Главная Постановления, распоряжения Для печати
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О концепции отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы»ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22.06.2007 250-П
О концепции отраслевой целевой программы «Комплексная модер-низация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы»
В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 № 54/2004-ОЗ «О территориальном прогнозировании и целевых про-граммах Астраханской области» и в целях более успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Астраханской области, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг при эффективном использовании имеющихся в системе ресурсов и привлечении новых,
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы».
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы» министерство образования и науки Астраханской области.
3. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) разработать отраслевую целевую программу «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы» и представить её на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 15.07.2007.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астра-ханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 22.06.2007 № 250-П
Концепция отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация
системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы»
1. Введение
Концепция модернизации российского образования до 2010 года ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Реализация данной задачи на областном уровне требует совершенствования организационно-финансовых механизмов в сис-теме образования, механизмов взаимодействия с внешней средой, механиз-мов оценки и мониторинга качества образования, активного внедрения госу-дарственно-общественного заказа на подготовку и переподготовку профес-сиональных кадров для народно-хозяйственного комплекса области, реструк-туризации сети образовательных учреждений и изменения механизмов рабо-ты с кадрами системы образования.
В связи с этим определена концепция отраслевой целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы», основной целью которой должно стать обеспечение испол-нения комплексных проектов модернизации областной системы образования, направленных на предоставление населению Астраханской области незави-симо от места жительства возможности получения качественных образова-тельных услуг с учетом обеспечения психофизической безопасности обу-чающихся.
2. Содержание проблемы
Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития областной системы образования.
В последнее время наблюдается нарастающее противоречие между ем-костью сети и реальным контингентом учащихся. В большинстве муници-пальных образований области наблюдается устойчивая тенденция к сокра-щению численности обучающихся. К 2010 году можно ожидать стабилиза-ции количества учащихся лишь в Ахтубинском районе и городе Астрахани.
Для муниципальных сетей общеобразовательных учреждений, как и областной сети в целом, характерна неравномерность территориального рас-пределения общеобразовательных учреждений повышенного уровня подго-товки. Из 29 таких учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изу-чением предметов) подавляющее число сосредоточено в областном центре. Подобное распределение снижает возможность получения образования по-вышенного уровня детьми, проживающими в сельской местности. Сущест-вующие проблемы недостаточного обеспечения ресурсной базы снижают в целом и возможности получения качественных образовательных услуг для учащихся сельских школ в местах их проживания. Иными словами, затруд-няется решение задачи обеспечения доступности качественного образования. Подавляющее большинство образовательных учреждений в муниципальных сетях представлено средними общеобразовательными школами. Большинст-ву школ необходимы специализированные кабинеты физики, химии, инфор-матики и т.п. Обеспечить все школы необходимым учебно-материальным ре-сурсом при существующей социально-экономической ситуации и общем де-фиците средств, уровне изношенности оборудования нереально, да и нера-ционально (с учетом прогноза численности учащихся). Кроме прочего, если иметь в виду, что одним из показателей обеспечения психофизической безо-пасности является количество обучающихся в школах одной ступени или в относительно изолированных помещениях, то описанная ситуация является, по сути, антиресурсом для выполнения и данного требования.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих контингент учащихся в существующей сети общеобразовательных учреждений, свиде-тельствует о том, что количество классов в параллели на старшей ступени и их средняя наполняемость не позволяют создать условия для организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащих-ся.
Среди других причин слабой готовности существующей сети общеоб-разовательных учреждений к реализации названного стратегического при-оритета развития областной системы образования можно назвать:
- слабую ресурсную готовность образовательных учреждений к введе-нию профильного обучения и подготовки профессиональных кадров;
- характерное до недавнего времени стремление органов управления образованием оснастить «всех и поровну», что привело к низкому уровню концентрации необходимых материально-дидактических ресурсов, а также производственной базы даже в относительно крупных (по численности) об-разовательных учреждениях;
- отсутствие разработанных механизмов обеспечения сетевого взаимо-действия между муниципальными и государственными образовательными учреждениями;
- невысокий уровень готовности педагогических кадров и руководите-лей образовательных учреждений к организации профильного и модульного обучения.
Параллельно с этими проблемами очевидными тормозящими фактора-ми становятся действующие механизмы распределения бюджетных средств.
Кроме того, ввиду сохранения устаревших механизмов оплаты труда педагогических работников и значительного отставания их заработной платы от средней в отраслях промышленности Астраханской области (средняя за-работная плата работников образовательных учреждений составляет 50-60 % от средней заработной платы занятых в промышленности; за 2006 год - 45,4 %) за последнее десятилетие произошел отток из отрасли наиболее квалифи-цированных кадров, способных обеспечить достижение новых целей образо-вания.
Для сохранения имеющегося кадрового потенциала системы образова-ния и привлечения в нее новых квалифицированных кадров требуется вне-дрение новых механизмов оплаты труда педагогов.
Для осуществления перехода на новые механизмы бюджетирования и новые системы оплаты труда в образовательной сфере возникает необходи-мость технического и методического сопровождения.
Вместе с этими проблемами наблюдается отсутствие сформированного механизма, позволяющего оценить степень соответствия запросов к системе образования по всем аспектам оказываемых образовательных услуг, во всех разрезах, от областного (мониторинг областной системы образования) и му-ниципального (мониторинг муниципальных систем образования) до субъект-ного (индивидуальная оценка развития обучающегося, качество деятельности педагогов, администрации образовательного учреждения).
Не сформирован механизм, позволяющий обществу перевести свои за-просы в заказ к системе образования и в дальнейшем иметь возможность влиять на принятие стратегических решений.
Обеспеченность всех заинтересованных субъектов общества доступной информацией о качестве функционирования системы, достаточной для при-нятия обоснованных жизненных и управленческих решений, приведет к соз-данию ситуации здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг и трудовых ресурсов.
Управленческие модели в сфере образования не действуют на принци-пах взаимной ответственности субъектов образовательной политики, что не позволяет обеспечить реализацию в равной степени как государственного, так и общественного заказа образованию, привлекать дополнительные ин-теллектуальные и материальные ресурсы, обеспечивать открытость образо-вательной системы.
В то же время потенциал системы достаточен для решения вышеозна-ченных проблем.
В связи с этим предполагается разработка отраслевой целевой про-граммы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской об-ласти на 2008-2010 годы».
3. Основные цель и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для наиболее успешной реализации стратегических направлений развития системы образо-вания Астраханской области, направленных на повышение качества предос-тавляемых образовательных услуг при эффективном использовании имею-щихся в системе и привлечении новых ресурсов.
Для ее реализации предполагается решение следующих задач:
- приведение учебно-материальной базы образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;
- обеспечение доступности всех обучающихся к качественным образо-вательным услугам;
- создание и задействование механизмов областной системы оценки качества образования;
- развитие институтов общественно-государственного управления об-разовательными учреждениями;
- обеспечение технического и методического сопровождения для соз-дания условий введения новых систем оплаты труда педагогических работ-ников и нормативного подушевого финансирования.
4. Срок реализации программы и основные мероприятия
Срок реализации программы рассчитан на 2008-2010 годы.
Для достижения указанной цели и выполнения поставленных задач разрабатывается система программных мероприятий по следующим направ-лениям:
4.1. Оснащение образовательных (ресурсных) и социокультурных цен-тров необходимым учебным оборудованием.
По данному направлению в программу войдут мероприятия по приоб-ретению учебной мебели, наглядных пособий, компьютерной, аудио- и ви-деотехники, современных технических средств обучения, спортивного ин-вентаря, оснащения для организации внеурочной и внеаудиторной деятель-ности обучающихся.
4.2. Обеспечение доставки обучающихся.
По данному направлению в программу будут включены мероприятия по приобретению транспорта для подвоза обучающихся к образовательным (ресурсным) центрам.
4.3. Обеспечение перехода на профильное обучение на старшей ступе-ни общего образования.
По данному направлению в программу планируется включить меро-приятия по методическому сопровождению и материальному обеспечению профилизации старшей ступени, организации подготовки и переподготовки педагогических кадров.
4.4. Создание, модернизация и оснащение учреждений профессиональ-ного образования (учреждения НПО, губернские колледжи).
По данному направлению в перечень мероприятий войдут приобрете-ние производственного оборудования для подготовки и дальнейшей серти-фикации рабочих кадров, обеспечение лицензионных условий для вновь от-крываемых профессий и специальностей в соответствии с потребностями об-ластного рынка труда.
4.5. Разработка и внедрение механизмов областной системы оценки ка-чества образования.
Программой должна быть предусмотрена возможность полного пере-хода к 2009 году системы общего образования на проведение итоговой атте-стации выпускников полной средней школы в форме и по материалам еди-ного государственного экзамена, внедрение экспертизы уровня знаний выпу-скников основной школы проведением государственной аттестации с участи-ем муниципальных экзаменационных комиссий, внедрение механизмов не-зависимой оценки качества путем проведения мероприятий по созданию тех-нической и методической базы сопровождения всех процедур, создание элек-тронных каналов обмена информацией, сертификацию обучающихся по ра-бочим профессиям.
4.6. Расширение общественного участия в управлении образовательны-ми учреждениями.
В программу планируется включить мероприятия по оказанию методи-ческой помощи, изданию методических пособий, созданию электронных баз данных.
4.7. Переход на нормативное подушевое финансирование в системе об-разования и внедрение новых систем оплаты труда педагогических работни-ков.
5. Источники финансирования программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств федерального и областного бюджетов при участии местных бюдже-тов и внебюджетных источников.
6. Целевые параметры, показатели и ожидаемые результаты
от реализации программы
6.1. Целевые параметры
Для реализации программы заданы целевые параметры, выход на кото-рые планируется к 2010 году:
- завершение перехода на нормативное подушевое финансирование в системе образования;
- создание современной производственной учебной базы;
- создание условий для обеспечения доступности обучающихся к каче-ственной образовательной услуге;
- создание 61 образовательного (ресурсного) центра;
- создание 30 социокультурных комплексов;
- создание корпоративной сети (областной образовательный портал, система дистанционного повышения квалификации, система мониторинга и оценки качества образовательных услуг с помощью компьютерной сети);
- формирование областной системы оценки качества образования;
- дальнейшее расширение участия общественных институтов в управ-лении учреждениями системы образования.
6.2. Показатели
6.2.1. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобра-зовательных учреждений.
Таблица 1
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля муниципальных образований, об-щеобразовательные учреждения кото-рых получают бюджетные средства на основе принципов нормативного поду-шевого финансирования (НПФ), от об-щего числа муниципальных образова-ний в Астраханской области, в %, по годам 95 100 100 100
Таблица 2
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования обще-образовательных учреждений, в %, по годам
в городской местности 3,9 6,6 10,0 10,0
в сельской местности 1,9 5,9 10,0 10,0
6.2.2.Развитие областной системы оценки качества образования (РСО-КО)
Таблица 1
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учрежде-ний предоставляется возможность сдачи ЕГЭ, по годам 9 10 13 13
Таблица 2
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля выпускников общеобразовательных уч-реждений, проходящих государственную (ито-говую) аттестацию по русскому языку и мате-матике в форме ЕГЭ, в %, по годам 97 97 97 97
Таблица 3
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля выпускников общеобразовательных уч-реждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учеб-ным предметам, в %, по годам 52 64 97 97
Таблица 4
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, меж-школьными экзаменационными комиссиями, в %, по годам 12 50 100 100
6.2.3. Развитие сети общеобразовательных учреждений Астраханской области: обеспечение условий для получения качественного общего образо-вания независимо от места жительства
Таблица 1
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля школьников, обучающихся в общеобра-зовательных учреждениях, отвечающих со-временным требованиям к условиям осущест-вления образовательного процесса, в %, по го-дам 50 65 80 100
Таблица 2
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Средняя наполняемость классов в общеобра-зовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в пределах норм, уста-новленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, по годам 21,9 23
24 25
Муниципальные учреждения (Астрахань) 22,8 24 25 25
Государственные учреждения 20,3 21 22 25
Таблица 3
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Средняя наполняемость классов в общеобра-зовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в пределах норм, уста-новленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, по годам 14,9 16
18 20
6.2.4. Расширение общественного участия в управлении образователь-ными учреждениями
Таблица 1
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля общеобразовательных учреждений, в ко-торых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, общест-венный характер управления образовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в %, по годам 64,3 100 100 100
Таблица 2
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля муниципальных образований, имеющих муниципальные общественные советы, обес-печивающие демократический характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в %, по годам 76,9 100 100 100
Таблица 3
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдель-ным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, в %, по годам 16,3 60 100 100
Таблица 4
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в ме-сяц) обновляемые сайты в сети Интернет, в %, по годам 32 58 100 100
Таблица 5
Наименование показателя Факт Обязательства
2007 2008 2009 2010
Доля общеобразовательных учреждений, ли-цензирование и аттестация которых проводят-ся комиссиями с привлечением представите-лей общественности из числа лиц, не являю-щихся работниками учреждений, подведомст-венных органам управления образованием,
в %, по годам 18 22 25 25
6.3. Ожидаемые результаты
Реализация отраслевой целевой программы предполагает исполнение комплексных проектов модернизации областной системы образования, на-правленных на предоставление населению Астраханской области независимо от места жительства возможности получения качественных образовательных услуг с учетом обеспечения психофизической безопасности.
Программные мероприятия позволят:
- создать условия функционирования системы, которая должна быть направлена на обеспечение потребителей качественными образовательными услугами;
- создать условия обеспечения доступности качественных образова-тельных услуг вне зависимости от места проживания обучающихся;
- привести к качественному изменению кадровой составляющей сис-темы образования, повышению заинтересованности педагогических работ-ников в результатах своей профессиональной деятельности;
- ввести новые экономические механизмы, позволяющие эффективно расходовать бюджетные средства, привлекать в систему дополнительные ре-сурсы, рационально использовать возможности муниципальных образова-тельных сетей;
- повысить эффективность общественного участия в управлении об-разовательными учреждениями, а также привлекать инвестиции в систему образования;
- обеспечить экономическую и социальную сферы области кадрами, удовлетворяющими запросы работодателей, сократить дисбаланс спроса и предложения на рынке труда;
- проводить мониторинговые процедуры, позволяющие получать ин-формацию о состоянии системы, соответствии ее заданным параметрам.
Верно:
|
|