлечения инвестиций. Мы используем максимум средств, которые допускает законодательство: это государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности, налоговые льготы, созданная инфраструктура поддержки инвесторов. Объем инвестиционных проектов, реализованных при непосредственной поддержке Правительства Астраханской области, превысил за последние годы 70 млрд рублей.
Приход в регион крупных стратегических инвесторов (Лукойл, Шлюмберже и др.) демонстрирует эффективность действующей системы налоговых преференций.
Я благодарю наш депутатский корпус за то, что в 2012 году мы вместе с вами приняли изменения в законодательство, целью которых было оказание содействия реализации крупнейших проектов по освоению нефтяных месторождений на шельфе Каспия. Была создана специальная стимулирующая система налогообложения: почти в 2 раза понижена ставка налога на имущество независимо от расчетного срока окупаемости. Таким образом, мы предоставили инвесторам возможность долгосрочно планировать свою работу в стабильных налоговых условиях. Учитывая, что этот проект сверх дорогой, потому что он работает по принципу нулевого воздействия на окружающую среду. И отдача произошла мгновенно. Только за счет компании Лукойл мы увеличили свою доходную базу в прошлом году почти на 3 млрд.
При активном участии бизнеса реализуется Стандарт деятельности исполнительных органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Астраханская область вошла в число 11 пилотных регионов по реализации Стандарта, который стал фактически сводом лучшей практики инвестиционной политики регионов.
Что касается конкретных примеров по исполнению требований Стандарта, отмечу, что в целях обеспечения учета мнений заинтересованных групп на стадии подготовки нормативных правовых актов внедрен институт оценки регулирующего воздействия. Он позволяет в первую очередь оценить возможные последствия принятия нормативных правовых решений. Введение данной оценки вывело процесс проектирования нормативной правовой базы за пределы ведомственных кабинетов, создало эффективную площадку для обсуждений с представителями бизнеса. Эта практика сегодня крайне востребована, прежде всего предпринимательским сообществом.
В целях снижения административных барьеров внедрены стандарты государственных услуг, принят единый регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории Астраханской области, по принципу «одного окна».
Успешно функционирует сайт инвестиционных предложений. Разработан план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Астраханской области, который преобразован в интерактивную карту. Это позволило создать открытую базу данных для инвесторов, которая дает оценку текущих возможностей обеспечения инфраструктурой и ее развития со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Сегодня такая практика отрытого планирования инфраструктуры в привязке к конкретным инвестиционным проектам внедряется только в 11 регионах страны.
Создан специализированный орган государственной власти, осуществляющий единую координационную функцию, - агентство инвестиционного развития Астраханской области. Кстати, хочу сказать, что молодые специалисты, которые вели эту работу на начальном этапе, сегодня трудятся в инвестиционном агентстве российского масштаба, чем я очень горжусь.
Успешно функционируют созданные Правительством Астраханской области структуры, обеспечивающие прямое финансирование и предоставление гарантий для реализации инвестиционных проектов. Сегодня объем поручительств, выданных Астраханским залоговым фондом, приближается к 1 млрд рублей. Эти гарантии позволили привлечь дополнительно почти 1,5 млрд рублей кредитных ресурсов. Астраханский фонд поддержки малого и среднего бизнеса обеспечивает возможности реализации бизнес-проектов на начальной стадии, предоставляя средства под идею и решение. Его работа обеспечила реализацию более 300 бизнес-предложений.
Создана и успешно развивается сеть организационной и имущественной поддержки, как отдельных предприятий, так и целых кластеров, которая включает бизнес-инкубаторы, многофункциональные центры, технопарки. Центр кластерного развития обеспечивает выстраивание эффективного взаимодействия между всеми участниками бизнес-системы. Евро Инфо Корреспондентский Центр и Центр координации поддержки экспортного развития оказывают поддержку в поиске деловых партнеров и инвесторов, в установлении и развитии взаимного делового сотрудничества. Прежде всего, помощь получает астраханская высокотехнологичная продукция, которая, я уверен, способна достойно конкурировать на мировом рынке.
За три предстоящие года информационные центры, бизнес-инкубаторы и многофункциональные центры будут созданы во всех районах области.
Развиваются территории комплексного развития, обеспеченные подъездными магистралями, линиями электропередач, электростанциями, водопроводами. Полностью укомплектовали 2 площадки: одна планируется под реализацию агропромышленных проектов (ТКР в п. Алча Красноярского района), другая предполагает организацию разных видов хозяйственной деятельности (ТКР смешанного типа в Ленинском районе г. Астрахани, «Заболдинский»). Подготовлены и обеспечены соответствующей инфраструктурой земельные участки для строительства жилых домов в районах области. Такие зоны ускоренного развития будут созданы в каждом районе в течение текущего года.
Налажена и стандартизирована процедура работы органов государственной власти с банковскими структурами, институтами развития при продвижении проектов.
При решении вопросов инвестиционной политики нашего региона мы находимся в постоянном диалоге с представителями бизнеса и общественности. Сегодня сами предприниматели формулируют требования к административным, инвестиционным и другим процедурам, то есть создание благоприятной деловой среды – это партнёрский проект государства, бизнеса и общества. С участием представителей бизнеса проходит обсуждение ключевых параметров инвестиционной политики, принятие важнейших нормативных правовых актов.
В целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Астраханской области создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области.
Мы стремимся не просто к увеличению объема инвестиций, а к повышению эффективности вложений, стимулированию инноваций и обновлению технологии. В осуществлении этой цели мы опираемся на активный, творческий класс людей, на тех, кто хочет конвертировать свои знания и способности в проекты развития, в создание современных высокотехнологичных компаний.
Сегодня в Астраханской области созданы условия для «умных» инвестиций в развитие высоких технологий. В рамках программы развития инновационно-активного малого и среднего предпринимательства оказывается поддержка тем, кто предлагает четкие и конкретные проекты, смысл которых – создание новых продуктов и новых технологий.
Только в 2012 году при бюджетной поддержке 6 компаний запустили инновационные проекты. Всего в 2012 году малыми инновационными предприятиями было реализовано более 50 инновационных проектов. На сегодняшний день на территории Астраханской области созданы и функционируют 223 инновационных предприятия, в большей степени, созданные при активной поддержке основных вузов региона, 5 инновационных астраханских компаний являются резидентами фонда «Сколково».
Уважаемые коллеги! Второй этап экономического развития характеризуется конкретными макроэкономическими показателями, которые я считаю необходимым закрепить в данном Послании как ориентир и как задачу.
Дальнейшее повышения благосостояния астраханцев непосредственно связано с существенным увеличением регионального бюджета. Это, в свою очередь, определяет, что при сохранении налоговой нагрузки на экономику валовой региональный продукт должен достигнуть к 2017 году порядка 400-450 млрд рублей. Это значит, мы должны практически в два раза за 5 лет его увеличить. Для это нам предстоит привлечь и освоить один триллион инвестиций, сохранив долю инвестиций в валовом региональном продукте на уровне не менее 45-50% в год. Это необходимо для программы ускоренного развития. И это не прожект. Достигнутые соглашения с ведущими компаниями, работающими в регионе, нашими партнерами, подтверждают реальность этих цифр.
Но всем нам предстоит серьезно поработать. Что же необходимо сделать?
Начну со строительства - отрасли, которая неразрывно связана с освоением инвестиций. Всего за 2012 год объем строительно-монтажных работ составил 22 млрд руб. или примерно четверть от вложенных в экономику инвестиций.
Это нормальная пропорция, которая, скорее всего, сохранится. Следовательно, через 3 года строительная индустрия должна обеспечивать объем строймонтажных работ составит не менее 50 млрд руб. в год. И это минимальные объемы без учета намечающегося существенного роста жилищного строительства, которое уже в этом году мы планируем увеличить на 30%.
Еще более значительные темпы роста определены в дорожном строительстве. В 2012 году здесь было освоено 2,8 млрд рублей инвестиций. В 2013 году планируется 5 млрд рублей.
Думаю, что по мере строительства крупных объектов, таких как северный обход города Астрахани и мост через реку Волга, объем освоения инвестиций будет кратно возрастать и министерству строительства и дорожного хозяйства придется напряженно поработать.
Поручаю министерству строительства и дорожного хозяйства,
- подготовить программу развития и технического перевооружения отрасли в соответствии с намечаемым резким увеличением объема инвестиционных вложений, включая денежные вложения населения в жилищное строительство;
- изучить кадровое обеспечение стоящих задач, определить потребности в кадрах и возможность их подготовки.
Обращаюсь к предпринимательскому корпусу. Тот инвестиционный рост, который мы сегодня намечаем, создает принципиально новые возможности для бизнеса. Все наши намерения будут максимально открыты. Я дал указания размещать их на сайтах минэкономразвития и отраслевых министерств. Я приглашаю вас к активному участию в проектах.
Особо хочу обратиться к представителям малого и среднего бизнеса, которые не должны потеряться в этой программе. С вашей деятельностью я связываю освоение сравнительно небольших инвестиций, которые при успешном развитии могут существенно возрасти.
Где основные точки вашего применения? Это сфера услуг во всех муниципальных образованиях. Поручения главам уже даны, и они сегодня готовят свободные ниши для инициативных предпринимателей, туризм, например, сельский, небольшие производства на основе местного сырья и, конечно, инновационный бизнес, который должен стать особо привлекательным для молодых предпринимателей.
Объем поддержки малого бизнеса в 2012 году составил более 240 млн рублей, в том числе в рамках подпрограмм развития инновационного и экспортно ориентированного предпринимательства - 60 млн рублей. На 2013 год предусмотрено более чем полуторакратное увеличение объемов финансирования. Это не много, но не надо забывать, что эти средства имеют мультипликационный эффект. Практика показывает, что на рубль государственных вложений можно привлечь не менее 10 рублей частных, поскольку государственная поддержка определяет эффективность проекта, возможность его реализации и свою заинтересованность в нем.
Я также даю указание министерству экономического развития, министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов, министерству строительства, министерству сельского хозяйства Астраханской области ускорить создание территорий комплексного развития, обеспеченных подъездными магистралями, линиями электропередач, водопроводами. Они уже есть, но их пока мало. И главное, предприниматели должны знать, как их использовать в своем бизнесе.
Еще раз напоминаю, что мною поставлена конкретная задача - в ближайшие три года довести долю малого и среднего бизнеса до 50 % в ВРП. На сегодняшний день, по итогам 2012 года она составляет 31%. Это много по сравнению с другими регионами, но мы ставим максимальные задачи.
Я хочу специально обратить ваше внимание на то, что и административная среда, и площадки с инфраструктурой для реализации проектов – это в большей степени относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент отметил, что «нам нужна своего рода инвестиционная карта России, необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства..». Это решение инвестора во многом, конечно, будет зависеть от деятельности муниципальных образований, на территории которых предполагается реализовать проект, от их желания изменить вектор развития своих территорий, от готовности брать на себя инициативу и ответственность.
Ни инвестиционные льготы, ни активная инвестиционная политика региональных властей не будут эффективными, если инвестор, приходя на территорию муниципалитета, сталкивается с волокитой, представлением недостоверной информации, некачественным выполнением своих обязательств при выделении земельного участка, оформлении необходимых документов и решении других вопросов.
Сейчас идет активная работа с органами местного самоуправления по подготовке стандарта по улучшению инвестиционного климата в каждом муниципальном образовании. В целях его внедрения мы ставим перед собой задачи создать новые условия для улучшения бизнес-климата, повышения инвестиционной привлекательности территорий и снижения административных барьеров.
В каждом муниципальном образовании, подчеркиваю в каждом, должна быть принята четкая программа улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов, а также применяться лучшая региональная практика. Мы понимаем, что это требует значительных финансовых вливаний, поэтому готовы помогать, но только тем, кто сам готов включиться в эту работу: формировать земельные участки, разрабатывать проектно-сметную документацию.
Считаю целесообразным рекомендовать органам местного самоуправления создать в каждом муниципальном образовании специальные рабочие группы, функциями которых будут обеспечение благоприятных условий делового климата, привлечение и сопровождение инвестпроектов. Сопредседателями этих групп должны стать члены Правительства Астраханской области и главы муниципальных образований.
Необходимо найти дополнительные стимулы для привлечения бизнеса на сельские территории с целью максимального использования их ресурсного потенциала.
Я поручаю министерству экономического развития и агентству инвестиционного развития Астраханской области проработать действенный механизм предоставления дополнительных мер государственной поддержки для предпринимателей, принявших решение развивать свою деятельность в сельских районах региона.
Также агентству необходимо продолжить работу по развитию информационных интерактивных ресурсов области, отражающих все инвестиционные площадки, объекты инженерной и социальной инфраструктуры. От того, насколько качественно там будет представлена каждая территория, во многом будет зависеть эффективность дальнейшей работы.
Хочу уточнить, что с отраслевых министерств никто не снимает задачу привлечения в свой сектор экономики прямых инвестиций. Эта работа должна продолжаться в рамках действующих механизмов (реализация индикативного плана, закрепление персональной ответственности за обеспечение эффективных условий работы для инвестора по конкретному проекту и др.).
В самое ближайшее время министерству экономического развития с отраслевиками следует подготовить ставший уже традиционным индикативный план на 2013 год, предусматривающий 130% рост объемов производства и соответствующий прирост инвестиций. Поручаю исполнительным органам государственной власти обеспечить его исполнение.
На территории области создается особая экономическая зона. Я думаю, что в конце квартала такое решение будет принято Правительством, потому что все соглашения уже подписаны. Как показывает мировая практика, это эффективный инструмент привлечения инвестиций. Уже есть предложения о создании в этой зоне ряда производств. Нам надо четко понять правила их отбора. И вообще, я считаю, что поддержка предприятий должна осуществляться исходя из четко установленных приоритетов промышленной политики. Поручаю министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области разработать ее концепцию с учетом формирования кластеров и использования возможностей создаваемой на территории Астраханского региона особойэкономической зоны, а также предложений промышленных предприятий.
Реализацию нашей инвестиционной политики нам придется осуществлять в основном на имеющемся трудовом потенциале с незначительным привлечением работников из других регионов. При этом фактически предстоит увеличить производительность труда за этот период в два раза. Если за этот период мы этого не сделаем, то мы будем не конкурентоспособны на рынке услуг, которые мы можем оказывать. Это достаточно непростая задача будет решаться за счет внедрения современных технологий и методов организации труда. Это означает необходимость подготовки высокопрофессиональных кадров и современных менеджеров. Также предстоит изменение структуры производства в направлении отраслей с более высокой производительностью труда.
Для этого в регионе должна быть сформирована система профессионального образования, не просто учитывающая потребности инвесторов и предприятий, а ориентированная на них. Эта работа ведется, но эффективность ее остается пока недостаточной. Основная проблема профессионального образования – несоответствие образовательных программ реальным и перспективным потребностям экономики региона. Особенно это касается программ профессионального уровня.
Необходима разработка региональной стратегии развития профессионального образования, сфокусированной на текущих и перспективных потребностях ключевых секторов и кластеров. Стратегия должна включать повышение доступности и качества образовательных программ, развитие инфраструктуры сотрудничества с бизнесом, совершенствование управления отдельными образовательными организациями, оптимизация сети. Необходимы сквозные образовательные программы, разработанные с ключевыми предприятиями, и системы карьерного планирования, начиная со школьной скамьи, системы профессиональной сертификации и независимой оценки.
Поручаю министерству образования и науки Астраханской области подготовить стратегию профессионального образования, соответствующую направлениям инвестиционного развития.
Поручаю также министерству социального развития и труда Астраханской области совместно с министерством образования и науки Астраханской области обеспечить подготовку прогноза потребностей регионального рынка труда, основанного на изучении потребностей инвесторов, а также разработать регламент ежегодного проведения данной работы. Прогноз должен разрабатываться совместно с экспертами, представителями субъектов предпринимательской деятельности на срок не менее 7 лет.
Решение поставленных задач невозможно без дальнейшего развития социальной сферы. Мы должны продолжить работу по превращению Астраханской области в современный европейский регион. Развитая социальная, культурная база прямо соотносится с инвестиционным потенциалом области.
Считается, что социальная сфера - это территория государственных инвестиций. Эти взгляды давно устарели. Практика показывает, что достаточно успешно работает механизм социально ориентированного бизнеса в социальной сфере при включении механизма государственно-частного партнерства.
Примером являются проекты строительства детских садов, создания высокотехнологичного травматологического центра диагностики и реабилитации с применением механизма государственно-частного партнерства.
Хочу особо подчеркнуть, что механизм государственно-частного партнерства должен заработать в полной мере. Предпосылки для этого созданы: разработан региональный закон, регламентирующий участие Астраханской области в государственно-частном партнерстве, разрабатываются сейчас подзаконные акты, которые позволят в полной мере запустить механизм и решать с его помощью важные социальные задачи. В свою очередь, работающий механизм государственно-частного партнерства станет сигналом для частных инвестиций. Это фраза отнесена к органам государственной власти, как исполнительного, так и законодательного уровня.
В связи с этим поручаю каждому министерству и ведомству социальной сферы обеспечить запуск в 2013 году не менее двух проектов социального предпринимательства. Их количество является индикатором модернизации соответствующей отрасли. Такие проекты создают точки роста, вокруг которых формируются не только новые предприятия, новый уровень социальных услуг, но и особые общественные отношения.
Важно определить эффективность капиталовложений в социальные проекты: не только насколько они полезны для создания комфортной среды обитания астраханцев, но какой экономический эффект они приносят. Это будет также способствовать созданию новых форм привлечения инвестиций в социальные проекты.
Одной из главных задач является раскрытие инвестиционного потенциала региона, его привлекательности для инвесторов. Ведь какие бы замечательные условия мы не создавали для ведения бизнеса, все это будет бесполезно, если об этом никто не будет знать, кроме нас. В связи с этим в 2013 году необходимо продолжить активную выставочно-ярмарочную деятельность, участие во всевозможных форумах, конференциях, симпозиумах. При этом следует усилить эти мероприятия информационным продвижениям региона и поддержкой со стороны региональных и центральных СМИ. Даю поручение своему управлению пресс-службы и информации приступить к реализации программы создания и продвижения бренда области.
Уважаемые друзья, вот те основные направления, которые должны стать основой инвестиционной политики Астраханской области на текущий год и ближайшую средневзвешенную перспективу. В результате мы должны построить качественно новую систему работы с инвесторами и модернизировать механизм инвестиционного развития региона.
В итоге мы получим то, к чему и стремимся. Мы создадим одни из самых комфортных в стране условий для проживания населения и тех людей, которые сюда будут приезжать. Наш регион должен быть не первым среди средних, а лучшим среди лучших.