Ежегодное инвестиционное послание Губернатора Астраханской области А.А.Жилкина
«Инвестиционный климат и инвестиционная политика
Астраханской области на 2014 год»
Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию инвестиционное послание. Его целью является активизация и консолидация усилий всех участников инвестиционного процесса. В их число входят областное Правительство, местное самоуправление, законодатели, а главное бизнес-сообщество, которое формирует бизнес-проекты и воплощает их в реальность. Наша текущая общая задача - привлечение средств, необходимых для реализации Стратегии социально-экономического развития региона.
Место нашей сегодняшней встречи выбрано неслучайно. Мы находимся на заводе «Красные Баррикады», который строит нефтяные платформы, обеспечивает освоение российского шельфа Каспия. Здесь много лет осуществляется модернизация производства, сформирован высокопрофессиональный коллектив: инженеры, менеджеры, рабочие. Заказы исполняются в срок и качественно. Все это обеспечивает высокую конкурентоспособность и позволяет стабильно получать новые, выгодные заказы. Замечу, все это - рецепт предприятия, постоянного участника инвестиционного процесса в регионе.
Именно благодаря таким производствам экономика региона ряд лет стабильно развивается высокими темпами.
Так в прошедшем 2013 году все основные намеченные региональные макроэкономические показатели были достигнуты. Объем инвестиций в экономику и социальную сферу региона по итогам года превысил планку в 115 млрд рублей, что на 37% выше уровня 2012 года.
Валовой региональный продукт приблизился к отметке 245 млрд рублей и вырос на четверть. На протяжении многих лет сохраняется высокая доля инвестиций в ВРП, которая превышает 40%. Это свойство быстро развивающихся регионов. Закономерно, что объем промышленного производства в прошлом году увеличился на четверть.
Сектор малого и среднего предпринимательства демонстрирует опережающую активность в ряде стратегических направлений нашей экономики. Удельный вес малого и среднего бизнеса в ВРП составляет 35%. Это соответствует европейскому уровню.
В области сформировано двенадцать саморазвивающихся кластеров, обеспечивающих согласованное развитие экономики и социальной сферы.
Среди регионов РФ у нас 1 место по темпам строительства, 2-е – по индексу промышленного производства и темпам роста инвестиций. Входим в десятку по сводному индексу инвестиционной привлекательности и по темпам роста доходов регионального бюджета.
Высокую инвестиционную привлекательность региона подтверждает оценка ведущих российских и международных рейтинговых агентств.
Нефтегазовый кластер является основным ускорителем регионального развития. Подчеркну его высокую перспективность, поскольку углеводородные ресурсы региона постоянно увеличиваются.
На российском шельфе Каспия открыто 8 многопластовых месторождений, запасы которых оцениваются в 254 млн тонн нефти. Прогнозные ресурсы здесь составляют более 20 перспективных структур, запасы которых оцениваются по нефти и конденсату в 1,1 млрд тонн, по газу в 800 млрд м3.
На территории области открыто месторождение Великое. Поставленные на государственный баланс запасы нефти выросли более чем на 330 млн тонн.
Прогнозные ресурсы углеводородов на суше геологоразведчики считают самыми крупными в европейской части России.
Долговременность наших возможностей определяет принцип диверсификации, которого мы придерживаемся много лет. Его суть в стабильности структуры региональной экономики. Это означает, что развитие одного кластера вызывает соответствующее ускорение смежного.
Так добыча нефти требует освоения новых скважин, а, следовательно, буровых. Строительство нефтепроводов подтолкнуло к строительству завода по изготовлению труб. У нас создается центр по обслуживанию буровых. Создан учебный центр.
В конечном счете, этот принцип определил необходимость формирования свободной экономической зоны. Главная ее задача - повысить степень готовности продукции судостроения. В свободной экономической зоне намечается производить навигационное оборудование, судовые приборы, оснащение для быта на буровых и многое другое. Уверен, что это изменит не только наше судостроение, но и окажет влияние на региональную промышленность в целом, даст жизнь ряду новых для нас отраслей.
В общей сложности в рамках особой экономической зоны будет создано 13 тысяч рабочих мест.
Поручаю министерству экономического развития активизировать завершение создания особой экономической зоны, а астраханским предпринимателям определить возможность своего участия в проекте.
Развитие экономики определяет рост потребности в электроэнергии. За последние годы энергетическое хозяйство региона обновлено более чем на 50%.
В общей сложности за эти годы в энергетику вложено около 30 млрд. рублей.
Построены и введены в эксплуатацию две мощные современные электростанции – ПГУ-110 и ПГУ-235 парогазового цикла. Развивается малая энергетика. Завершается строительство электростанции в городе Знаменск. Общий объем инвестиций по проекту составит 3,4 млрд. руб. Строится электростанция в поселке Оля.
Получили развитие электрические сети всех напряжений, что значительно повысило надежность электроснабжения.
Активно используем энергосберегающие технологии. Реализован проект с использованием солнечной энергии «Солнечный город» с установкой более 2 тысяч солнечных водонагревательных коллекторов, что позволило обеспечить горячей водой город Нариманов.
В области начата реализация проектов по строительству электростанций, работающих с использованием солнечной энергии. Два первые проекта каждый мощностью по 15 мегаватт – Резиновая и Володаровка – планируется ввести в конце этого года.
Предлагаю всем присутствующим здесь главам администраций муниципальных образований, бизнесменам, руководителям государственных и муниципальных предприятий рассмотреть свои возможности по использованию альтернативных источников электроэнергии и энергосбережению.
Важным направлением нашего развития является транспортная система региона, которая выполняет геополитическую миссию, являясь составляющей международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток».
В рамках стратегии развития Астраханского транспортно-логистического узла идет создание новых портовых мощностей, ведется дноуглубление.
Важнейшей составляющей транспортной системы является дорожная сеть области, которая постоянно развивается. Впереди строительство Северного обхода города Астрахани с мостом через Волгу.
Все это крупные капиталовложения, которые создают новые выгодные условия бизнеса. Вот в прошлом году сдали мост через реку Таловая в Володарском районе, который приблизил, скажем, село Цветное к областному центру. Теперь вести здесь бизнес стало выгоднее. Это сигнал для предпринимателей.
Или Заболдинский район, который теперь связан с городом Астраханью скоростной магистралью.
Естественно, сюда придет крупный бизнес, но есть сферы деятельности, которые ему не выгодны. И это закон – крупные инвестиции создают условия для малого и среднего бизнеса.
Так дорожное строительство определяет новые возможности для торговли, сферы услуг. Но пока эти возможности используются очень слабо. Не видно вдоль дорог новых магазинов, кафе.
Считаю, что бизнес-сообщество должно быть прекрасно осведомлено о наших инвестиционных планах и планировать свое развитие в соответствии с ними.
Особое значение в нашей инвестиционной политике занимает агропромышленный комплекс, поскольку он формирует в определенной степени продовольственную независимость региона, а также решает важную социальную задачу обеспечения занятости на селе.
За счет внедрение новых технологий мы постоянно наращиваем производство сельскохозяйственной продукции, производим ее столько, сколько сможем продать. Вот ввели в эксплуатацию 37 новых, модернизированных и реконструированных овощехранилищ. В результате их емкость хранения увеличена с 60 до 130 тыс. тонн. Осуществляет свою деятельность 4 оптово-распределительных центра в Ахтубинском, Красноярском, Лиманском и Харабалинском районах. В 2013 году через предпродажную подготовку прошло свыше 45 тыс. тонн овощной продукции и картофеля. Следовательно, изменились условия, что обеспечивает соответствующий рост производства. Это тоже непосредственное влияние инвестиционной политики.
По выращиванию овощей регион занимает 2 место, по производству томатов – 1 место, по сбору лука – 2 место в России.
В прошедшем году высокотехнологичными методами орошения, включая капельный метод, обеспечивалось 40 тыс. га посевов или 50% от используемых площадей.
Инвестиционную политику в отрасли мы также связываем с индустриальными методами ведения хозяйства, круглогодичным производством овощей. Это крупные инвестиции. Для них нужна соответствующая политика выхода на рынок через сетевые структуры. Но здесь жесткая конкуренция, которую, впрочем, мы успешно преодолеваем. Да и сами местные сетевики начали создавать собственные фермерские хозяйства.
Еще одно направление для фермеров - это производство новых или «забытых» культур. Например, клубники, винограда, продукции садоводства, хлопка, зелени. Ведь когда-то многие из этих продуктов шли к царскому столу. Задумайтесь. Минсельхозу, если их предложения будут экономически обоснованы, обязательно поддержите.
Отраслью, которая обеспечивает непосредственное освоение инвестиций, является строительство. В 2013 году объем работ в ней составил 63,3 млрд рублей, рост за год более чем в три раза. В определенной степени этот показатель обеспечен вводом инвестиционных объектов, заложенных в прошлые годы.
Перед астраханскими строителями обозначена важнейшая задача решения проблемы ветхого и аварийного жилья. Это значимая социальная проблема. Стоит она в нашем регионе более ста лет. С дореволюционных времен.
Указом Президента России установлено ликвидировать ветхое и аварийное жилье до 1 июля 2017. Мы отработали свой подход к ее решению, объединяющий интересы государственного, муниципального и частного капитала. Уверен, что с этой задачей справимся.
Повышению качества и уровня жизни способствуют капиталовложения в социальные отрасли, торговлю, сферу услуг. Объем инвестиций на этом направлении составляет 10-15% общих средств.
Здесь важным направлением является также государственно-частное партнерство. У нас есть практика его применения в медицине, где объем платных услуг только в прошлом году превысил 2 млрд. рублей. Вкладываются частные средства в строительство детских дошкольных учреждений. Есть удачно реализованные бизнес-проекты в сфере культуры, дополнительном образовании и спорте.
Считаю важным для бизнес-среды принять активное участие в развитии социального предпринимательства.
Мы продолжаем совершенствовать стратегический подход к формированию инвестиционной политики.
В 2013 году завершено внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Приступили к внедрению Инвестиционного стандарта на уровне муниципальных образований. Основная задача, поставленная им – это создать новые условия для улучшения бизнес-климата, повышения инвестиционной привлекательности территорий и снижения административных барьеров. В настоящее время 50% требований стандарта муниципальных образований реализованы. Обращаю внимание глав муниципальных образований, что эту работу необходимо завершить до 1 июня 2014 года.
В рамках требований Стандарта была разработана и утверждена Стратегия инвестиционного развития Астраханской области до 2020 года, дополняющая Стратегию долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области.
Ее цель - обеспечение на территории Астраханской области инвестиционного процесса, гарантирующего интенсивность и многообразие привлекаемых инвестиций в интересах повышения качества жизни населения и социально-экономического благосостояния региона.
Действует государственная программа «Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области на 2013-2017 годы».
На очереди разработка «дорожной карты» с определением реперных точек и сроков их достижения. В этом нам не обойтись без инициативы муниципальных образований. Считаю, что к этой работе необходимо привлечь предпринимателей, в каждом районе области должен заработать инвестиционный Совет, подобный областному.
Необходимо сделать инвестиционную деятельность максимально открытой, привлекать заинтересованных представителей бизнеса, общественность, продолжить размещение на официальных порталах муниципальных образований повестки заседаний инвестсоветов и отчеты по их итогам.
Предлагаю всем главам муниципальных образований лично подключиться к этой деятельности, регулярно контролировать работу сайтов, чтобы они не были пустыми, а областному агентству инвестиционного развития ее координировать
Успех в борьбе за инвестора зависит от того, насколько грамотно регион и каждое муниципальное образование сумеет раскрыть свои преимущества и построить административную и организационную работу по привлечению инвестиций.
Здесь важно наличие информации по инвестиционному потенциалу каждого муниципального образования.
Поручаю министерству экономического развития Астраханской области проводить ежеквартальный мониторинг инвестиционного климата муниципальных образований.
Для создания благоприятных условий развития бизнеса, привлечения инвестиций нам необходима развитая система обеспечения предпринимательства и его государственная поддержка.
Основными составляющими системы обеспечения являются: нормативно-правовое регулирование, инвестиционная инфраструктура, профессиональная управленческая команда.
В своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин определил, что мы должны к 2015 году сформировать стабильную, прозрачную правовую среду для благоприятного ведения бизнеса.
Отмечу, что на территории области создана практически полная законодательная база, регламентирующая инвестиционный процесс. Мы постоянно продолжаем ее совершенствовать в соответствии с требованиями времени.
В прошедшем году расширился перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти области в сфере отношений государственно-частного партнерства. В целях защиты интересов частного партнера утвержден Порядок предоставления из бюджета Астраханской области ему субсидий. В бюджете области этого года предусмотрены средства на эти цели.
Рекомендую всем муниципальным образованиям разработать аналогичные региональным нормативные правовые акты по улучшению делового климата муниципальных образований.
Развивается инвестиционная инфраструктура. К существующей сети бизнес-инкубаторов в прошедшем году добавился еще один бизнес-инкубатор в п. Оля Лиманского района. Создано свыше 100 новых рабочих мест. Заполняемость бизнес-инкубаторов возросла практически в 2 раза и составила на начало 2014 года 88%.
За прошедший год открыто 6 филиалов многофункциональных центров. На данный момент действует уже 10 филиалов.
Охват населения, обеспеченного доступом к получению услуг по принципу «одного окна», составил на начало 2014 года 52%.
Поручаю министерству экономического развития к 2015 году обеспечить возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде во всех населенных пунктах области. Технические возможности для этого есть.
Успешно функционируют созданные Правительством Астраханской области структуры, обеспечивающие прямое финансирование и предоставление гарантий для реализации инвестиционных проектов.
Объем поручительств, выданных Астраханским залоговым фондом, в прошедшем году составил свыше 1 млрд. рублей. Эти гарантии позволили привлечь дополнительно почти 1,8 млрд. рублей кредитных ресурсов.
Астраханский фонд поддержки малого и среднего бизнеса обеспечивает возможности реализации бизнес проектов на начальной стадии, предоставляя средства по упрощенной системе под идею и решение. Работа центра обеспечила в 2013 году реализацию около 130 бизнес предложений.
Министерству экономического развития следует продолжить эту работу.
Формированию привлекательного инвестиционного климата в Астраханской области способствует выстраивание конструктивных деловых отношений с финансово-кредитными учреждениями.
В сентябре 2013 года Правительство области заключило соглашение о комплексном развитии региона с Внешэкономбанком. На его основе будет организована совместная работа сторон по крупнейшим инвестиционным проектам, реализация которых сможет серьезно повлиять на улучшение инвестиционного климата в регионе.
Мы рассчитываем на участие ВЭБа в реализации проектов по развитию агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, а также в социальных проектах.
В рамках Соглашения предполагается также совместное формирование инновационного территориально-производственного кластера в регионе.
В октябре 2013 года было подписано Соглашение с Поволжским банком ОАО «Сбербанк России» о социально-экономическом и финансово-кредитном сотрудничестве. Банк примет финансовое участие в обеспечении жителей области социально-доступным жильем, в том числе детей-сирот, программе поддержки малого и среднего предпринимательства, развития сельского хозяйства, реформирования ЖКХ, развития сети дошкольных образовательных учреждений и в ряде других социально-значимых направлениях.
Реализация соглашений позволяет привлечь дополнительные средства в экономику области.
Предлагаю всему банковскому сообществу рассмотреть возможность предоставления льготного кредитования либо упрощенного порядка получения кредитов для подобных инвесторов.
Одним из основных сдерживающих факторов при выборе территории для реализации проекта является уровень подготовленности инвестиционной площадки. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных от транспортных потоков муниципалитетах. Это приводит к неравномерному инвестиционному развитию территорий, концентрации инвестиционных ресурсов в городах и районных центрах.
На сегодняшний день на инвестиционном портале Астраханской области представлена 121 площадка, предлагаемая муниципалитетами для налаживания новых производств. Однако лишь четверть из них обеспечена газом, водой и электричеством.
Необходимо предоставить инвесторам прозрачные и понятные технические условия, гарантировать их исполнение и невозможность повышения стоимости подключения к коммунальным сетям в одностороннем порядке.
Поручаю министерству промышленности и природных ресурсов Астраханской области подготовить предложения по реализации необходимых мер.
Инструментом для определения инвестиционных точек роста является утвержденный План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры. Механизмом должно стать государственно – частное партнерство.
Стратегический ориентир в том, чтобы к 2020 году 80% выявленных площадок на территории муниципальных образований были задействованы в инвестиционных проектах.
Мы уже приступили к созданию в муниципальных образованиях территорий комплексного развития. В 6 уже определены земельные участки и идет работа по подготовке документов для присвоения статуса, но должен заметить, что эта работа идет очень медленно.
Естественно, выбрать участок и назвать его территорией комплексного развития недостаточно, нужно понимание целесообразности ее создания и путей развития.
Поэтому в каждом муниципальном образовании должен действовать четкий план привлечения инвесторов, основанный на лучшей региональной практике. Мы отдаем себе отчет, что на создание инфраструктуры потребуется несколько лет, значительные финансовые ресурсы, но начало практической реализации должно быть положено в 2014 году.
Внесен в Думу Астраханской области проект закона «Об инвестиционном фонде Астраханской области», его цель – поддержка развития инженерной и транспортной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Помимо этого, закон позволит нам привлечь средства Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Для стимулирования муниципальных образований за активизацию работы по привлечению инвестиций поручаю министерству экономического развития проработать вопрос поощрения муниципальных образований, проводящих активную работу с инвесторами, министерству финансов - предусмотреть в бюджете соответствующие средства.
Следует понимать, что привлекательность территории для современного бизнеса определяется качеством жизни населения, требованиями к среде проживания и к уровню ее развития.
Мы говорим о современной, креативной, удобной, экологически чистой среде обитания. Если этим не заниматься, будем терять не только инвесторов, но и талантливую молодежь.
Я еще раз напоминаю о важности данной работы, и считаю необходимым Ассоциации муниципальных образований активно включиться в эту работу и ежеквартально докладывать мне.
В инвестиционном развитии значимым является его кадровая обеспеченность. Нам нужны специалисты, владеющие иностранными языками, знакомые с современными методиками управления и международным правом.
По ряду направлений мы готовим достаточно много специалистов, но их адаптация к конкретным условиям производства оставляет желать лучшего. Поручаю Министерству образования и науки области создать условия для молодых специалистов для получения конкретных практических навыков непосредственно на производстве. Совместно с Министерством промышленности рассмотреть возможность повышения эффективности производственных практик, разработку курсовых и дипломных работ по проблематике развития региона. Привлеките к этой деятельности Советы Молодых специалистов при государственных органах власти, Молодежное правительство.
Безусловно, будет продолжена работа по государственной поддержке инвестиционных проектов на основе четких установленных приоритетов.
Одним из них для малого и среднего бизнеса является инновационность и заточенность на конкретные потребности рынка. Именно такие проекты мы будем поддерживать в первую очередь.
Эффективность от бизнес-проектов, реализуемых субъектами малого предпринимательства, значительна. Рост налоговых отчислений в консолидированный бюджет на 52% превышает уровень 2012 года.
Меры оказания государственной поддержки были дополнены с октября 2013 года грантами для ведения бизнеса субъектами предпринимательства, работающими на селе. Здесь реализовывались целевые программы «Семейные животноводческие фермы», «Начинающий фермер».
На базе Центра микрофинансирования Астраханского фонда поддержки предпринимательства для этой категории введен новый вид финансовой поддержки – займ по программе микрофинансирования «РОСТ», который предполагает сниженную процентную ставку (9,5% годовых), а также характеризуется упрощенным пакетом документов для принятия решения о кредитовании.
Планируется создание Астраханской региональной лизинговой компании, конкурентным преимуществом которой будет являться предоставление более дешевых услуг лизинга оборудования и транспорта на более длительные сроки, чем предложения действующих компаний.
Важным направлением улучшения делового климата является совершенствование системы управления инвестиционными процессами, которая обеспечит поддержку любого эффективного инвестпроекта на всех стадиях от разработки бизнес-плана до его реализации.
Должна быть сформирована система информирования частных инвесторов о существующих и новых механизмах поддержки, новых направлениях, ресурсах бюджетных средств на эти цели. Государственным и муниципальным чиновникам следует работать с бизнесом в формате «лицом к лицу», слышать предпринимателей и помогать им.
Координатором данного процесса должно стать министерство экономического развития Астраханской области.
В прошлом году нам удалось сократить сроки оказания услуг в сфере имущественно - земельных отношений, строительства. Период предоставления услуги «Выдача разрешения на строительство» сокращены с 380 до 205 дней. Отмечу, что в среднем по России по исследованиям Всемирного Банка - 297 дней!
Сокращены сроки процедуры по формированию земельного участка с 288 до 130 дней, процедуры по принятию решения о проведении торгов по продаже земельного участка и обеспечению проведения независимой оценки, входящие в услугу, будут реализовываться параллельно, сокращены сроки согласования распорядительных актов органов местного самоуправления до 15 дней. Однако я уверен, что мы не исчерпали здесь все возможности.
Обращаюсь к федеральным органам власти и местному самоуправлению с поручением продолжить эту работу.
И, конечно же, должна стать более эффективной имиджевая политика региона, обеспечивающая преставление Астраханской области в медиапространстве как инвестиционно-привлекательной территории.
Нам необходимо усилить работу по продвижению нашего региона посредством федеральных СМИ, участию в мероприятиях российских институтов развития, которое позволит привлечь внимание мировых и российских инвесторов.
Считаю необходимым участие в этой работе бизнес – сообщества, отводите в своей рекламной деятельности место для продвижения региона и его инвестиционной привлекательности. Этим вы сработаете не только на регион, но и на себя. Поверьте, астраханский бренд дорого стоит.
Подчеркну, что кроме ресурсного потенциала мы обладаем серьезной геополитической значимостью. Его подчеркивает важное событие, которое пройдет в сентябре текущего года в г. Астрахани – Четвертый прикаспийский саммит. Он также станет важным стимулом привлечения инвестиций в наш регион.
Таковы основные направления инвестиционной политики Астраханской области на 2014 год. Каждый рубль инвестиций, привлеченных в Астраханскую область – это вклад в будущее региона, в формирование его успешного развития.
А цель наших совместных усилий – это благополучие каждого жителя, перспективы для молодых, уровень доходов и качество жизни. Стремиться к этому, работать над этой целью – наш долг. Уверен, что работая сообща, мы сможем достичь поставленных целей.
Спасибо за внимание!