|
Миграция: судьбы людей и судьба государства
Миграция, мигрант в бытовом восприятии сегодня - в лучшем случае кавказец на базаре, в худшем - кавказец же, но прибывший специально для совершения преступления. Иногда, правда, вспоминают о беженцах, но относятся к ним с каждым годом все менее доброжелательно…
С вопросом о том, что из себя представляет сегодня миграция и как миграционные процессы отражаются на положении дел в субъектах федерации, в том числе Астраханской области мы обратились к председателю межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам - первому заместителю Главы Администрации области А.А.Жилкину
- Александр Александрович, мы привыкли к слову миграция, но, пожалуй, далеко не всегда отдаем себе отчет в его содержании?.. Миграция - это всегда плохо? Как миграционные процессы сказывается на положении дел в стране и у нас в области?
Давайте сначала действительно разберемся в том, что такое миграция. Ведь нередко не только граждане, но и СМИ, и должностные лица смешивают совершенно разные явления, обозначая их словом "миграция".
Миграция может быть важной предпосылкой экономического роста, могущества государства, а может быть и причиной больших социальных потрясений в стране и даже ее распада. Все дело в том, как этим процессом управлять. Легальная, упорядоченная миграция полезна, нелегальная, хаотичная наносит только вред. Получается как в медицине - одно и тоже средство в одной дозе действует как лекарство, в другой дозе или бесполезно, или становится ядом.
Миграция - это, прежде всего, переезд людей с одного места жительства на другое. Такой переезд может быть вызван совершенно разными причинами.
Например, каждый человек ищет место, где можно больше заработать, где лучше жить. Нередко по собственному желанию переезжают в другой город или страну даже люди, добившиеся неплохого заработка и положения у себя на родине. И не надо обвинять их в погоне "за длинным рублем" или непатриотизме - выбор места жительства и места работы - это неотъемлемое право человека, закрепленное признанными и уважаемыми в мире международными актами - Всеобщей декларацией прав человека, например.
Так называемая трудовая миграция нередко специально поощряется многими странами - это очень результативный способ решения кадровых проблем - если в стране каких-либо специалистов не хватает, то их можно "заполучить" из других стран. К такому способу прибег Китай в начале 80-х годов, начиная радикальные социально-экономические реформы. Тогда была проведена массированная пропагандистская кампания по возвращению "заморских китайцев" и многие специалисты китайского происхождения действительно вернулись из США в Китай.
Могу напомнить, что американцы называют себя "нацией эмигрантов" - действительно, американская наука и производство во многом созданы эмигрантами из Европы, в том числе из СССР и России. То же могут о себе сказать канадцы, да и все население Латинской Америки - это потомки переселенцев, частично смешавшиеся с коренным населением. Так что миграция преображает лицо мира в целом, и обычно, тем более при разумной регуляции ведет к прогрессу и развитию экономики.
Хотя, не стоит забывать, что даже желанный и запланированный приезд специалистов по установленным квотам для принимающей территории влечет определенные расходы - прибывающих надо обустроить, предоставить жилье, подготовить элементарно необходимые условия для работы.
А если без приглашения приезжают люди без образования (профессиональной специализации),малообразованные, ничего толком не умеющие делать, да еще и плохо знающие язык, то это опять таки для принимающей территории создает большие проблемы. Таких примеров в мире тоже более чем достаточно. Обратите внимание, в прессе были такие публикации, на то, какие затратные проекты по социальной адаптации мигрантов осуществляются в Германии и Франции.
- Для России проблема миграции - это нечто совсем новое? Ведь в СССР тоже существовали миграционные потоки, более того, они как-то регулировались - студенческие отряды на уборке урожая - это ведь тоже форма миграции. Есть в нашем историческом опыте что-то, что можно было бы использовать сегодня, разумеется, учитывая современные условия?
Конечно, и миграционные потоки в СССР были, и определенные формы регуляции применялись. Одна из этих форм - прописка. Но прописка в международной практике признана институтом, нарушающим права человека. Если Россия заявила что она "демократическое федеративное правовое государство" - именно этими словами начинается первая статья Конституции РФ, то мы должны придерживаться принятых норм демократического поведения. Таким образом, институт прописки был отменен, а после распада СССР миграционные потоки существенно изменились, появились новые, резко возросли некоторые уже существовавшие.
Россия имеет богатый опыт регуляции миграционных потоков. Правда, это опыт как позитивный, так и негативный. Могу напомнить, что на территории нынешней Астраханской области, обезлюдевшей в позднем средневековье от непрерывных войн, постоянное русское население появилось после того, как Екатерина Великая запретила возвращать российским помещикам крестьян, бежавших в Нижнее Поволжье. Иначе заселить эти нужные Российской державе места из-за тяжелого климата и инфекционных болезней было невозможно. Основатель Астраханской губернии Петр I всячески поощрял приезд в Россию иноземных специалистов.
И в более поздние периоды российской истории было немало удачных примеров использования государством человеческой "тяги к перемене мест". Например, освоение богатейших и крайне важных для могущества страны районов Крайнего Севера и Дальнего Востока было бы неосуществимо без "оргнабора", также как и строительство Москвы, крупнейших предприятий СССР.
К сожалению, были и бесчеловечные примеры регуляции миграции - период сталинских репрессий, когда проблема набора необходимых кадров решалась предельно просто - сотни тысяч специалистов, десятки миллионов простых рабочих и крестьян запирались в концлагеря из которых многие из них так и не вернулись. Это катастрофический и позорный период в нашей истории, мы до сих пор до конца не преодолели его последствий.
- Чего стоили обществу ошибки или нерешительность государственных мужей, определяющих миграционную политику государства - больших потрясений?
Конечно, и в наши дни такие ошибки тоже стоят очень дорого. Например, по данным ООН, более тридцати стран из-за миграции полностью утратили интеллектуальный потенциал и уже самостоятельно никогда не смогут восстановить нормальную жизнь. Во что превращаются такие страны, мы можем видеть на примере Афганистана или Сомали, превратившихся в рассадник бандитизма по всему миру. К чему привела регуляция миграции в "дудаевской" Чечне, когда начали вводиться по сути дела запреты на профессии - республика деградировала буквально за считанные месяцы, специалисты - и не только русские, просто бежали куда глаза глядят.
Серьезные проблемы с "утечкой мозгов" начались практически во всех бывших национальных республиках СССР, не случайно многие из них в последние годы начали возвращать русскому языку статус государственного и создавать условия для закрепления русскоязычного населения - повторюсь, потеря специалистов - это катастрофическое явление для любого государства, а приобретение готовых специалистов за счет миграции - явление наоборот, желанное, так можно здорово сэкономить и время и деньги. Кстати, многие астраханские ВУЗы, в частности всем известный и очень популярный у астраханской молодежи АГТУ - бывший РыбВТУЗ стал университетом не в последнюю очередь благодаря миграции - многие новые кафедры АГТУ были укомплектованы профессорско-преподавательским составом из числа переехавших в Астрахань специалистов из ВУЗов Кавказа и Средней Азии.
- Мы больше говорим о трудовой миграции, но ведь проблема "кавказцев на базаре", а также и тех, кто вынужден был уехать с насиженных мест из-за этнических конфликтов, войн - эта проблема тоже есть и она для Астраханской области стоит достаточно остро?
Да, проблема миграции в Астраханской области - области пограничной, чувствуется особенно остро. Но, давайте, отделим проблему, которую вы назвали "базар" от вынужденного переселения и от проблемы беженцев.
Кавказцы, торгующие на продуктовых и вещевых рынках - это, как правило, но не всегда, форма трудовой миграции. Участники этой миграции обычно являются гражданами Российской Федерации, например, выходцами из республик Северного Кавказа, с которыми мы, кстати, теперь находимся в одном федеральном округе, и ограничивать их перемещение - значит нарушать Конституцию РФ.
Из-за статьи 71, полностью относящей регуляцию прав человека к кругу федеральных полномочий, возможности субъектов федерации, в частности Астраханской области, сведены к нулю.
Проблемы вынужденных переселенцев и беженцев - совсем другого рода.
Подавляющее большинство тех, кого мы называем беженцами, вынуждены были спешно бросить обжитый дом, чтобы спасти свою жизнь. У таких людей, как правило, нет ни денег, ни вещей, ни крыши над головой. Беженцы - большая социальная проблема для всего мира, в ООН из-за этого создано управление Верховного комиссара по делам беженцев. Статус беженца регулируется не только национальными, но и международными актами, его не так легко получить, но он дает некоторые льготы.
Вынужденные переселенцы, как правило, имели возможность уехать не в спешке, кому-то из них удалось продать свое имущество, кроме того, на прежнем месте жительства многие из них достигли успеха в жизни, сумели накопить некоторые средства. Но от этого не меняется суть постигшей людей беды - они вынуждены были покинуть свои дома из-за нарушения прав человека, реальной угрозы жизни. Да, кстати, немало и тех, кто торгует на базарах, вынуждены были уехать из дома, а торговля - это единственное, что они могут делать на новом месте. Такая судьба, например, постигла талышей1, несколько лет назад начавших приезжать в Астраханскую область.
К сожалению, мы нередко сталкиваемся с не очень доброжелательным отношением к вынужденным переселенцам, случается, даже к русским.
- Понятно, что миграционные потоки необходимо регулировать. Кто и как теперь будет это делать в России после упразднения Минфедерации?
Минфедерации не выработало целостного государственного подхода к регулированию миграции, из-за этого, по-видимому, оно за последние три года не единожды реформировалось, пока не было упразднено совсем. Его функции разбросаны, по меньшей мере, по трем ведомствам, из которых наиболее заметная роль отводится МВД. Но у многих, в том числе и у журналистов возникло немало справедливых сомнений - МВД - структура специфическая, традиционно больше ориентированная на принуждение, а тут надо заниматься чисто хозяйственными, социальными, наконец - политическими проблемами.
А ведь до сих пор в России не решена основная политическая проблема - нет целостного концептуального подхода к миграции, хотя федеральная Концепция миграционной политики обсуждалась в Совете Федерации, и, как следствие, нет полноценного федерального законодательства, регулирующего миграцию и его необходимо срочно разработать - об этом сказал Президент РФ В.В.Путин, выступая в прямом эфире центрального телевидения в конце минувшего года.
Уже десять лет процесс так и остается пущенным на самотек, южные регионы России испытывают колоссальную миграционную нагрузку, будучи не вправе как-то регулировать ее самостоятельно. Кстати, нет и согласованной миграционной политики внутри СНГ. В результате - судорожные односторонние действия. Совсем недавно астраханцы имели возможность на себе ощутить последствия такой неопределенности - помните толпу таджиков, практически запертых на нашем вокзале? И разрешать этот кризис пришлось астраханским властям, хотя спровоцирована ситуация была неопределившимися "верхами".
Получается, что южные регионы России, в том числе Астраханская область с одной стороны предоставлены сами себе, с другой - буквально связаны по рукам и ногам конституционными нормами. Помощь от федерального центра чисто символическая - за 7 лет в Астраханскую область на обустройство вынужденных переселенцев поступило всего 100 млн. руб., а необходимо только для помощи тем 4,5 тысячам, кто получил официальный статус не менее 300 млн. руб. Реально же людей прибыло гораздо больше.
Миграция жестко регулируется всеми развитыми странами - кто был в США, например, хорошо знает, что самый страшный барьер в первом же международном аэропорту, куда вы прибыли - это стойка иммиграционного контроля, дальше все просто, но с иммиграционным контролем там лучше не шутить. США даже отменили несколько лет назад правило считать гражданином любого, родившегося на их территории.
Европейские страны предпринимают серьезные усилия, чтобы ограничить приток малообразованной рабочей силы с Востока, из Азии и Африки. Россия же опять остается в неопределенном положении, нам, в конце концов, надо решить - относимся мы к развитым странам или к "третьему миру", законодательная регуляция миграционных процессов - это и вопрос национальной безопасности и национального престижа.
Методы регуляции достаточно отработаны - это квотирование норм прибытия из разных стран и регионов, закрытие для мигрантов приграничных зон, широкая информационная работа по доведению до переселенцев сведений о наличии рабочих мест и условий для жизни в глубине страны и так далее. Квоты прибытия определяются, прежде всего, в зависимости от специальности прибывающих.
Нам, региональным органам власти, просто необходимо знать - сколько и каких людей к нам прибудет в течение года, в течение, скажем, пяти лет, нам необходимо знать, что эти люди умеют делать, знать - хотя бы примерно - состав их семей и так далее.
Пора федеральному центру прекратить отмалчиваться или фарисействовать и начать действовать, или - если нет достаточной решимости на необходимые меры - пора развязать руки приграничным регионам, дать им права самим решить проблему - подчеркиваю - вполне конституционным путем и, не нарушая прав человека, равномерно распределить миграционную нагрузку, обеспечить приток необходимой рабочей силы и разрешить нарастающую социальную напряженность. Правило должно быть одно - не готов действовать сам - не мешай другому.
Беседовала Н.Фролова
1Выходцы из районов южного Азербайджана.
|
|